СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по УМК «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема урока: Как определить ударный слог. (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по УМК «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема урока: Как определить ударный слог. (2 класс)»

УМК «Школа России»

Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Класс 2

Тема урока: Как определить ударный слог.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Форма урока:

Цель урока: Формировать умение ставить ударение; научить правильному произношению слов

Планируемые результаты:

Предметные

научатся: определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы нахождения ударения в слове. Различать ударные безударные слоги;

получат возможность научиться: наблюдать изменение значения слова в зависимости от постановки ударения;

работать с толковым словарем, находить в нем нужною информацию.

Метапредметные

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Оборудование: учебник, мультимедиа презентация

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.


Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)



Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Минутка чистописания


-Начнём урок с минутки чистописания.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах:

Нос, сон, небо, няня

(Звук )

-Правильно ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной и заглавной буквы Н по очереди.

- Откройте ваши тетради. Запишите в строчку цепочку букв, соблюдая соединения. Пропишите цепочку до конца строчки, продолжив закономерность.

- Прочитайте предложение.

На дворе трава, на траве дрова, 
не руби дрова на траве двора. (слайд)

-Ребята, как называется такое предложение? (скороговорка)

-Попробуйте произнести ее быстро.


-Спишите это предложение, соблюдая соединения.






Звук «Н»












Скороговорка





Произносят скороговорку


Списывают предложение

Соблюдая соединение

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


3. Словарная работа


а) Предъявление нового слова учащимся













Работа над слуховым образом словарного слова






Запись слова с окошком








Работа над зрительным образом словарного слова






Орфографическое проговаривание. Запись однокоренных слов или многократная запись слов с выделением орфограммы.


Введение нового слова в активный словарь детей























Постановка учебной задачи












































Формулировка правила






-Ребята, отгадайте загадку:




Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»




- Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе. (Дети проговаривают вместе с учителем слово извини и слово извините)

-Давайте произнесем это слово с ударением (Извините [е])



-Ребята, как вы думаете, где в этом слове ошибкоопасное место? Почему вы так решили?





Ребята, посмотрите на экран. Спишите это слово к себе в тетрадь. (Дети списывают слово с окошком в тетрадь)

И зв ните

-Ребята, а теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «Извините». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове?

(Букву и)


-Ребята, давайте напишем это слово, проговаривая его по слогам вслух. (изв (пишу букву и) – ните

-Пропишите строчку в тетради слова «извините», выделяя ошибкоопасное место.


-Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «извините»





-Молодцы, давайте попробуем составить предложения со словом «Извините». (Дети составляют предложения, например: Извините я пролил чай на стол. Извините меня , но я не могу вспомнить это правило )


Перед вами слова прочитайте их:

Здравствуйте, спасибо, пожалуйста

Что объединяет эти слова?

Как их называют?


В каких ситуациях их используют?



Спишите предложение.

КОЛЯ НАРИСОВАЛ ЗАМОК.

- К какому рисунку подходит эта запись?(СЛАЙД )

Отчего это зависит?


На какой слог падает ударение на 1 рисунке?

А на какой слог падает ударение на 2 рисунке?


Ребята в русском языке ударение может падать на какой слог по счету?


- Составьте предложение, чтобы было понятно о каком предмете идет речь. (По группам)



-Почему сейчас стало понятно о каком предмете идет речь?





 2 –Чему мы будем сегодня учится?

Давайте определим тему урока


Перед вами слова (Медведь,лиса собака, заяц, волк )

Давайте вместе со мной произнесем эти слова, выделяя голосом ударный слог.

На какие слоги падало ударение?

Медведь

Лиса

Собака

Заяц

Волк




И так что же такое ударение?







Извини






Извините

Ребята проговаривают вместе с учителем слова Извини, извините


Извините [е])

В первом слоге.

Так как гласная в этом слоге находится в слабой позиции, она безударная

И проверить ее мы не можем.


Ребята списывают слово с окошком в тетрадь



И зв ните


Ребята открывают орфографический словарь в конце учебника


В этом слове мы должны писать Букву и



(изв (пишу букву и) – ните


Дети прописывают строчку и выделяют орфограммы



Вина, извинение, извиняться






Ребята составляют предложение







Читают



Вежливые слова(Волшебные)


Когда здороваются ,

Когда благодарят за что-либо.


Списывают предложение


К обоим


Все зависит от ударения.


Замок(на 1 слог)



Замок(2 слог)


Ударение подвижно, и оно может падать на любой слог.


Коля нарисовал замок(ударение на 2 слог)

Коля нарисовал замок (ударение на 1 слог)


Построили предложение, где раскрывается лексическое значение слова и от постановки ударения



Определять ударный слог.

«Как определять ударный слог»




Произносят, выделяют интонацией


2 слог

2 слог

2 слог

1 слог

1 слог




Выделение голосом одного из слогов в слове , ударный слог выделяется интонацией ,тянется дольше.


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)












Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)










Познавательные УУД

(поиск и извлечение нужной информации)












Познавательные УУД

(умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)







Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)









Физкультминутка

Видеоролик

Выполняют упражнение.


4. Работа над правилом

















Первичное закрепление









А теперь откройте учебник на стр. 67 и сравните свое сформулированное правило с правилом в учебнике

Прочитайте правило

Ответьте мне на такие вопросы:

Что же такое ударение?



Чем отличается ударный слог от безударного?



Где ставится знак ударения в слове?




Давайте выполним упражнение на стр. 68 № 100

Прочитайте . Что нужно сделать в этом упражнении?

«Пожелтел листок- осенняя весточка»






Когда так говорят?



Нужно узнать ,как определить ударение в словах?



Спишите это предложение.

Давайте поставим ударение в первом слове, вместе со мной произносим

Пожелтел

В каком слоге мы поставим ударение?

Над какой буквой?

Слово : Листок



Слово : осенняя



Весточка :




На какие слоги падало ударение?


А сейчас выполним упражнение

№ 101 , внимательно прочитайте , что нужно сделать в этом упражнении?






Дети, перед вами 4 схемы, что можно сказать

про 1 схему?

Про 2?

Про 3?

Про 4?

Вместе с ними я произношу слова , выделяя голосом ударный слог.

Договор(3) , дождь,(1) торты(2) ,


шофер(ударение на е не ставится)(2)

день(1) , свекла(2),позвонит(4),столяр(3) , щавель(2) понял (2) , поняла( 4)

В учебнике у вас написано ,что нужно записать в столбик , а мы с вами запишем в строчку

И так давайте найдем слова ,которые будут относиться к 1 схеме? ( слово состоящее из одного слога) Запишите в 1 строчке

Ко 2 схеме?(Падает ударение на 1 слог)

Записывайте на след. строчке

К 3 схеме? (Падает ударение на 2 слог)

К 4 схеме? (Падает ударение на последний слог)


А сейчас выполним с вами упр. № 102 Прочитайте , что нужно сделать в данном упражнении?(При чтении диалога спрашиваю детей ,которые хорошо читают)







Списывают 1 строчку

Здравствуй, милая пчела!

Прочитайте с ударением


Запишите 2 строчку

Как здоровье? Как дела?

Прочитайте с ударением

Последующие 2 строчки записывают и ставят ударение самостоятельно.

Все в порядке! Все жужжу!



Извините , я спешу



Вежливая речь участников разговора? Почему?

Синоним слова простите?

Когда употребляют в речи эти слова?





Читают


Это выделение голосом одного из слогов в слове


Тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче , сильнее.


Ставится над буквой , которая обозначает ударный гласный звук.




Прочитать. Объяснить значение данного выражения.

Нужно узнать ,как определить ударение в словах

Списать и обозначить ударение в словах .


Первая желтизна на листочках говорят о приходе осени.

Прочитать слово и поставить ударение(выделить интонационно , тянуть )






3


Над буквой е

- 2

Над буквой о


1

Над буквой е


1

Над буквой е



2,1


Прочитать. Ответить на вопрос почему не над каждым ударенным слогом стоит знак ударения?

Записать слова в 4 столбика в порядке расположения данных схем.



Слово состоит из 1 слога

Ударение в 1 слоге

Ударение во 2 слоге

Ударение в 3 слоге














Дождь , день


Торты , шофер, свекла, щавель, понял


Столяр, договор


Позвонит, поняла




Выразительно прочитать

Диалог. Списать. Поставить ударение.

Вежливая ли речь участников разговора?

Почему?

Найти синоним к слову простите?

Когда употребляют в речи эти слова

Здравствуй(1 слог)

Милая(1 слог)

Пчела(1 слог)



Здоровье (2 слог)

Дела(2 слог)





В порядке(2 слог)

Жужжу (2 слог)


Извините (3 слог)

Спешу(2 слог)


-Извините

Когда просят прощение, извиняются за что-либо.

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)


5. Обобщающая беседа

- Над какой темой мы сегодня работали?


- Какова роль ударения в русском языке?


Какое ударение в русском языке?

- Какое задание было интересно выполнять?


- Что не получилось?


Как определить ударный слог


Чтобы правильно произносить слово.


Свободное(подвижное)

Ответы детей


Ответы детей






Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

6. Рефлексия

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

1. На уроке я работал активно - пассивно

2. Своей работой на уроке доволен – не доволен

3. За урок я не устал - устал

4. Моё настроение стало лучше – стало хуже

5. Материал урока мне был понятен – непонятен лёгким - трудным

Самооценивание учащихся на уроке

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)