1. Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. | Включает обучающихся в деловой ритм, ставит задачу — проверить готовность рабочего места. Быстренько проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь | Дети стоят. | Регулятивные. Коммуникативные. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Создание ситуации успеха, доверия. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного материала, определить опорные знания. | Организует повторение изученных правил поведения в школе. Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Правила поведения в школе». И я думаю, что вы хорошо их знаете. А вот осьминог Гриша невнимательно слушал и когда я стала задавать ему вопросы, вот что он отвечал. Прав ли он? Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Я думаю, что если хочешь ответить на вопрос учителя, нужно крикнуть с места. Правильно ли я думаю? Как приветствуют входящего в класс взрослого человека? Я считаю, что входящему в класс можно крикнуть: «Привет!» Права ли я? В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Правильно ли я говорю? 4. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых. Так ли это? А как надо поступить? 5.В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. Права ли я? -Какие вы молодцы, вы хорошо запомнили, как надо себя вести в школе и всегда будете выполнять правила поведения. | Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку. Входящего в класс взрослого человека приветствуй стоя. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке. Надо дождаться когда разговор закончится, и только потом спросить о чём-то.) Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».) | Коммуникативные. Развитие устной речи, внимания, мышления, воображения учащихся. Познавательные: проверка знаний учащихся о правилах поведения в школе, выявление пробелов в знаниях и умениях. |
3. Самоопределение к деятельности Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «вежливые слова»; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); систематизировать знания учащихся, необходимые для введения новой темы. | - А теперь я предлагаю вам узнать, какая же наша с вами тема урока сегодня. У вас на столе стоят волшебные баночки. Там и спряталась тема нашего урока. Но на улице было слишком холодно и баночки замёрзли. А ведь них хранится волшебная и важная информация. Мне нужна ваша помощь. Ваша задача взять волшебный фонарь и отогреть наши баночки (дети просвечивают баночки фонариком). -Что же у нас с вами там спряталось? Какие еще «вежливые» слова вы знаете? Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какая тема урока? Какие задачи мы поставим перед собой? Узнать, что такое вежливые слова. Значение вежливых слов. Учиться использовать вежливые слова в различных ситуациях. Итак, задачи мы перед собой поставили, давайте их постараемся решить. За работу!!! | Спасибо, пожалуйста, не за что, благодарю, извините, до свидания Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. Вежливые. (Ответы детей.) О вежливости. Узнать, что значит быть вежливым, вспомнить какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях. Правила вежливости. | Личностные:способствовать формированию интереса к учебному материалу. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
4. Работа по теме урока. Цель: знакомство с понятием « вежливые слова»; формировать познавательную деятельность учащихся через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закреплять знания о вежливых словах. | Работа в парах Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по волшебному и этому надо учиться. Рассмотрите рис на доске. Это необычное облако, в нем поместились вежливые слова. Давайте назовём их. Работа в группе - Давайте составим свое облако из «волшебных» слов, которые мы знаем. - У меня на магнитной доске написаны названия групп, на которые мы должны разделить все наши «волшебные» слова. На карточках, лежащих у вас на столах, написаны слова. Поработайте в паре, обсудите с соседом по парте к какой группе можно отнести ваше слово. Выходим к доске, читаем слово и прикрепляем карточку к нужной вам группе. Здравствуйте, привет (приветствие); До свидания, пока(прощание) Извините, простите (извинение); Будьте добры, пожалуйста (просьба) Спасибо, благодарю, (благодарность); - Видите, как много «волшебных» слов мы с вами знаем. А как по-другому мы называем все эти слова? - В каких же случаях мы используем вежливые слова? - Как мы называем человека, который никогда не забывает употреблять в своей речи эти «волшебные» слова? - Верно, воспитанным, а ещё такого человека называют вежливым. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека. - А кто из вас знает, как появилось слово «вежливость»? - До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. - А кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»? - Кого можно так приветствовать? -Какими словами можно заменить это слово? - Правильно, мы желаем человеку здоровья, т.е. здравия. - А что обозначает выражение «до свидания»? Кому и когда так говорят? Какими словами можно заменить эти слова? - До свидания – т.е. мы надеемся увидеть человека ещё раз. Первичное закрепление. Работа с учебником. (Работа в группах.) Рассмотрите рисунки на с. 52. Мы с вами разделимся на группы и обсудим ситуации, которые произошли с героями каждой картинки. - Вы хорошо поработали. Я считаю, что вы усвоили одну мудрую истину «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы её понимаете? - Ведь доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро. А что такое доброта? - Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. | Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, простите и т.д. Спасибо, пожалуйста, извините… (Ответы детей) Составление кластера (Вежливые) (При приветствии, при прощании, при извинении, при выражении просьбы, благодарности.) (Такого человека можно назвать воспитанным.) (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) | Предметные: формировать знания о группах «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения. Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать коллективно. Личностные: Интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. |
6. Работа по теме урока. (Продолжение) Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, воображение. | Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо-слова! - Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам. - Иначе может произойти вот что. - Прочитайте телефонный разговор героев нашего учебника - попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи на с.53 - Получился ли разговор вежливым и понятным? - Давайте мы с вами сейчас составим правила общения по телефону. - Каким тоном нужно разговаривать по телефону? - Какие слова нужно использовать при общении? - Как долго по времени может продолжаться телефонный разговор? Работа в парах. - А сейчас мы с вами поработаем в парах и поиграем в игру «Разговор по телефону» Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным. - Для составления разговора я предлагаю воспользоваться вам следующим планом: 1. «Алло» 2. Приветствие 3. Объяснение цели своего звонка. 4. Благодарность. 5. Прощание. (Проверить одну пару.) Ребята, сейчас послушайте небольшой рассказ Серёжи и Нади, а потом расскажите мне, о каком поведении шла речь.(с54) | (Дети читают диалог из учебника на с. 53). Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. (Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.) Не следует говорить слишком долго. | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Контролировать свои действия с заданным планом. Личностные: интерес к способу решения и общему способу действия. Познавательные: уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. |
9. Рефлексия. Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу. | - Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру, которая называется «Вопрос – ответ». - У меня на карточках написаны вопросы, вы вытаскиваете карточку, один ребёнок читаете вопрос, а другой ребёнок даёте свой ответ. Примерные вопросы Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру? Какие слова произносят при встрече и прощании? Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место? Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку? Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету? Почему нельзя взрослому человеку говорить привет? Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных? Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей? Какие слова можно сказать утром? Когда человек чихнул, что нужно сказать ? Если ты что-то хочешь попросить ,скажи…….. Если ты случайно обидел друга, что нужно сказать … —Оцените свои достижения на уроке. | (Ответы детей.) | Регулятивные: Уметь соотносить цель и результат. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |