СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Повторение изученного о глаголе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Повторение изученного о глаголе"»













«Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе»

(технологическая карта урока)





















Составитель:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МКОУ Чамзинская средняя школа

им. Героя Советского Союза И. А. Хуртина

Л. Н. Аралина






2022 г.



Аннотация



Урок русского языка в 6 классе по теме «Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе» разработан с учётом принципов системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. Урок направлен не только на повторение сведений о глаголе, но и на формирование функциональной грамотности учащихся в рамках изучаемой темы урока, что является актуальной проблемой современной педагогики.

По программе Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. на эту тему отводится три урока. На первом уроке дети повторяют только основные сведения о глаголе, что позволяет включить в урок работу, направленную на анализ текста и работу по созданию собственного текста, при этом школьники применяют полученные знания в решении повседневных задач, что способствует формированию читательской грамотности учащихся. Ещё одним эффективным приёмов, направленным на формирование читательской грамотности, является приём преобразования текстовой информации в визуальную.

На уроке индивидуальная форма работы чередуется с фронтальной и групповой, что объясняется особенностями данного возраста - стремлением к общению и совместной деятельности со сверстниками. Организация учебного процесса включает в себя ряд последовательных этапов: от организационно-мотивационного этапа до этапа рефлексии. Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.







Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе



Планируемые результаты:

Предметные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что неопределённая форма - это начальная форма глагола; способы образования глаголов; условия выбора буквы ь в глаголах на -тся и -ться; условия выбора слитного/раздельного написания не с глаголами; определять морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов; правильно употреблять глаголы в речи

Метапредметные:

  • регулятивные: ставить и  адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности; осуществлять самоконтроль;

  • познавательные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; преобразовывать текстовую информацию в визуальную; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; свободно излагать свои мысли с учётом речевой ситуации в письменной форме;

  • коммуникативные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и  взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь.

Личностные: осознание лексического и грамматического богатства русского языка, выразительное чтение текстов; стремление к речевому самосовершенствованию, к созданию собственных текстов на основе владения литературным языком




Цели урока:

1. Образовательная: формирование и развитие необходимых для коммуникации компетенций, актуализация имеющихся знаний о глаголе как части речи, его морфологических признаках, развитие представление о синтаксической роли глагола; закрепление правила выбора буквы ь в глаголах на -тся и –ться; формирование читательской грамотности учащихся, формирование умения применять знания на практике.

2. Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности (речь, память, внимание, воображение, восприятие).

3. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Задачи урока:

  • Совершенствовать умение находить глаголы в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль, расширить знания о синтаксической роли глагола, совершенствовать навыки правильного написания глаголов на –тся и –ться.

  • Формировать умение вычитывать информацию из несплошного текста при работе со справочным материалом учебника, преобразовывать текстовую информацию в визуальную при составлении интеллект-карты на основе правила, совершенствовать умение создавать собственный текст, правильно употребляя глаголы в собственной речи и применяя на практике правило «Правописание не с глаголами».

  • Развивать коммуникативные навыки при работе в парах, умение вести учебный диалог, умение аргументировать свою точку зрения, развивать способность к самоанализу.

  • Воспитывать усидчивость, ответственность за результаты своей работы, доброжелательное отношение друг к другу.



Тип урока: комбинированный, урок повторения

Основные методы: беседа, работа с книгой, языковой разбор, наблюдение, конструирование.

Форма работы: индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование: учебник, учебная меловая доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, толковые словари, листы самооценки.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа

  • Создать условия для эффективной деятельности на уроке, для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствует учащихся, даёт установку на начало работы. Организует внимание, оценивает готовность учащихся к учебной деятельности. Обращает внимание на необходимость в процессе всего урока самостоятельно оценивать свою работу на уроке и заполнять «Листы самооценки», ставя в нужной строке знак «+».


Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к началу работы.

Коммуникативные: учатся приветствовать друг друга и учителя.

Личностные: положительное отношение к уроку.

2. Целеполагание (3 мин.)

Цель этапа

Способствовать возникновению мотивации к осознанию темы и постановке цели самими учащимися, к получению нового знания.

Организует работу по формулировке темы и постановке цели урока.


- Сегодня на уроке у нас, по выражению современного русского писателя и литературоведа А. К. Югова «самая огнепышущая, самая живая часть речи», в которой «струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». Это и не случайно, ведь её назначение – «выражать само действие!»

(Обращает внимание учащихся на цитату с пропусками, записанную на доске):

«… – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В … струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение … – выражать само действие!».

А. К. Югов

- О словах какой части речи говорит писатель? Назовите её и восстановите цитату (устно). Какова тема урока сегодня?

- Ответьте на вопрос: « Глагол – это новая для вас часть речи?» и дополните тему урока.


- Какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться на уроке?

Слушают учителя, отвечают на вопрос, восстанавливают цитату.

 «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие!»

А.К. Югов











Формулируют тему урока: «Глагол как часть речи».



Дополняют тему урока: «Глагол как часть речи. Повторение изученного»


Формулируют цель урока: повторить изученное о глаголе, правильно употреблять глаголы в своей речи


Личностные: мотивационная основа учебной деятельности.


Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: участие в диалоге.



3. Актуализация знаний. Словарная работа (6 мин.)

Цель этапа: обогащение и активизация словарного запаса учащихся, усвоение орфоэпических норм, актуализация знаний о глаголе.

Организует словарную работу, контролирует выполнение заданий, организует проверку.


1.Среди записанных на доске слов найдите глагол.

Докажите, что это слово действительно является глаголом.

Бег, свист, разглагольствовать, рассказ, беседа, съёмка, спуск, закат.


2. Учитель отчетливо проговаривает слово, предлагает учащимся проговорить его, записать его, поставить ударение, выделить корень



3. Выяснение лексического значения слова.

- Объясните лексическое значение слова путем подбора синонимов. Ответ запишите в виде словарной статьи.

При затруднении обратитесь к «Толковому словарю»


(Справка:

Разглагольствовать - говорить многословно и бессодержательно. Хватит р., нужно действовать.

Разглагольствовать – исконно русское. Этот глагол образован суффиксальным способом от существительного «разглагольство», восходящего к существительному «глагол» — «речь, слово»)


3. Составьте предложение со словом «разглагольствовать», определите, каким членом предложения оно является.







- Подводя итоги работы со словом, что мы можем сказать на его примере о глаголе?

Выполняют задание.




1.Разглагольствовать – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делать?»

Остальные слова обозначают действие как предмет.


2. Проговаривают слово, повторяя за учителем, записывают слово в тетрадь, ставят ударение, выделяют корень -глаголь- .


3. Подбирают синонимы к слову

(Разглагольствовать – то же, что «говорить, рассказывать, болтать, рассуждать, распинаться, выступать и др.»)














3. Составляют предложение (коллективная работа), записывают его в тетрадях, подчёркивают глагол как член предложения. Один из учащихся выполняет запись на доске.

(Что делал?)

Он долго разглагольствовал о своих планах.


Обобщают материал, делают вывод о том, что:

  • глагол обозначает действие;

  • глагол в предложении является сказуемым.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


Регулятивные: самоконтроль.


Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой для выполнения учебных заданий информации в словаре; умение объяснять лексическое значение слова через подбор синонимов, умение составлять словарную статью, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией.

4. Организация познавательной деятельности.

Повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе

Цель этапа:

-создать условия для формирования умений слушать, анализировать;

-организовать усвоение детьми нового знания о синтаксической роли глагола.

- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и требующие дополнительной работы.

4.1. Повторение и систематизация знаний о морфологических признаках глагола (5 мин.)

Организует работу по повторению изученного о глаголе.

1. Предлагает вспомнить, что ещё известно детям о глаголе. Проводит фронтальный опрос.

2. Предлагает повторить, обобщить и систематизировать изученное о глаголе.

- Прочитайте правило в учебнике (§88, стр.100). Повторяя правило, обратите внимание на то, какие морфологические признаки глагола являются постоянными, а какие – непостоянными.

- Используя известное о глаголе, составьте по шаблону интеллект-карту «Глагол».


3. Используя составленную интеллект-карту, расскажите о глаголе (работа в парах).


1. Отвечают на вопрос учителя.


2.Читают правило.

Составляют интеллект-карту, используя готовый

шаблон. Такой же шаблон использовался в этом классе при изучении других частей речи.

(Приложение 1-2)









3. Работают в парах. Рассказывают правило о глаголе.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, владеть приёмами анализа и систематизации материала, умение извлекать информацию из учебной литературы и представлять её в виде схемы (интеллект-карты)


Регулятивные: самообразование и самоорганизация.

Коммуникативные: умение правильно, полно и точно выражать свои мысли, участие в диалоге.

4.2. Расширение и уточнение представлений о синтаксической роли глагола (5 мин.)

Организует работу учащихся по включению нового знания о синтаксической роли глагола в систему имеющихся знаний. Осуществляет оценку и контроль.

- Нам известно, что чаще всего глаголы в предложении играют роль сказуемого. А может ли глагол выступать в роли других членов предложения?

Анализ предложений. Задание (выполняется учащимися на доске)

- Запишите предложения, найдите в них глаголы, подчеркните их как члены предложения и сделайте вывод о синтаксической роли глагола в языке, определите вид глаголов.


- Какими членами предложения могут быть глаголы?



- Составьте предложение с глаголом в роли любого члена предложения, кроме сказуемого. (Задание выполняется в малых группах по 4 человека)

Записывают предложения, находят в них глаголы, задают к ним вопросы, определяют, каким членом предложения является глагол.

1. Читать(несов.в) книги – полезное занятие.

2. Я вышел(сов. в.) на улицу подышать (сов. в.) свежим воздухом.

3. У меня появилось(сов. в.) желание прочитать (сов. в.) эту книгу.

4. Я посоветовал (сов. в.) друзьям прочитать(сов. в.) эту повесть.


Делают вывод о том, что глагол может являться любым членом предложения, чаще – сказуемым.


Работают в группах, составляют и записывают предложения, определяют синтаксическую роль глагола.

Коммуникативные:

умение правильно, полно и точно строить собственное высказывание; уметь слушать и понимать чужую речь, умение работать в сотрудничестве.


Познавательные: уметь анализировать информацию, обобщать и делать выводы.


Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя,

4.3. Повторение правописания глаголов на –тся и –ться (5 мин.)

Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся, её самопроверку и работу над ошибками.

Работа с текстом

1.Прочитайте текст, вставьте, где это необходимо, на месте пропусков Ь (предложения 1 - 5)Для этого вспомните, когда в глаголах на –тся, -ться пишется Ь? (Орфограмма 23 в справочном материале на форзаце учебника)

Результаты занесите в таблицу (Приложение 3)

Выполните самопроверку, проанализируйте свои ошибки.


1

-

2

+

3

-

4

-

5

-


1.Анализируют орфограмму, вспоминают условия написания ь в глаголах на -тся, -ться, проговаривают правило.

Читают текст, выполняют задание, заполняют таблицу.

1.В морозный период все российские реки покрыты льдом. 2.Бывает, что лёд сковывает поток всего на несколько дней, а вот в тундре и тайге Сибири реки остают…1ся подо льдом до восьми месяцев.

3. Когда температура воздуха устойчиво продолжает держт…2ся ниже 0 градусов, на реке сначала образуют…3ся полосы льда у берега. 4. Потом рядом с ними появляют…4ся тонкие ледяные пластинки – так называемое ледяное сало. 5. Новые кристаллы льда смерзаю…5тся между собой и с пластинками «сала»; так образуютюся крупные льдины. 6. Льда становится всё больше, он появляется и на дне, и в толще потока.

7. Огромные льдины плывут по воде, и там, где русло сужается, образуются ледяные пробки – заторы. 8. От них-то и начинает формироваться зимний покров реки – ледостав.

9. Весной, когда снег начинает таять, талая вода проникает под лёд, приподнимает скреплённый с берегами покров.

10. В какой-то момент он начинает раскалываться, и вдоль берегов образуются полосы воды. 11. После того как лёд оторвётся от берегов, он покрывается поперечными трещинами, которые превращаются в полыньи. 12. Если весна дружная и морозы не возвращаются, река вскроется быстро.

Выполняют самопроверку и работу над ошибками.

Познавательные: умение анализировать и извлекать информацию из несплошного текста (схемы), применять орфографическое правило.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.


Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.


4.4. Анализ содержания текста, составление собственного текста.

Самостоятельная работа (10 мин.)

Цель - диагностика достижения планируемых результатов

Организует самостоятельную работу учащихся и осуществляет контроль.

1. Часть.

Выполните задание 2 по вариантам (задания одинакового уровня сложности)

(1 вариант)

Шестиклассник Сергей, прочитав текст, убеждал друзей в том, что полоса льда у берега образуется в первую же ночь, когда температура опустится ниже ноля градусов. Подтвердите или опровергните его утверждение, опираясь на содержание прочитанного текста. Запишите ответ в 2-3 предложениях.

(2 вариант)

На перемене Саша рассказал друзьям, что в марте он поедет с отцом на рыбалку. Мальчики посоветовали ему быть осторожным, потому что лёд на реке может треснуть. Саша сказал, что он не будет отходить далеко, потому что у берега безопаснее, ведь лёд сначала тает на середине реки. Пользуясь информацией из текста, дайте свой ответ Саше в 2-3 предложениях.


Выполняют задание 2


(1 вариант)

Сергей ошибается, потому что в тексте говорится, что полосы льда образуются, когда температура воздуха устойчиво держится ниже ноля градусов. Следовательно, должно пройти несколько дней, чтобы образовался лёд.






(2 вариант)

Саша, ты ошибаешься. Когда начинает таять снег, у берега образуются полосы воды. И лёд отрывается от берегов. Поэтому находиться около берега более опасно, чем на середине реки.






Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности, интерес к созданию собственного текста.


Познавательные: умение свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, для его понимания, критической оценки информации, для передачи информации в реальном общении, для решения повседневных задач. 

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.


2. Часть.

Выполните задание 3.

Для того, чтобы выполнить следующую часть работы, нам необходимо повторить правило о правописании не с глаголами.

Общее задание:

- Вспомните правило «Не с глаголами». (Орфограмма 21 в справочном материале на форзаце учебника.) Повторите правило самостоятельно, при затруднении обратитесь к соседу по парте или учителю, приготовьтесь объяснить правило классу.


- Составьте правила безопасного поведения на реке для ребят младших классов. Для этого составьте памятку из 4-5 предложений, в которых перечислите, чего делать на реке нельзя. Употребите в своей работе глаголы с частицей «не» (Высокий уровень сложности)










- Если задание вызвало у вас затруднение, то составьте одно предложение с однородными членами на такую же тему. Употребите в предложении глаголы с частицей «не» (Повышенный уровень)


- Если предыдущие задания кажутся вам трудными, придумайте и запишите глаголы с частицей «не», которые предостерегают от опасных действий в зоне водоёма. (Базовый уровень)








1. Повторяют правило по справочному материалу самостоятельно, отвечают правило (1-2 учащихся).





2. Составляют предложения.

Примерный текст

1. Не выходите весной на отдаленные водоемы.

2. Не переправляйтесь через реку в период ледохода;

3. Не подходите близко к воде во время разлива, потому что берег может обвалиться.

4. Не выходите на лед при плохой видимости, когда темно, идет снег или дождь, иначе вы не сможете вовремя увидеть полынью.

5.Не вставайте на лёд около берега, это опасно.


1.Ребята, не выходите на лёд весной, не подходите близко к воде, не вставайте на лёд около берега.




1.Не играйте, не переходите, не выходите, не стойте.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности, интерес к созданию собственного текста.


Познавательные: умение создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в  процессе создания текста основные нормы русского языка и  правила правописания.


Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение работать в паре.



5. Этап информирования учащихся о домашнем задании,

инструктаж по его выполнению. (2 мин)

Цель этапа:

- организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся вне школы;

- мотивировать к выполнению поставленных задач;

- создать условия для успешного выполнения работы всеми учащимися.

Предлагает домашнее задание, даёт инструкцию по его выполнению.

1. Повторить спряжение глаголов (упр.510), рассказать о правописании личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

2. Принять участие в конкурсе шпаргалок по теме «Как определить спряжение глагола?»

Просматривают задание, задают вопросы, записывают в дневник.

Личностные: понимание значения домашней самостоятельной работы

6. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин.)

Организует рефлексию, подводит общий итог урока.

Оценивают свою учебную деятельность по таблице

Личностные: понимание, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: анализ и оценка своей работы

Список литературы

  1. Материалы секции «Креативное мышление» Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности -– URL: http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsiiseminary-forumy/forum/kreativnoe-myshlenie.php (17.12.2019 г., Институт стратегии и развития образования РАО). (Дата обращения: 11.12.2021).

  2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

  3. Русский язык: поурочные разработки: технологические карты уроков: 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М. Б. Багге, Л. Г. Гвоздинская, И. А. Шерстобитова, Е. Ю. Пучкова, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение, 2016.

  4. Бондаренко М. А. Русский язык. Методические рекомендации и поурочные разработки.6 класс. – М.: Просвещение, 2017 г.

  5. Печенежская В. Н. Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – URL: http://e-koncept.ru/2016/16038.htm (Дата обращения: 20.12.2021).























Приложение 1.

Шаблон интеллект-карты «Глагол»































Интеллект-карта «Глагол»



































Приложение 3

Таблица для выполнения задания по тексту «-Тся и –ться в глаголах»

1

-

2

+

3

-

4

-

5

-



Таблица с ответами.

1

-

2

+

3

-

4

-

5

-































Приложение 4

Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, поставив в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

 

 

 

1 шаг

Формулировка темы и целей урока

 

 

 

2 шаг

Словарная работа

 

 

 

3 шаг

Повторение изученного. Составление интеллект-карты.

 

 

 

4 шаг

Уточнение синтаксической роли глагола

 

 

 

5 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой ( «-Тся и –ться в глаголах»)

 

 

 

6 шаг

Самостоятельная работа с текстом.

 

 

 

7 шаг

Инструктаж по домашнему заданию

 

 

 

 


5