СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Из истории письменности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с историей письменности (пиктограммы, славянская азбука).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Из истории письменности"»

Тема: Из истории письменности.

Цель: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

Планируемые результаты

Предметные:

-формирует представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки;

-формировать у обучающихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;

-проводить работу с понятиями «пиктограмма, летописи».

Метапредметные:

-Принимать и сохранять цель и учебную задачу; -Оценивать свою деятельность, результаты своих действий;

Личностные:

-Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организа-ционный

момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Мотивация учебной деятельности.

- Прозвенел уже звонок

– Начинаем наш урок.

-Здравствуйте, ребята. Встаньте, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Садитесь. Проверьте свои рабочие места, подготовьте все необходимое.

Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к уроку.


Актуализа-ция знаний

-Вашим домашним заданием было прочитать параграфы о некоторых странах.

-Назовите столицу Японии.

-Какие достопримечательности Японии вы знаете?

-Почему Японию называют страной восходящего солнца?

-Назовите столицу Китая.

-Почему Китай называют страной контрастов?

-Назовите достопримечательности Китая.

Отвечают на вопросы учителя:


-Токио.

-Сакура, гора Фудзияма.

- Так как её земля первая в восточном полушарии озаряется солнечными лучами.

-Пекин.

-Большая Китайская стена, Храм Будды и др.


Изучение

нового материала

-Ребята, откройте учебники на странице 70. Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

-Правильно. Тема нашего урока - “Из истории письменности”. Откройте тетради, запишите тему урока.

-Посмотрите на слайд. Рассмотрите рисунок-схему. Расскажите, что называют ценностями культуры.

-Ребята, а что же такое культура?

-Культура - накопленные обществом ценности. Шедевры архитектуры (храмы, памятники), произведения литературы, живописи, музыки, театр, народное творчество.

-Скажите, а как раньше люди передавали друг другу сообщения о чем-либо?

- Чтобы узнать, кто из вас все-таки прав, давайте познакомимся с историей появления письменности.

-«Давным-давно, в незапамятные времена, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, не умел читать и писать». Этот первобытный человек и изобрёл самый древний и самый простой способ письма - "рисуночное письмо", или пиктографическое письмо, от слова «пиктограмма». В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает "рисую-пишу". Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.

-На слайдах представлены примеры пиктограмм, найденных в пещерах древний людей.

-Посмотрите внимательно на данное сообщение. Как вы считаете, что хотел передать этот человек?

- Скажите, вы читали одно письмо, почему передаете его по- разному?

-Письмо несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному.

-Пиктограммами люди пользовались не только в глубокой древности, но и сейчас. Кто может сказать, где в современной жизни можно встретить пиктограммы?

-Как вы уже поняли, пиктография - не очень удобный способ передачи письменной информации. Именно поэтому человек стал задумываться о создании азбуки.

-Кто являлся создателем славянской азбуки?

- Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий. Отец братьев был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

- Славянская азбука появилась 1156 лет назад (863г). Для создания славянской азбуки (алфавита) – Кирилл взял все 24 греческие буквы, а так как в славянском языке звуков больше, чем в греческом, то прибавил недостающие буквы из армянского, еврейского и других азбук; некоторые же сам придумал. На тот момент азбука состояла из 43 букв. Мы и сейчас пользуемся этой азбукой, правда она немного изменилась: добавились буквы й, ё, э, некоторые буквы и вовсе перестали существовать.

-Посмотрите на слайд. Вы можете увидеть то, как буквы назывались и обозначались на письме.

-А Мефодий же продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.

-Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?

-В Древней Руси было малое количество грамотных людей, среди них: священники и монахи. Со временем у людей появилась необходимость в записи исторических событий. Они стали вести летописи. Каждая летопись отдалялась от предыдущей красной строкой. Люди, которые писали или переписывали книги, назывались писцами. Писцы вносили в летопись события, которые могли подтвердиться очевидцами. Что записывали в летописях? Записывали происходившие события по годам. Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории.

Обучающиеся открывают учебники на странице 70. Называют тему урока:

“Из истории письменности”.

Записывают тему урока в тетрадь.



-Литература, живопись, музыка, архитектура, скульптура, наука.

Высказывают свои предположения.

Записывают в тетрадь: “Культура - накопленные обществом ценности”.



Высказывают свои предположения.





Слушают учителя.

Записывают в тетради: “Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления.”






Рассматривают пиктограммы, представленные на слайдах.


Высказывают свои предположения.



-Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно.






-Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д.


Высказывают свои предположения.

Слушают учителя.





Рассматривают слайд с иконой святых Кирилла и Мефодия.
















Рассматривают слайды с изображением букв.




-Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению славянской литературы.









Записывают в тетрадь: “Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события.”






Презентация

(слайд 2)



Презентация

(слайд 3)














Презентация

(слайд 4)










Презентация

(слайд 5,6,7)


Презентация

(слайд 8)









Презентация

(слайд 9,10)










Презентация

(слайд 11)















Презентация

(слайд 12)







Презентация

(слайд 13)








Презентация

(слайд 14)



Итог урока

-Наш урок подошёл к концу. Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали?

Отвечают на вопросы учителя:

-Познакомились с историей появления письменности на Руси.


Рефлексия

-Возьмите с ваших столов кружочки и положите их в коробочки: в зелёную, если у вас на занятии не возникало трудностей; в жёлтую, если вам что-то было не понятно; и в красную, если вы встретили трудности при выполнении работы.

Участвуют в этапе рефлексии.