Выявление места и причины затруднения | - Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. (Разыгрывается сценка) За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» - Какое противоречие вы заметили? - Какой возникает вопрос? - Что для этого надо знать? - Сформулируйте тему урока. -Тема нашего сегодняшнего урока «Права человека в обществе» | Противоречие в том, что мальчик хотел, чтобы окно было открыто, а девочка нет. Почему мальчик и девочка не могут договорится. Для этого надо знать права человека. Права человека. | Познавательные – 1; Личностные – 1. |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений | - Ребята, а что такое право? - И мальчик, и девочка защищают свои права. - Как рассудить кто из них прав? - Какие права есть у каждого человека - Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе. - Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. Физкультминутка - Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке. - Какое своё право пытался защитить мальчик? - Какое своё право пыталась защитить девочка?
- Какие права вам ещё известны?
- Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны? - Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция?
- Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права?
- Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. - Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках?
- А как вы понимаете это право?
- Вспомните золотое правило нравственности.
- Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей. (Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!) - А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан. - Прочитайте текст учебника на стр. 40 – 42 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. | Право – это защита человека. В этой ситуации правы оба. Права на жизнь, защиту. Право на свежий воздух. Право на сохранение здоровья. Затрудняются в ответе. Эти права записаны в Конституции РФ Конституция – это свод правил, за рамки которых выходить нельзя. Да. Да, нарушают. Право на жизнь, личное пространство. «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Право на свободу, право на личную неприкосновенность, права на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд. | Личностные – 2; Коммуникативные – 1. |
Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. | - Поработаем самостоятельно. Данную работу вы будете выполнять в парах. - На ваших столах лежат карточки с иллюстрацией сказки. Вам нужно определить, какое право здесь нарушены. (карточка 1 «Золушка» Карточка 2 «Три поросенка» Карточка 3 «Колобок» Карточка 4 «Доктор Айболит» - Проверяем. - Первая сказка «Золушка». Какие права здесь нарушены? -Следующая сказка «Три поросенка» - Карточка под номер три. - Четвертая карточка. | Право на отдых и досуг. Неприкосновенность жилища. Права на неприкосновенность и жизнь. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. | Познавательные – 2; Коммуникативные – 1,2. |
Включение в систему знаний и умений, повторение | - Посмотрим еще одну сценку. Сценка. Серёжа. В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде. Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка! Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь! Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи. Серёжа. Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама. Мама. Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет? Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати. - Ребята, прав здесь Серёжа? - Почему? О чём забыл Серёжа? - Что ещё кроме прав мы имеем? - Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом. - Как вы понимаете, что такое обязанности?
| Нет. Потому что он пользуется своими правами во благо своей пользы, тем самым он забывает о своих обязанностях. Обязанности. Обязанности это то, что человек должен выполнять человек в различных сферах деятельности. | Познавательные – 3. |
Рефлексия | - Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека? - Какие права имеет человек в современном обществе? - Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека? - Как называются документы, где записаны права ребёнка? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами? - Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе. -Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания: Я узнал на уроке … Мне было интересно … Я хочу узнать… Мне показалось трудным… | Да. Право на свободу, право на личную неприкосновенность, права на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд. Они отличаются тем, что у взрослых прав больше. Конституция РФ. Правом на образование Что такое права человека. Знакомиться и изучать права, разыгрывать сценки, находить права человека в сказках. Больше о правах человека в обществе. | Личностные – 1. |