Изучение нового материала | -Ребята, откройте учебники на странице 70. Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. -Правильно. Тема нашего урока - “Из истории письменности”. Откройте тетради, запишите тему урока. -Посмотрите на слайд. Рассмотрите рисунок-схему. Расскажите, что называют ценностями культуры. -Ребята, а что же такое культура? -Культура - накопленные обществом ценности. Шедевры архитектуры (храмы, памятники), произведения литературы, живописи, музыки, театр, народное творчество. -Скажите, а как раньше люди передавали друг другу сообщения о чем-либо? - Чтобы узнать, кто из вас все-таки прав, давайте познакомимся с историей появления письменности. -«Давным-давно, в незапамятные времена, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, не умел читать и писать». Этот первобытный человек и изобрёл самый древний и самый простой способ письма - "рисуночное письмо", или пиктографическое письмо, от слова «пиктограмма». В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает "рисую-пишу". Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. -На слайдах представлены примеры пиктограмм, найденных в пещерах древний людей. -Посмотрите внимательно на данное сообщение. Как вы считаете, что хотел передать этот человек? - Скажите, вы читали одно письмо, почему передаете его по- разному? -Письмо несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. -Пиктограммами люди пользовались не только в глубокой древности, но и сейчас. Кто может сказать, где в современной жизни можно встретить пиктограммы? -Как вы уже поняли, пиктография - не очень удобный способ передачи письменной информации. Именно поэтому человек стал задумываться о создании азбуки. -Кто являлся создателем славянской азбуки? - Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий. Отец братьев был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. - Славянская азбука появилась 1156 лет назад (863г). Для создания славянской азбуки (алфавита) – Кирилл взял все 24 греческие буквы, а так как в славянском языке звуков больше, чем в греческом, то прибавил недостающие буквы из армянского, еврейского и других азбук; некоторые же сам придумал. На тот момент азбука состояла из 43 букв. Мы и сейчас пользуемся этой азбукой, правда она немного изменилась: добавились буквы й, ё, э, некоторые буквы и вовсе перестали существовать. -Посмотрите на слайд. Вы можете увидеть то, как буквы назывались и обозначались на письме. -А Мефодий же продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа. -Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси? -В Древней Руси было малое количество грамотных людей, среди них: священники и монахи. Со временем у людей появилась необходимость в записи исторических событий. Они стали вести летописи. Каждая летопись отдалялась от предыдущей красной строкой. Люди, которые писали или переписывали книги, назывались писцами. Писцы вносили в летопись события, которые могли подтвердиться очевидцами. Что записывали в летописях? Записывали происходившие события по годам. Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории. | Обучающиеся открывают учебники на странице 70. Называют тему урока: “Из истории письменности”. Записывают тему урока в тетрадь. -Литература, живопись, музыка, архитектура, скульптура, наука. Высказывают свои предположения. Записывают в тетрадь: “Культура - накопленные обществом ценности”. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. Записывают в тетради: “Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления.” Рассматривают пиктограммы, представленные на слайдах. Высказывают свои предположения. -Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно. -Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д. Высказывают свои предположения. Слушают учителя. Рассматривают слайд с иконой святых Кирилла и Мефодия. Рассматривают слайды с изображением букв. -Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению славянской литературы. Записывают в тетрадь: “Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события.” | Презентация (слайд 2) Презентация (слайд 3) Презентация (слайд 4) Презентация (слайд 5,6,7) Презентация (слайд 8) Презентация (слайд 9,10) Презентация (слайд 11) Презентация (слайд 12) Презентация (слайд 13) Презентация (слайд 14) |