Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Кровообращение"»
Технологическая карта урока
Учитель: Воропаева Инна Сергеевна
Предмет: биология
Класс: 8 (ФГОС) Тип урока: Комбинированный урок.
Тема урока | Строение и работа сердца. |
Цель урока | 1.Рассмотреть строение сердца и его роль в кровообращении. 2.Установить взаимосвязь строения и функций сосудов. 3.Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. |
Задачи урока | Познавательные: Изучить строение органа кровообращения – сердца и фазы его работы. Установить причинно-следственную связь между строением сердца и его функциями. Регулятивные: Развивать умения планировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации о строении и работе сердца, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически в таблицах и схемах. Личностные: Формировать культуру умственного труда, развивать экологическую культуру по охране своего здоровья (закаливание и укрепление сердца). |
Формирование УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание изученного материала, связанного с условиями долголетия. Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): умение поставить цель, задачи, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, применять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Познавательные УУД: тренировать умения поиска и выделения необходимой информации, структурировать полученные знания, использовать смысловое чтение, осознанно строить речевое высказывание, использовать логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном сотрудничестве с учителем и учениками, в постановке вопросов, оценке и коррекции действий партнера. |
Основные понятия | Перикард – околосердечная сумка; Эпикард – наружный серозный слой; Миокард – средний мышечный слой; Эндокард – внутренний слой; Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”; Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути; Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”; Сердце – “середина”. |
Ресурсы | УМК: Биология 8, программа по ред. Пасечника В. В. Учебник Колесов Д.В. Маш Р.Д. Беляев И.Н «Биология.Человек.» Рабочая тетрадь Биология. Человек. Учебно-методические карточки. Модель сердца. Модель торса человека. |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально. |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности класса к уроку | Подготовка УМК учащихся: тетради, рабочие тетради, учебник. | |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальная проверка | Работа по карточкам с заданиями | Карточки с заданиями (приложение 1) |
3.Мотива-ция учеб- ной деятель ности | Задаёт вопрос: «Оба круга кровообращения связаны с каким органом?» К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину (при этом учитель показывает по таблице перемещение крови по сердцу). Здесь все просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство! Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день. | Отвечают на вопрос ( с сердцем) Учащиеся высказывают свои предположения: «Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом » | Вопрос учителя Рассказ учителя |
4.Постановка пробле мы | Рассказ учителя: Известный врач Андреа Везалий (1514-1564г.г.) вскрывал труп перед свои ми учениками, и после рассечения груд ной клетки все с ужа сом увидели, что сердце трупа слабо билось. А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? | Учащиеся предлагают объяснения почему сокращалось сердце трупа? | Читают соответствующий абзац параграфа учебника |
5.Открытие нового знания | Учитель: Сердце – удивительный надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни без остановки и «ремонта». | Выдвижение гипотез – «Почему же сердце неутомимо и работоспособно?» | Объясняют в чем причина неутомимости и работоспособности сердца? |
6. Формулировка те -мы, постановка цели урока | Учитель формулирует тему урока, записывает её на доске, озвучивает цель уро ка – Выяснить строение сердца, выявить причины неутомимости сердечной деятельности | Записывают тему урока в тетрадь | Осмысление цели урока |
7. Изучение темы и первичное закрепление | Рассказ учителя о строении и кровоснабжении сердца: Познакомимся со строением сердца. И начнем с его местоположения. Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины. Размеры сердца чело века примерно равны размерам его кулака. Представим его размеры. Сердце не случайно называют полым мускульным мешком. Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани (эпикард). Средний слой – миокард - мощный мышечный слой. Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани (эндокард). Сердце находится в соединительно-ткан ном мешке, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки. В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови. 2.Объяснение учи теля. Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка –легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.) | 1)Запись терминов в тетрадь. 2)Работа с муляжами сердца, с текстом учебника | 1.Рассмотреть строение сердца, подписать его структуры 2. Рассмотрите на рисунке (Приложение 2) положение клапанов сердца. Заполните таблицу в тетради (Приложение 3). 3. Работа в парах – Ознакомьтесь с текстом учебника и раз даточным материалом. В процессе работы в парах продолжите предложения (см Приложение 3) |
8. Рефлексия | Беседа с классом Выставление аргументированных оценок учителем. | Ребята по кругу вы сказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка. -Сегодня я узнал… -Было интересно… -Было трудно… -Я выполнял задания… -Я понял, что… -Теперь я могу… -Я почувствовал, что… -Я приобрёл… -Я научился… -У меня получилось.. -Я смог… -Я попробую… -Меня удивило… -Урок дал мне для жизни… -Мне захотелось… | Вопросы (приложение 4) |
9.Домашнее задание | П. | Записывают д\з в дневник | Подготовка сообщения. |
Приложение 1
Установите соответствие между перечнем отделов сердца и кровеносных сосудов (1 -10) и их определениями.
Левый желудочек Левое предсердие Правый желудочек Правое предсердие Аорта Лёгочная артерия Полые вены Лёгочная вена Капилляры в лёгких Капилляры в тканях | Отдел сердца, в котором начинается малый круг кровообращения. Отдел сердца – конец малого круга кровообращения. Артерия, по которой течёт венозная кровь. Вена, по которой течёт артериальная кровь. Отдел сердца, в котором начинается большой круг кровообращения. Отдел сердца – конец большого круга кровобращения. Сосуды, в которых артериальная кровь становится венозной. Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной. Отделы сердца, в которых происходит расслабление при выталкивании крови из сердца. Отделы сердца, в которых происходит сокращение при выталкивании крови из сердца. |
Приложение 2
Слово "сердце" происходит от слова "середина". Это и понятно, потому что сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины.
Сердце - небольшой полый мышечный орган. У человека оно с кулак и весит всего около 300 г, это примерно 0,4-0,5% веса всего тела.
Сердце человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков. Между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны. Между правыми предсердием и желудочком - трехстворчатый, а между левыми предсердием и желудочком - двухстворчатый, или митральный. Благодаря им кровь движется только в одном направлении - из предсердий в желудочки.
Строение сердца человека |
Задание2 | 1. Створчатые клапаны сердца: а - створчатые клапаны открыты; б - створчатые клапаны закрыты. 2. Полулунные клапаны аорты: а - полулунные клапаны закрыты; б - полулунные клапаны открыты. |
Стенки предсердий внутри гладкие, и кровь легко стекает из них в желудочки. Предсердия имеют дополнительные емкости - ушки сердца. При интенсивной физической работе они могут наполняться кровью, если ее собирается слишком много.
Стенки желудочков имеют более сложное строение. От дна и боковых стенок отходят сосочковые мышцы. К ним прикрепляются прочные соединительнотканные нити, которые удерживают створки клапана, когда они закрываются. Благодаря этому створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий и пропустить туда кровь.
Мышечные стенки правого и левого желудочков по толщине отличаются друг от друга: стенки левого желудочка намного толще стенок правого. Дело в том, что левому желудочку приходится перегонять кровь через все тело, а это длинный и тяжелый путь, требующий больших усилий. Правый желудочек, перегоняющий кровь только через легкие, выполняет сравнительно небольшую работу. Это один из примеров приспособления органа к условиям его деятельности.
При сокращении сердечной мышцы эти нити натягиваются и препятствуют выворачиванию клапанов в сторону предсердий. Благодаря такому устройству кровь у здорового человека свободно поступает из предсердий в желудочки и ни капли ее не может попасть обратно из желудочков в предсердия.
В стенках желудочков много складок, поперечных перемычек. Кровоток в желудочках приобретает вихреобразный характер, потому что из предсердий в желудочки кровь движется в одном направлении, а из желудочка в артерии в противоположном. Благодаря сложному строению внутренней стенки желудочков кровь лучше перемешивается, и содержащийся в эритроцитах кислород и углекислый газ распределяются более равномерно среди эритроцитов.
На выходе крови из сердца, то есть на границе левого желудочка с аортой и правого желудочка с легочной артерией, находятся кармановидные полулунные клапаны. Они препятствуют возвращению крови из артерий в желудочки. Поэтому кровь движется только в одном направлении.
Приложение 3
№1 Заполните таблицу:
клапаны сердца | где располагаются | движение крови |
створчатые | между… | из …. в… |
полулунные | между… | из …. в… |
№2
Ознакомьтесь с текстом учебника и раздаточным материалом (Приложение 2). В процессе работы в парах продолжите предложения:
Кровь движется в одном направлении, потому что…_______________________;
Стенки желудочков толще, потому что.._________________________________;
Сначала сокращаются ______________, затем _____________________, а после наступает общая компенсаторная ______________.
Приложение 4
фразы из рефлексивного списка.
-Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я выполнял зада
ния…
-Я понял, что…
-Теперь я могу…
-Я почувствовал, что…
-Я приобрёл…
-Я научился…
-У меня получилось..
-Я смог…
-Я попробую…
-Меня удивило…
-Урок дал мне для жизни…
-Мне захотелось…