Технологическая карта урока
Учитель Болотина Т.Г. МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»
Предмет математика
Класс - 5
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями
Цель урока:
Образовательная: изучить правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями;
Развивающая: развитие навыков устных и письменных вычислений, умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Воспитательная: повышение заинтересованности в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.
5. Дидактические средства:
для учителя –мультимедийный проектор, экран, презентация «Сложение обыкновенных дробей».
для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, тест, смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.
Характеристика этапов урока
№ | Дидактическая структура урока (Этапы) | Время | Смысловой блок (Содержание) | Формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | 1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности Цель: Создать благоприятный психологический настрой на работу | | - Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? | | Приветствие, мобилизация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока, «Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно; зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями; синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить. | Личностные: самоопределение Регулятивные: оценка |
2. | 2. Актуализация знаний (устная работа) Цель: Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Фронт. ИНД. | (презентация «Сложение обыкновенных дробей» - слайды №2-№10) Что мы знаем о дробях? Что умеем делать с дробями? 2. Тест «Обыкновенные дроби» (приложение 1) | | 1. Организует устную работу | 1. Отвечают на вопросы 2. Заполняют таблицу ответов теста, проверка по эталону. | Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения. Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. |
3. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: Актуализация опорных знаний и способов деятельности | | 1.Учитель предлагает задачу: Незнайка просит помочь решить ему задачу. Он решил посадить на участке цветы: астры – на 1/9 участка, георгины – на 1/6 участка. Какая часть участка будет засажена цветами? Вопрос: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу? 2. Работа в группах (приложение 2) | | Организует подводящий к теме диалог. | Решают проблему. Отвечают на вопрос 2. Работают в группах, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласовывание общего решения Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач Личностные: осознание ответственности за общее дело |
4. | 4. Целеполагание и мотивация Цель: Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока | | 1. Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такие задачи? 2. Как вы думаете, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями? 3. Показывает запись сложения дробей с разными знаменателями. | | 1)Организует обсуждение сложения дробей с общим знаменателем 2)Организует обмен мнениями. | 1.Дают ответ. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. 2. Предлагают свои варианты. 3. Записывают образец в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание Коммукативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
5. | Первичное закрепление нового материала. Цель: Выявить пробелы первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечить закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | | 1. Учебник №881 – с объяснением на доске Физкультминутка (приложение 3) | | Организует работу на доске и в тетрадях. | 1.Выполняют работу: один ученик на доске, все в тетрадях . | Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий Коммукативные: выражение своих мыслей, |
6. | Первичный контроль (самостоятельная работа) Цель: Выявить качество и уровень усвоенных знаний и способов действий, установить причины выявленных недостатков | | 1. №879: - 2 ученика на доске 1вариант-1 строка 2 вариант – 2 строка Сильным учащимся - консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам №895 | | Организует самостоятельную работу. | 1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму |
7. | 7.Информация о домашнем задании Цель: Обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | №880, 886(устно) №897 – по желанию | | | Записывают домашнее задание | |
8. | Рефлексия. Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | | «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» | | 1. Предлагает продолжить предложение 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке 3. Выставляет оценки | 1. Отвечают на вопросы 2. Отмечают в карточках (приложение №4) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
Приложение 1.
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
1 вариант
1. Выбери из данных чисел правильные дроби:
а)
; б)
; в)
; г)
.
2. Дробь называется неправильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь
равной ей дробью со знаменателем 35:
а)
; б)
; в)
; г)
.
4. Какая из дробей больше 1:
а)
; б)
; в)
; г)
.
5. Какие из дробей меньше
:
а)
; б)
; в)
; г)
.
6. Какая из дробей самая маленькая:
а)
; б)
; в)
; г)
.
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно:
k :
а)
; б)
; в)
; г)
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в г | в | в | в | а в | б | б |
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
2 вариант
1. Выбери из данных чисел неправильные дроби:
а)
; б)
; в)
; г)
.
2. Дробь называется правильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь
равной ей дробью со знаменателем 35:
а)
; б)
; в)
; г)
.
4. Какая из дробей меньше 1:
а)
; б)
; в)
; г)
.
5. Какие из дробей больше
:
а)
; б)
; в)
; г)
.
6. Какая из дробей самая большая:
а)
; б)
; в)
; г)
.
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно:
k :
а)
; б)
; в)
; г)
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а б | а | б | а | б г | г | в |
Приложение 2.
1 группа.
1. Закрасить синим цветом -
круга, красным цветом -
круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
2 группа.
1. Закрасить синим цветом -
круга, красным цветом -
круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
3 группа.
1. Закрасить синим цветом -
круга, красным цветом -
круга.
2. Какая часть круга закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
4 группа.
1. Закрасить синим цветом -
прямоугольника, красным цветом -
прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
5 группа.
1. Закрасить синим цветом -
прямоугольника, красным цветом -
прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
6 группа.
1. Закрасить синим цветом -
прямоугольника, красным цветом -
прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
Приложение 3. Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Приложение 4.
1. Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял