Тема: Решение задач. Работа с диаграммой.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство с линейными и столбчатыми диаграммами как одним из способов представления информации
Задачи:
Познакомить с понятиями линейная и столбчатая диаграмма
Учиться читать и записывать информацию с помощью диаграмм
Развивать логику мышления, формировать умения работать с информацией, развивать интерес к предмету
Воспитывать чувства товарищества
УУД
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
преобразовывать информацию из одной формы в другую
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
Личностные результаты:
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Оборудование: презентация для интерактивной доски, схемы диаграмм, иллюстрации.
Этап урока | Методы, приёмы, формы организации учебно-познавательной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия с указанием времени на конкретный этап урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап Организация начала урока (1 мин.) | Метод: беседа Форма: фронтальная | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Сергеевна, сегодня урок проведу я. Присаживайтесь. -Проверьте, что всё подготовлено к уроку. На столе лежит учебник и тетрадь по математике, пенал. | Приветствие и проверка готовности к уроку. |
II этап Актуализация опорных знаний (4 мин.) | Метод: практический Приём: сопоставление Форма: фронтальная | - Для начала небольшая разминка. В квадратах записаны ответы, а в овалах сами выражения. Их необходимо правильно соединить | |
III этап Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи (2 мин.) | Метод: словесный Приём: объяснение Форма: фронтальная | - Сегодня мы будем работать при помощи распечатки. На нашем уроке мы попробуем решать задачи используя разные диаграммы. Какие диаграммы мы с Вами знаем? | Столбчатые, круговые и линейные. |
IV этап Открытие нового знания (20 мин.) | Метод: практический Приём: упражнение с проверкой Форма: индивидуальная | - Задание №1. В волшебном лесу собрали урожай винограда. В 2015 году его было ровно 200 кг. В следующем году в 3 раза больше, а вот в 2017 году был неурожай, выросло всего лишь 150 кг. По предположениям учёных в 2024 году урожай винограда будет в 2 раза больше, чем в 2015 году. Отобразите урожайность винограда при помощи линейной таблицы. Задача №2. В сказочном лесу животные соревновались в беге. Результаты нужно показать в виде столбчатой диаграммы. Быстрее всех бежал лев, он обогнал на 20 км/ч леопарда, который бежал со скоростью 60 км/ч. Лошадь немного отстала от него и скакала со скоростью 55 км/ч. Последнее место разделили лиса и лама, они на 30 км/ч медленнее льва. | |
VII этап Включение нового знания в систему знаний и повторение (10 мин.) | Метод: практический Приём: упражнение с проверкой Форма: индивидуальная | -Запишите в тетрадях №3. В сказочной стране провели опрос «Твой любимый фрукт» и результаты представили в виде круговой диаграммы. Известно, что голосовало 500 человек. Сколько из них отдало голос за каждый фрукт, если известно, что половина проголосовала за яблоки, а за вишню и грушу поровну проголосовало 100 чел. Задачу №4 каждый делает самостоятельно. Нужно сначала её решить, а потом ответ записать в виде диаграммы, которая вам покажется лучшей для конкретной задачи. В олимпиаде по русскому языку приняли участие 100 третьеклашек. Изобразите с помощью круговой/столбчатой/линейной диаграммы их результаты. Половина учащихся написала работу на «4», 10 учеников на «3», 5 учеников на «2», а остальные на «5». | |
З
адача №1. В волшебном лесу собрали урожай винограда. В 2015 году его было ровно 200 кг. В следующем году в 3 раза больше, а вот в 2017 году был неурожай, выросло всего лишь 150 кг. По предположениям учёных в 2024 году урожай винограда будет в 2 раза больше, чем в 2015 году. Отобразите урожайность винограда при помощи линейной диаграммы.
З
адача №2. В сказочном лесу животные соревновались в беге. Результаты нужно показать в виде столбчатой диаграммы. Быстрее всех бежал лев, он обогнал на 20 км/ч леопарда, который бежал со скоростью 60 км/ч. Лошадь немного отстала от него и скакала со скоростью 55 км/ч. Последнее место разделили лиса и лама, они на 30 км/ч медленнее льва.
З
адача №3. В сказочной стране провели опрос «Твой любимый фрукт» и результаты представили в виде круговой диаграммы. Известно, что голосовало 500 человек. Сколько из них отдало голос за каждый фрукт, если известно, что половина проголосовала за яблоки, а за вишню и грушу поровну проголосовало 100 чел.
*Задача №4. В олимпиаде по русскому языку приняли участие 100 третьеклашек. Изобразите с помощью круговой/столбчатой/линейной диаграммы их результаты. Половина учащихся написала работу на «4», 10 учеников на «3», 5 учеников на «2», а остальные на «5».