СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Приспособленность и ее относительность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии по теме "Приспособленность и ее относительность2 в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Приспособленность и ее относительность"»

Биология, 11 класс

Тема урока: Приспособленность организмов и ее относительность.


Цель: дать обучающимся представление о формах приспособленности и ее относительности.

Задачи:

Образовательные:

1.Рассмотреть основные формы приспособленности организмов к условиям среды обитания.

2.Доказать, что приспособленность – относительна.

3.Сформировать у обучающихся представление о механизмах возникновения приспособленности как результата движущих сил эволюции

Развивающие:

  1. Продолжить развивать у обучающихся навыки работы в группе.

  2. Развить у обучающихся умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  3. Продолжить развивать у обучающихся работы с биологическими объектами, с различными источниками информации.

Воспитательные:

1.Продолжить у обучающихся воспитывать любовь к природе.

2.Формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.

Тип урока - комбинированный.

Технология урока –технология «развития критического мышления», работа в группах.

Методы - частично-поисковый, исследовательский

Оборудование: фотографии с изображением животных иллюстрирующих многообразные примеры проявления приспособленности, виды защитных окрасок.

Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы по изучению приспособленности у данного объекта, таблица «Приспособленность у организмов к среде обитания», тексты.


Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент. Приветствие.

2.

Проверка домашнего задания






Устная проверка по вопросам:

  1. Основные положения теории эволюции.

  2. Главные движущие силы эволюции.

  3. Формы естественного отбора.

Вывод:

Борьба за существование – естественный отбор – многообразие видов и приспособленность


Ответы обучающихся, дополнительные вопросы, само- и взаимооценивание


3. Мотивационный. Постановка цели и задач урока


Учитель формулирует перед классом проблемные вопросы, подводя обучающихся к теме урока:

1. Почему в зимний период в водоемах мы не можем увидеть одноклеточных животных?

2. Почему скат имеет уплощенную форму тела?

- Как вы думайте, какая у нас сегодня будет тема урока?

Определение цели урока: рассмотреть основные формы приспособленности у животных и ее относительность.

«Приспособленность организмов и её относительность».

Открытие новых знаний

Демонстрация слайдов о морфологической приспособленности к среде обитания.


Проблемные вопросы:

  • Только ли окраска тела помогает животному выжить в данной среде обитания?

  • Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?

  • Всегда ли данные приспособления могут быть полезными при изменении условий обитания?


Класс делится на группы.

Перед началом работы учитель инструктирует работу в группах. Каждой группе выдаются рабочие тексты, таблицы.

-Учитель просит сформулировать вывод.

Является ли приспособленность результатом движущих сил эволюции?


Вывод:

Борьба за существование – естественный отбор – многообразие видов и приспособленность

Ч. Дарвин в своей теории о естественном отборе, как процессе выживания и размножения, наиболее приспособленных форм, говорит, что отбор – основная причина разнообразных приспособлений у живых организмов к среде обитания.


Учитель возвращается к теме и цели урока.

-Достигли ли вы цели урока? В какой степени?



Учащиеся приступают к работе в группах, в течение которой используют биологические материал, фотографии, рисунки.

2). Осуществляется обмен информацией между группами.


Формулируют вывод: «Покровительственная окраска, маскировка, мимикрия,

угрожающая поза – это формы приспособленности у животных, которые помогают животным выжить в неблагоприятных условиях.

Приводят примеры

Формулируют вывод: «Приспособленность относительна. При изменении условий среды приспособленность перестает быть полезной.

Формулируют вывод: Приспособленность является результатом движущих сил эволюции


Учащиеся работают вместе с учителем

5.

Рефлексия

Выполнение лабораторной работы.

Выполнение работы на бланках.

6.

Домашнее задание

Всем выучить параграф 29.

Творческое задание

Ответить на вопрос: «Какими чертами приспособленности должны обладать люди, проживающие в северных и южных районах России?»

Записывают домашнее задание.






















Приложение 1



Мастерская 1

Алгоритм работы

Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.

  1. Определить среду обитания данного вида детеныша тюленя и белого медведя.

  2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.

  3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?


Мастерская 2

Алгоритм работы

Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.

  1. Определить среду обитания данного вида (гусеница и бабочка-павлиний глаз)

  2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.

  3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?

Мастерская 3

Алгоритм работы

Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.

1. Определить среду обитания данного вида (лягушка и голожаберный моллюск Эолид)

2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.

3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?


Приложение 2



Приспособленность организмов к среде обитания

Название животного

Среда обитания

Черты приспособленности

Форма приспособленности


























Приложение 3


Текст 1


Прочитайте текст.

К. Линней утверждал, что все живое создано Богом, который для каждого вида выбрал местность, где он будет находиться. Поэтому каждый вид находится в благоприятной для него окружающей среде, имея все необходимое для жизни, а, следовательно, ему незачем к ней приспосабливаться.

Объясните, какой теории придерживался К. Линней, говоря о приспособленности животных к окружающей среде. Согласны ли вы с данной теорией формирования приспособленности?


Текст 2


Прочитайте текст.

Ж.Б.Ламарк утверждал, что «береговая птица, не любящая плавать, но которая все же вынуждена отыскивать пищу у самого берега, постоянно подвергается опасности погрузиться в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями её породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше». Объясните, в виде схемы как происходило формирование приспособленности по Ж.Б.Ламарку.


Текст 3


Прочитайте текст.

Из книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…». «Не следует упускать из виду, как бесконечно сложны и как тесно переплетены взаимоотношения всех организмов друг с другом и с физическими условиями жизни, а отсюда понятно, как бесконечно разнообразны те различия в строении, которые могут оказаться полезными всякому существу при изменяющихся условиях жизни. Можно ли считать невероятным, чтобы изменения, полезные в каком-нибудь отношении для существ в их великой и сложной жизненной битве, появлялись в длинном ряде последовательных поколений? Например, Ч.Дарвин утверждал, что «предки гусеницы живущей на зеленых листьях могли быть другой окраски и не питаться листьями. Однако, в силу, каких – то обстоятельств они вынуждены были перейти на питание зелеными листьями. Популяции этих насекомых были неоднородны по окраске в связи с постоянно возникающими мутациями, поэтому среди множества гусениц были особи с зеленоватой окраской, менее заметной на фоне листвы. В борьбе за существование под воздействием естественного отбора выживали и оставляли потомство преимущественно особи с зеленоватой окраской. Процесс продолжался, окраска тела гусениц все более соответствовала фону окружающей среды.

Объясните в виде схемы при участии, каких явлений происходило формирование приспособленности у гусеницы к фону окружающей среды.


Приложение 4
































Приложение 5





























Приложение 6


Выберите правильное утверждение:

  1. Приспособленность относительна.

  2. Приспособленность организмов абсолютна.

  3. Многие мухи похожи на пчел и жужжат как пчелы – это пример мимикрии

  4. В основе приспособленности лежит упражнение организмов в соответствии с новыми привычками.

  5. Приспособленность сформировалась под влиянием движущихся сил эволюции.
































Рисунок 1


Детеныш гренландского тюленя – белек

Белый медведь


Гусеница


Бабочка – павлиний глаз


Лягушка

Голожаберный моллюск - Эолид