Учитель: Симон Надежда Андреевна.
УМК: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение.
Образовательная технология: Технология проблемного обучения.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
№ | Этапы урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируе-мых результа-тов) | Формы организации деятель–ности обучающих–ся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Деятельность учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагнос-тика достижения планиру-емых результатов |
1 | Организационный момент, мотивирование на учебную деятельность | Создание благоприят-ной атмосферы. Включение обучающих-ся в учебную деятель-ность. | | Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность. - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! И вы поприветствуйте друг друга теплыми улыбками! Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, друг другу улыбаются. | | Организа-ция своей деятельности |
2 | Активизация опорных знаний и | Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализиро-вать мыслитель-ные операции, необходи-мые для усвоения нового материала. | Фронталь–ная Фронталь–ный опрос | Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у обучающихся. Создает проблемную ситуацию. -Ребята, сейчас мы с вами проведем разминку. 1. Орфоэпическая . Правильно произнесите слова. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения. Строгий пригово́р, при́горшня семечек, приготовить прида́ное. 2.Словообразовательная. Укажите состав слов: приземлиться, придорожный, приход, презабавно. – Оцените выполненное задание №2. Выполняя последнюю разминку, ребята, к какому разделу науки о языке вы обратились? («Морфемика») – Что изучает морфемика? – Какие морфемы вы знаете? Дайте им определения? – Почему важно изучать морфемы? Прочитайте текст. Назовите произведение и автора данного текста. (Э.Успенский) Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный- пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел. – В какой части слова пропущены буквы? (в приставке) – Что такое приставка? Имеют ли приставки значения? – Правописание каких приставок вам знакомо? (по-, про-) – Выпишите слова с ними, объясните написание. (промок, пожалел) –Приставка ПРО- в данном слове указывает на действие, осуществленное в один прием, за один раз. (промок) – Приставка ПО- указывает на действие, совершаемое в небольшой мере, непродолжительно. (пожалел). Это неизменяемые приставки. | Выполняя орфоэпическую разминку, произносят слова, запоминают правильный вариант произношения. Выполняют морфемный разбор Отвечают на вопросы, дают определения понятий. Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его. | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний Познаватель-ные: оформляют речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. | Наблюде-ние. Опрос Фиксация ответов обучающихся по критериям в рабочем листе Заявка на отметку: без ошибок – «3», 2 ошибки – «1», более 3-х ошибок – 0 баллов. |
3 | Выявление места и причины затруднений | Должны выявить и зафиксиро-вать в речи причину затруднений. | Фронталь–ный опрос | Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения. – Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение. (пре- и при-) – Почему возникли затруднения? Хватает ли вам знаний, чтобы правильно написать, где нужно приставку пре-, а где – приставку при-? (не знаем правил, как правильно написать данные приставки) | Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. | Коммуника-тивные: выражение мысли, формулиров-ки затруднения. Познавательные: определение круга своего незнания. | Наблюде-ние, опрос |
4 | Целеполага-ние и построение проекта выхода из затруднения | Сформулировать цель учебной деятельности выбрать способы и средства ее реализации | Фронталь-ный опрос | Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока. – Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание гласных в приставках пре- и при-). – Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Запишите дату и тему урока. – Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет) – Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило) – Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть? (научиться правильно писать гласные в словах с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.) – Мы должны научиться определять правильный выбор написания гласной в приставке, в зависимости от её значения. – Каким способом мы будем добывать новые знания? (исследовать языковой материал, анализировать, наблюдать). | Формулируют цели урока, – устранение возникшего затруднения, тему, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. | Регулятивные: целеполага-ние (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Коммуника-тивные: высказывать свою точку зрения. | Наблюде-ние, опрос |
5 | Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания. | Групповая работа | Организует работу обучающихся в группах. – Поработаем в группах. У вас на столах лежит раздаточный материал. Задание 1. Работа в группах. Прочитайте песенку из детской передачи "Радионяня". Определите, какое значение имеют приставки при- , пре-. Заполните таблицу. Сформулируйте правило, когда пишется приставка при-, а когда пре-. ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. Прибыл ли поезд, приплыл Пароход, Космонавт прилетел из Вселенной - Обо всех, кто придёт, Прилетит, приплывёт, Пишется ПРИ-, несомненно. Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело – Помни, что пишется ПРИ- обо всём, Что добрые руки приделали. Язык прикусил - не совсем откусил, Пригорело - не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем, Пишут с приставкой ПРИ-. Предлинный достанет с крыши рукой, Прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой и очень сякой – ПРЕ- мы напишем при этом. Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным - дождь не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ- , Там только ПРЕ- ставить надо. ПРАВИЛО (мой вариант) _ Приставка | Значение | Примеры | ПРИ | Приближение Присоединение Приближение | Прийти, … | | Неполнота действия | Присесть, … | | Нахождение, расположение вблизи чего-либо | Приамурье, … | ПРЕ | Приставка близка по значению к слову очень | Премилый, … | | Близко по значению приставки - пере | Прервать, … | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. – Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-. – Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу? (проверка по эталону). – Ребята, какие слова вызвали у вас затруднения? (приводят примеры). - Некоторые значения приставок установить трудно, поэтому следует проверять по орфографическому словарю и запоминать (примеры на слайдах). – Проверяем работу по эталону на слайде. Оцените работу, в оценочном листе поставьте баллы: без ошибок – «5», 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3», более 5-ти ошибок – 0 баллов. | Работают в группах. Выдвигают гипотезы, анализируют языковой материал; разрабатывают опорный конспект правила, заполняют таблицу. Работают с информацией, представленной в форме текста. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. Проверяют полученные знания по эталону. Выставляют баллы в своем оценочном листке. | Познаватель-ные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять информацию для решения практических задач; выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний; умение строить устное высказывание. Регулятивные: планирование своей деятельности; контроль. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументиро–вать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договаривать-ся друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе. | Опрос Заявка на оценку: без ошибок – «5», 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3», более 5-ти ошибок – 0 баллов. |
6 | Физкультми-нутка (пауза релаксации) . | Сменить деятель-ность | | Организует физкультминутку. После настраивает на следующий этап урока. – Перед следующим этапом урока я желаю вам успехов. Будьте внимательными и старательными! | Делают зарядку. | | Наблюде–ние |
7 | Первичное закрепление учебного действия | Применение нового знания в типовых заданиях. | Групповая | Организует работу по применению новых знаний на практике., включающую тренировочные упражнения. – Для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнения. Но сначала поработаем в группах. Работа в группах. Задание 1. «Редакторы»: исправьте ошибки; объясните написание приставок. Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался. – Закончили? Проверяем работу по эталону на слайде. Оцените работу, в оценочном листе поставьте баллы: без ошибок – «5», 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3», более 5-ти ошибок – 0 баллов. – Каки трудности возникли во время выполнения задания? | Строят монологическое высказывание по теме. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном на слайдах. Оценивают свою работу. Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-. В оценочном листе выставляют баллы за выполненное задание. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма. Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания. | Опрос Заявка на оценку: без ошибок – «5», 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3», более 5-ти ошибок – 0 баллов. |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопровер–ка умения применять новое знание в типовых условиях. | Индивиду–альная | Организует индивидуальную работу по закреплению правописания приставок, включающую тренировочные упражнения. – А сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно. Задание 2. Лексические загадки. Замените данные сочетания слов словами-синонимами, включив их в словосочетания. Переделать что-нибудь, изменить к лучшему _____________________. Глубоко пренебрежительное отношение к чему-нибудь недостойному ________________. Помеха, задерживающая какие-либо действия или развитие чего-нибудь ______________. Перестать делать что-нибудь ______________________________. Пересилить, справиться с чем-нибудь _________________________. Неплотно затворить _________________________________. Представлять в больших размерах, чем на самом деле __________________________. Крупное изменение, реформа ________________________. Слова для справок: преобразование, притворить, преодолеть, преобразовать, презрение, препятствие, преувеличивать, прекратить. Задание 3. Восстановите текст, вставив на месте пропусков подходящие по смыслу слова. НЕВИДАННАЯ ПТИЦА Над рожью, по направлению к ребятам, неслась какая-то тень. Нюша тихо вскрикнула и _______________________, мальчики ____________________ к земле, _________________ головы. Вася осторожно ________________________ голову, поправил пилотку. Все трое смотрели на ветлу1 за рекой. «_______________________», - прошептал Вася. Он поднял ружьё, ___________________________ в ветлу, ___________________... Грохнул выстрел… Моделисты дружно ахнули и затихли, когда увидели нос планёра, который ____________________ в мочалку. Слова для справок: превратиться, прицелиться, приподнять, присесть, прислушаться, притаиться, пригнуться. (по Ю. Сотнику) Ветла1 – дерево рода ивы – Закончили? Проверяем работу по эталону на слайде. Оцените задания 2 и 3, в оценочном листе за оба задания поставьте баллы: без ошибок – «5», 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3», более 5-ти ошибок – 0 баллов. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. В оценочном листе выставляют баллы за выполненное задание. | | Опрос Заявка на оценку: без ошибок – «5», 2 ошибки – «4», 4 ошибки – «3», более 5-ти ошибок – 0 баллов. |
9 | Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного | Индивиду-альная работа с последую–щей проверкой учителя | Организуя этот этап урока, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала. – Назовите ключевые слова урока. (приставка, пре-, при-, значение) – Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-? – Заполним лист самопроверки. (См.приложение 1). | Автоматизация умственных действий по изученным нормам. | Регулятивные: осознание обучающими-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | |
10 | Рефлексия учебной деятельности | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | Фронтальная Индивиду-альная | Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке. – Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Молодцы! Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Осталось поставить оценки. Сложите баллы, полученные за урок в вашем оценочном листе, поставьте отметку. ( на слайде заявка на отметку). | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. Выставляют баллы в оценочный лист. . | Личностные: нравственно- этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии). Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения). | Опрос, заявка на отметку |
11 | Домашнее задание. | Обеспечить понимание обучающих–ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Индивидуальная | Даёт комментарий к выполнению задания. – А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. 1.Творческое. Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2. Тренировочное. 3. Аналитическое. (См.приложение 2). | Записывают домашнее задание: Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | Самоопределение | Наблюде-ние |
1) Укажите ряд слов, в которых приставка не имеет значение «присоединение, приближение».
1. привинтить, приклеить, прилепить;
2. прицепить, причалить, прикрутить;
3. прилечь, прикрикнуть, привстать;
4. пришвартоваться, приехать, прилечь.
2) Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение «близость к чему-либо».
3) Укажите ряд слов, в котором во всех словах приставка равна по смыслу слову «очень».
1. пр..задуматься, пр..кратить, пр..дания;
2. пр..спокойно, пр..красный, пр..забавный;
3. пр..ступник, пр..рывистый, пр..храмывать;
4. пр..кратить, пр..града, пр..глушить.
Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр..казывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка.
Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра..просил пр..вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов всё волшебство пр..кратилось: карета пр..вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади – в мышей и крысу, ра..бежавшихся по двору, и пр..вратники ответили, что видели, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу.
(По Ш. Перро)
Урок был построен в рамках системно-деятельностного подхода с применением технологии проблемного обучения на следующих этапах: этап «Выявление места и причины затруднения» – постановка проблемного вопроса, обсуждение; этап «Построение проекта и выхода из затруднений» - выдвижение предположений, формулирование гипотез, «Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения» – формулировка цели урока, устранение возникшего затруднения, построение будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Обучающие участвовали в обсуждении проблемных вопросов, формировали собственное мнение и аргументировали его.
Урок соответствует ФГОС, так как дети определяли тему, ставили цель и задачи урока, работали самостоятельно, выбирали необходимую информацию, перерабатывали полученный материал. Работа с текстами художественной литературы осуществлялась с применением приемов смыслового чтения: заполнение пропусков в тексте, нахождение сходств и различий слов, работа с лексическим значением слова. Раздаточный материал был подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
В уроке чередовались различные формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Во время урока была установлена обратная связь между учителем и учениками, осуществлялся самоконтроль и самооценка. Для психологической разгрузки и здоровьесбережения между этапами урока проводилась физическая пауза.
Домашнее задание трех видов: тренировочное, творческое и аналитическое. Характер д.з дифференцированный. У обучающихся было право выбора.
В конце урока обучающиеся провели рефлексию и самооценку своей деятельности.