1. Мотивационно-целевой этап | - Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Только тот, кто много знает, В жизни что-то достигает. Проверьте, все ли есть у вас на партах, должны лежать: дневник, учебник по русскому языку, пенал. У кого все на месте, руку на локоть. Откройте тетради, отступите от последней работы две строчки, запишите «Седьмое июня». На следующей строке «Классная работа». Посмотрите на слайде, здесь представлен ряд слов: К..ртофель, ч…рный, р…бина, ж…лать, ж…лтый, ш…л. - Прочитайте слова. - Что вы о них можете сказать? - Верно, кто желаете выйти к доске и записать эти слова вставляя пропущенные буквы? - Остальные записывают слова в тетрадь. - На какие 3 группы можно разделить данные слова? - Что можете сказать о словах каждого столбика? - Что вы знаете об имени существительном? - Что знаете об имени прилагательном? - Что вам известно о глаголах? - Для того, чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке, я предлагаю послушать высказывание одного автора: «Глагол-самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…кровь языка». Как вы думаете, какая же тема нашего урока? - Верно, тема нашего урока «Употребление глаголов в речи» А новая ли это тема? - Значит, что мы будем сегодня делать с нашими знаниями? - Отлично. | Фронтальная | Приветствие. Читают. - Это словарные слова. Выходит, 1 учащийся. - Существительные, прилагательные, глаголы. - Это слова разных частей речи. - Обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? - Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? - Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? - Глаголы. - Нет. - Обобщать, закреплять. | Л1 | П1 К1 Р1 | П1 |
2. Актуализация основных понятий темы. | Сейчас ребята мы с вами повторим то, что вы проходили на предыдущих уроках. - Я вам прочитаю утверждения, и ваша задача согласиться со мной или нет. Т.е. верно мое утверждение или неверно. Если утверждение верно вы топаете, если неверно вы хлопаете. Попробуем? 1. Глагол - это часть речи, которая обозначает предмет. - А что обозначает глагол? 2. Глагол отвечает на вопросы какой? какая? какие? - А на какие вопросы отвечает глагол? 3. Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам? 4. У глагола три наклонения: это изъявительное, условное и приказательное? 5. Глаголы бывают переходные и непереходные? Молодцы, вы все справились. Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить, как можно больше о глаголе. Глагол - самая распространенная, необыкновенная часть речи. А вы знали, что глагол по частоте употребления в речи занимает 2 место после существительных. 15 % слов художественного текста – это глаголы. | Фронтальная, индивидуальная | Топают. - Действие предмета. Топают. - Что делать? Что сделать? Хлопают. Хлопают. Хлопают. | Л1 Л2 | П1 П2 К1 Р1 | |
3. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. | Я хочу прочитать вам стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды», послушайте, как он использует слова этой части речи. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..» - Хорошее стихотворение, ребята, не так ли? - А о чем оно? Обратите внимание, как автор использует глаголы в тексте. Умело? - Давайте и мы с вами постараемся также умело употребить глаголы с существительным в упражнение 253, на странице 137. Что необходимо сделать? - Желающий выполнить задание у доски? Остальные выполняют в тетрадях. - Подчеркните все глаголы. На какой вопрос отвечают данные глаголы? - Смогли ли бы мы без помощи глаголов определить, какие существительные необходимо было вставить? | | - Да. - О весенней воде. -Да. Учащийся читает. Гремел (м.р) гром, и шел (м.р) дождь. Сквозь дождь лучило (ср.р) солнце, и раскидывалась (ж.р.) широкая радуга. В это время распускалась (ж.р) черемуха. Над самой водой зеленели (ср.р) кусты дикой смородины. - Что делать? - Нет. | Л1 Л2 | П1 П2 | П2 |
4. Применение знаний в новой учебной ситуации. | - Найдите упражнение 255. Прочитайте, что необходимо в нем сделать? - Запишите данные слова к себе в тетрадь. Когда же мы используем данные слова? - Попробуйте составить диалог используя эти слова со своим соседом по парте. - Кто желает рассказать, что у них получилось? - Отлично. | Фронтальная, индивидуальная | Читает. Пожалуйста, Будьте добры, - говорят, когда просят что-нибудь. Здравствуйте, Добрый день, - говорят, когда приветствуют кого-то. Благодарю, Спасибо - так говорят, когда говорят спасибо. Извините - говорят, когда просят прощения. До свидания. Спокойной ночи - говорят так, когда прощаются. Несколько учащихся рассказывают. | Л1 Л2 | К1 К2 Р1 | П1 |
5. Контроль знаний. | - Сейчас мы говорили вежливых словах, на урок я принесла словарик этикетных слов. (показываю словарик и хожу по рядам показываю, как он должен выглядеть) - Что такое этикетные слова? - Ребята, сейчас вашей задаче будет составить свой словарь этикетных слов. Включите свою фантазию для его оформления, вы можете расположить его на целом листе А4, который лежит у вас на парте, можете сложить лист в несколько раз и у вас будут разные разделы, как и у меня в словаре. Перед началом работы давайте еще раз вспомним, какие вежливые слова вы знаете? Приступайте к работе, кто будет готов, может представить свой словарь перед классом. | Индивидуальная | - Вежливые, правильные слова. Называют слова. Представляют свои словарики. | Л1 | К2 Р1 | |
5. Рефлексия. | - Наш урок подошел к концу. О какой части речи мы сегодня разговаривали? - На какие вопросы отвечает глагол? - Как часто употребляются глаголы в нашей речи? - Если вы довольны сегодняшней работой на уроке поднимите правую руку, если у вас возникли затруднения - левую. Спасибо за урок. До свидания. | Фронтальная | - Глагол. - Что делать? Что сделать? - Глаголы занимают 2 место, после существительных по частоте употребления. Оценка деятельности на уроке. | Л1 | П2 К1 Р2 | П1 |