2.Актуализация опорных знаний | 1.Организуется повторение. На доске запись: Весна Весенний день В этом году весна наступила2 рано. Вопрос обучающимся: - Чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое. - Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения? (Дополнительное задание-разберите слово «наступила» по составу) 2. Учитель организует самостоятельную работу обучающихся: - Составьте и запишите со словами, которые я диктую, словосочетания, подчеркните орфограммы в словах (все слова изучались в этом году): парашют, изумрудный, издалека, салют, беседовать. Два человека работают индивидуально на карточках (записать словосочетания, обозначить главные слова): весенний день, современный вокзал, заниматься в библиотеке, разговаривать с другом, повернуть направо. - Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу: Весной на юг возвращаются перелётные птицы. - Докажите, что данная фраза является предложением. | Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания. Отвечают на вопросы учителя: - В первой строке записано слово, во второй дано словосочетание, а в третьей мы видим слова, связанные между собой по смыслу и грамматически, поэтому делаем вывод: в третьей строке записано предложение). - Грамматическая основа предложения весна (подлежащее, выраженное именем существительным) наступила (сказуемое, выраженное глаголом). - Слово - это одна единица речи, словосочетание – два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически, а предложение – это несколько слов, связанных по смыслу, грамматически и в нем содержится законченная мысль). (На (приставка) - ступ (корень) - и (суффикс) -л (суффикс) - а (окончание)2) Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах и составляют словосочетания: Красивый парашют (парашют – после Ш пишу Ю, словарное слово), изумрудный шарф (изумрудный – пишу с буквы И) , приехал издалека (издалека – наречие, пишу слитно, безударный гласный в корне А, проверочное слово - даль), салют победы (салют – в корне пишу букву А, надо запомнить), беседовать с друзьями (в корне слова беседовать пишу букву Е, надо запомнить) Определяют особенности строения предложения: Грамматическая основа предложения – (Птицы (подлежащее, выражено именем существитльным) возвращаются (сказуемое, выражено глаголом). Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу) Проверка (карточки) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ: весенний день (главное слово) КАКОЙ?, современный вокзал (главное слово) КАКОЙ?, заниматься (главное слово) ГДЕ? в библиотеке, разговаривать (главное слово) С КЕМ? с другом, повернуть (главное слово) КУДА? направо. | Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения, разбор слова по составу. Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм. |
3.Постановка проблемы и определение учебной задачи | 1. Учитель подводит обучающихся к формулированию темы урока. На доске записаны предложения, прочитайте их, пожалуйста: Я сделал домашнее задание. Ты сделал домашнее задание? Проверьте домашнее задание! - Учитель задаёт вопросы классу: - Чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Назовите эти знаки. 2. Сообщается тема урока. Учитель подводит обучающихся к формулированию цели урока. - Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания». - Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать? | Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. - Первое предложение произносится спокойно, второе с вопросительной интонацией, а третье предложение содержит указание, что требуется сделать. В конце предложений стоят разные знаки препинания: точка, вопросительный знак и восклицательный. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя). (- Сегодня на уроке мы должны узнать, какие бывают предложения по цели высказывания и научиться определять виды предложений по цели высказывания) | Определение темы и цели урока. |
4.Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока) 5.Релаксация | Рассказывается обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы: - Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные, побудительные. - Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений (параграф 29, стр. 70) Организует наблюдение: - Ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений и сделаем вывод. Под музыку (https://muzebra.net/track/122940098298164/3do-vesennaa-melodia.html) учащимся предлагается закрыть глаза и представить пробуждение природы. «Представьте, как лучи солнышка греют ваши щечки, где-то за окном журчат ручейки, поют птицы, вам очень хочется побежать на улицу и все это увидеть своими глазами. Вы медленно открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу. | Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение. (- Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные произносятся спокойно, вопросительные с вопросительной интонацией, а побудительные содержат просьбу или приказ) Обучающиеся закрывают глаза и представляют то, что говорит учитель. | Знание особенностей различных видов предложений. Адекватное восприятие информации на слух. Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения. Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики. Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. |
6.Закрепление полученных знаний | 1. Мини-диктант. - Запишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания: 1.Небо над головой весеннее. 2.В полях бегут шумные и говорливые ручейки. 3.Над влажной землёй взлетают высоко в небо жаворонки. 4.Вы видели как красиво они летят? 5.Давайте сделаем фотографию! - Объясните написание слов. - Сделайте вывод: как вы определили вид предложения по цели высказывания? - Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту? Контролирует выполнение работы. 2.Организуется самостоятельную работу в группах (обучающимся выдаются карточки) составить по 3 предложения: 1 ряд Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Весенний день в парке». | 2 ряд Составьте вопросительные предложения на тему «Скоро каникулы». | 3 ряд Составьте побудительные предложения на тему «Домашнее задание». | | Объяснение орфограмм: (В слове ГОЛОВА в корне две безударные гласные, проверочные слова – головы, головка, в слове ВЕСЕННЕЕ пишем две буквы н, одна входит в корень, другая является суффиксом, безударный гласный в корне можно проверить словом – вёсны; в слове ПОЛЯХ безударный гласный о, проверочное слово – поле; в слове БЕГУТ – безударный гласный в корне слова е, проверочное слово – бег; в слове ГОВОРЛИВЫЕ две безударные гласные в корне слова – о, проверочные слова – говор и разговорчивый; в слове ЗЕМЛЕЙ безударный гласный в корне слова Е можно проверить словом земли; в слове ВЫСОКО в суффиксе пишем букву О; в слове КРАСИВО в корне следует писать букву А, проверочное слово – краше; в слове ЛЕТЯТ безударный гласный Е можно проверить словом полёт; в слове ДАВАЙТЕ безударный гласный А можно проверить словом дать; в слове ФОТОГРАФИЯ первую О можно проверить словом фото, вторую словом фотограф). Обучающиеся существляют самопроверку. Определяют вид предложений по цели высказывания: (По цели высказывания 1,2,3 –повествовательные, в конце ставится точка, произносятся предложения спокойно; 4 – вопросительное, в конце стоит вопросительный знак, произносим это предложение с вопросительной интонацией, 5 – побудительное, в конце стоит восклицательный знак, в предложении содержится побуждение к действию). Составляют устный текст (словесное рисование: - После прочтения данных предложений мне представляется весенний солнечный день Над головой голубое небо, в котором парят птички. Жаворонки красиво машут крыльями, кружатся над моей головой. Я достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков). Выполняют задания. Осуществляют самопроверку. Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе. (1 ряд. Парк весной преображается. На деревьях появляются нежно-зеленые листочки. Солнце светит все ярче и ярче. 2 ряд. Скоро наступят каникулы? Куда вы планируете поехать отдохнуть? Вы будете делать фотографии во время путешествия? 3 ряд. Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник. Выполняйте упражнение строго по заданию. Пишите разборчиво и аккуратно!) | Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики. Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета. |
7.Рефлексия | Предлагается обобщить знания, закреплённые на уроке: - Ребята, давайте поделимся впечатлениями о сегодняшнем уроке ( по кругу обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «рефлексивного перечня» на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Учитель подводит обучающихся к формулированию вывода. | Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала. - сегодня я узнал, что предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные, - было интересно составлять словесную картину, - было трудно объяснять орфограммы, - я выполнял задания с удовольствием, - я понял, что надо много читать, чтобы уметь строить интересные предложения, - теперь я могу составлять предложения на определенную тему, - я почувствовал, что мне не хватает слов для составления предложений, - я приобрел новые знания о предложении, - я научился различать слова и предложения, - у меня получилось разбирать предложения, - я смог все задания записать аккуратно, - я попробую сочинить новый текст по заданию, - меня удивило, как быстро прошел урок, - урок дал мне для жизни много положительных эмоций, - мне захотелось увидеть журавлей и сфотографировать их. | Способность свободно, правильно излагать свои мысли. |
9.Итог урока | Предлагается обучающимся оценить свою работу на уроке. – Ребята, оцените, как вы сегодня поработали, выскажите свое мнение об уроке и своей работе на нем. Выставление отметок за урок. Анализ выполненных индивидуальных заданий по карточкам, объявление оценок. | Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке. - Мне урок понравился, я справился со всеми заданиями правильно, думаю, моя оценка сегодня «отлично». - Мне на уроке было интересно, но я неправильно указал орфограммы, допустил две ошибки, значит, работал я на «4». | Адекватно выражают своё отношение к полученной информации. |