Биология, 11 класс
Тема урока: Приспособленность организмов и ее относительность.
Цель: дать обучающимся представление о формах приспособленности и ее относительности.
Задачи:
Образовательные:
1.Рассмотреть основные формы приспособленности организмов к условиям среды обитания.
2.Доказать, что приспособленность – относительна.
3.Сформировать у обучающихся представление о механизмах возникновения приспособленности как результата движущих сил эволюции
Развивающие:
Продолжить развивать у обучающихся навыки работы в группе.
Развить у обучающихся умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Продолжить развивать у обучающихся работы с биологическими объектами, с различными источниками информации.
Воспитательные:
1.Продолжить у обучающихся воспитывать любовь к природе.
2.Формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.
Тип урока - комбинированный.
Технология урока –технология «развития критического мышления», работа в группах.
Методы - частично-поисковый, исследовательский
Оборудование: фотографии с изображением животных иллюстрирующих многообразные примеры проявления приспособленности, виды защитных окрасок.
Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы по изучению приспособленности у данного объекта, таблица «Приспособленность у организмов к среде обитания», тексты.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Приветствие. |
2. Проверка домашнего задания | Устная проверка по вопросам: Основные положения теории эволюции. Главные движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Вывод: Борьба за существование – естественный отбор – многообразие видов и приспособленность | Ответы обучающихся, дополнительные вопросы, само- и взаимооценивание |
3. Мотивационный. Постановка цели и задач урока | Учитель формулирует перед классом проблемные вопросы, подводя обучающихся к теме урока: 1. Почему в зимний период в водоемах мы не можем увидеть одноклеточных животных? 2. Почему скат имеет уплощенную форму тела? - Как вы думайте, какая у нас сегодня будет тема урока? Определение цели урока: рассмотреть основные формы приспособленности у животных и ее относительность. | «Приспособленность организмов и её относительность». |
Открытие новых знаний | Демонстрация слайдов о морфологической приспособленности к среде обитания. Проблемные вопросы: Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности? Всегда ли данные приспособления могут быть полезными при изменении условий обитания? Класс делится на группы. Перед началом работы учитель инструктирует работу в группах. Каждой группе выдаются рабочие тексты, таблицы. -Учитель просит сформулировать вывод. Является ли приспособленность результатом движущих сил эволюции? Вывод: Борьба за существование – естественный отбор – многообразие видов и приспособленность Ч. Дарвин в своей теории о естественном отборе, как процессе выживания и размножения, наиболее приспособленных форм, говорит, что отбор – основная причина разнообразных приспособлений у живых организмов к среде обитания. Учитель возвращается к теме и цели урока. -Достигли ли вы цели урока? В какой степени? | Учащиеся приступают к работе в группах, в течение которой используют биологические материал, фотографии, рисунки. 2). Осуществляется обмен информацией между группами. Формулируют вывод: «Покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, угрожающая поза – это формы приспособленности у животных, которые помогают животным выжить в неблагоприятных условиях. Приводят примеры Формулируют вывод: «Приспособленность относительна. При изменении условий среды приспособленность перестает быть полезной. Формулируют вывод: Приспособленность является результатом движущих сил эволюции Учащиеся работают вместе с учителем |
5. Рефлексия | Выполнение лабораторной работы. | Выполнение работы на бланках. |
6. Домашнее задание | Всем выучить параграф 29. Творческое задание Ответить на вопрос: «Какими чертами приспособленности должны обладать люди, проживающие в северных и южных районах России?» | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Мастерская 1
Алгоритм работы
Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.
Определить среду обитания данного вида детеныша тюленя и белого медведя.
Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.
Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?
Мастерская 2
Алгоритм работы
Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.
Определить среду обитания данного вида (гусеница и бабочка-павлиний глаз)
Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.
Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?
Мастерская 3
Алгоритм работы
Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации.
1. Определить среду обитания данного вида (лягушка и голожаберный моллюск Эолид)
2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.
3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?
Приложение 2
Приспособленность организмов к среде обитания
Название животного | Среда обитания | Черты приспособленности | Форма приспособленности |
| | | |
Приложение 3
Текст 1
Прочитайте текст.
К. Линней утверждал, что все живое создано Богом, который для каждого вида выбрал местность, где он будет находиться. Поэтому каждый вид находится в благоприятной для него окружающей среде, имея все необходимое для жизни, а, следовательно, ему незачем к ней приспосабливаться.
Объясните, какой теории придерживался К. Линней, говоря о приспособленности животных к окружающей среде. Согласны ли вы с данной теорией формирования приспособленности?
Текст 2
Прочитайте текст.
Ж.Б.Ламарк утверждал, что «береговая птица, не любящая плавать, но которая все же вынуждена отыскивать пищу у самого берега, постоянно подвергается опасности погрузиться в ил. И вот, стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями её породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так как мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше». Объясните, в виде схемы как происходило формирование приспособленности по Ж.Б.Ламарку.
Текст 3
Прочитайте текст.
Из книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…». «Не следует упускать из виду, как бесконечно сложны и как тесно переплетены взаимоотношения всех организмов друг с другом и с физическими условиями жизни, а отсюда понятно, как бесконечно разнообразны те различия в строении, которые могут оказаться полезными всякому существу при изменяющихся условиях жизни. Можно ли считать невероятным, чтобы изменения, полезные в каком-нибудь отношении для существ в их великой и сложной жизненной битве, появлялись в длинном ряде последовательных поколений? Например, Ч.Дарвин утверждал, что «предки гусеницы живущей на зеленых листьях могли быть другой окраски и не питаться листьями. Однако, в силу, каких – то обстоятельств они вынуждены были перейти на питание зелеными листьями. Популяции этих насекомых были неоднородны по окраске в связи с постоянно возникающими мутациями, поэтому среди множества гусениц были особи с зеленоватой окраской, менее заметной на фоне листвы. В борьбе за существование под воздействием естественного отбора выживали и оставляли потомство преимущественно особи с зеленоватой окраской. Процесс продолжался, окраска тела гусениц все более соответствовала фону окружающей среды.
Объясните в виде схемы при участии, каких явлений происходило формирование приспособленности у гусеницы к фону окружающей среды.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Выберите правильное утверждение:
Приспособленность относительна.
Приспособленность организмов абсолютна.
Многие мухи похожи на пчел и жужжат как пчелы – это пример мимикрии
В основе приспособленности лежит упражнение организмов в соответствии с новыми привычками.
Приспособленность сформировалась под влиянием движущихся сил эволюции.
Рисунок 1
Детеныш гренландского тюленя – белек
Белый медведь
Гусеница
Бабочка – павлиний глаз
Лягушка
Голожаберный моллюск - Эолид