СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Таблицы истинности логических выражений"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Таблицы истинности логических выражений"»

Технологическая карта урока

«Логические выражения. Таблицы истинности логических выражений»

ФИО

Бурашникова Екатерина Александровна

Место работы

МБОУ «Лицей №3», г. Курчатов

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика

Класс

10 А

Тема и номер урока в теме

Раздел 2. Теоретические основы информатики. Тема «Элементы алгебры логики», 3 урок в теме

Базовый учебник

Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика, 10 класс. Базовый и углубленный уровни. 

Цель урока

  • Обучающая: закрепить основные определения по данной теме; применить полученные знания и умения при решении задач, научить оптимальному способу решения задач из ЕГЭ, используя язык программирования для построения таблиц истинности

  • Развивающая: способствовать развитию мыслительной активности учащихся, памяти, воображения; развитие интереса к предмету информатика

  • Воспитывающая: развитие кругозора; воспитание мотивации учебной деятельности, ответственного отношения к обучению, культуры поведения и труда, бережного отношения к технике; воспитание информационной культуры

Формируемые предметные результаты

Формируемые предметные результаты:

  • Повторить изученный материал;

  • Разобрать решения типов задач по логике;

  • Научить самостоятельно решать некоторые логические задачи

Формируемые метапредметные результаты

- личностные универсальные учебные действия:

  • развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

  • развивать логическое мышление, инициативу, находчивость, активность при решении задач,

  • развивать интерес к информатике.

- регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение ставить цель урока,

  • умение планирования и прогнозирования,

  • волевая саморегуляция,

  • контроль и оценка

-познавательные универсальные учебные действия

  • обогащение новыми знаниями,

  • поиск информации,

  • выдвижение гипотез и их обоснование,

  • анализ и синтез

Тип урока

урок построения системы знаний

Формы работы учащихся

устная работа (опрос), индивидуальная, фронтально-коллективная, самостоятельная работа с использованием ПК

Необходимое техническое оборудование

Электронная доска (или проектор и доска), компьютеры с установленным Python.






Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий со специальными программными средствами, например, демонстрация)

Деятельность учащихся

Формируемые УУД



Познавательные

Регулятивные

Личностные и коммуникативные


1

2

3

4

5

6

7

1



























































































































2






























































Начальный этап урока

  1. Организационный момент

УВМ (учебно-воспитательный момент)

Учитель приветствует класс, отмечает отсутствующих. Фронтальный осмотр и проверка готовности к уроку.

Доброжелательный настрой на урок. Готовность учащихся в виде правильно организованного рабочего места (наличие всех учебных принадлежностей на ученическом столе).




  1. Проверка д/з

Цель – актуализация изученного ранее материала













































3) Тема и цель урока

1)Учитель сообщает задание (по цепочке ответить на вопросы)

  • Что называют логическим высказыванием? (Логическое высказывание - это повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно оно или ложно.)

  • Приведите пример истинного высказывания.

  • Приведите пример ложного высказывания.

  • Приведите пример истинного и ложного высказывания.

  • Перечислите все наборы, при которых конъюнкция принимает значение «ложь»

  • Когда операция дизъюнкция ложна, а когда истина

  • Чему равно значение действия из 1 следует ложь

  • Чему равно значение операции из 0 следует 1

  • Чему равно значение выражения 0 «равносилен» 0

  • Чему равно значение выражения 0 «эквивалентен» 1

  • Что делает операция «Отрицание»

  • «Инверсия» нуля чему равна?

  • Придумать свой вопрос




1) Устная работа (опрос) по цепочке: ученики по цепочке устно сообщают ответ (причем если ответ неверный, то следующий ученик исправляет ошибку).

При верном ответе растет столбец «Да» диаграммы, при неверном столбец «Нет» диаграммы

Выдвижение гипотез и их обоснование, анализ и синтез

Фронтальный опрос. Контроль в виде похвалы, при необходимости коррекция ошибок

Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи


2)Сообщает задание (попытаться самостоятельно сформулировать цель урока).

Учитель выделяет похвалой наиболее активных учеников, справившихся с заданием.

2)Фронтально-коллективная устная работа

(ученики, поднимая руки, высказывают свои предложения). На доске появляются записи учителя

Итак, несколько уроков назад мы с вами начали изучать «Алгебру логику». Мы узнали, что этот раздел работает с высказывания и узнали, какие операции можно выполнять над высказывания. На уроках алгебры вы составляете, преобразуете и вычисляете значение … арифметических выражений (арифметических, так как мы используем в этих выражения переменные, скобки и арифметические действия). А если я буду использовать не арифметические, а логические операции, то как такие выражения будут называться? Чтобы решить логическое выражение, надо указать все значения, какие может принимать это выражения при любых наборах, т.е. составить таблицу истинности.

Тема урока: Логические выражения. Таблицы истинности логических выражений

Цель урока: научиться решать различные логические задачи (в том числе и заданий ЕГЭ) с помощью построения ТИ логических выражений

На прошлом уроке я Вам задала вопрос «Где используется алгебра логики?» И мы затруднились с вами ответить на этот вопрос. У Кристины было индивидуальное задание: найти информацию по этому вопросу. Давайте ее выслушаем.

Выдвижение гипотез и их обоснование, анализ и синтез, формулирование познавательной цели

Целеполагание, контроль в виде похвалы, при необходимости коррекция ошибок

Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи

4) Закрепление ранее изученного материала

Слова учителя: «Решим следующую задачу: Р-17. Логическая функция F задаётся выражением ¬xy  (¬zw). Постройте таблицу истинности для этого выражения

Учащиеся внимательно слушают задание. Один человек у доски выполняет задание. Остальные работают с доской или на опережение.

Кол-во столбцов=N+кол-во операций=4+5=9

Кол-во строк=2N+1=16+1=17

x

y

z

w

¬x

¬z

F

0

0

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1





Анализ и синтез

Волевая саморегуляция, развитие мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию – сконцентрировать внимание учеников на словах учителя. Составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата

Самоопределение (мотивация учения), планирование

3





























































































































5)Постановка проблемной ситуации. Изучение нового материала

Учитель задает вопрос: Скажите, какие минусы у этого метода решения, т.е. ручного способа построения ТИ



Чтобы оптимизировать этот процесс и свести к минимуму ошибки, чем нам надо воспользоваться при решении заданий.



Чтобы нам спрограммировать эту задачу, необходимо знать, как задаются логические операции на языке программирования

∧ конъюнкция and

∨ дизъюнкция or

¬ отрицания not()

≡ тождество ==

→ импликация – для импликации в python оператора нет, но импликацию можно преобразовать




Предполагаемые ответы: слишком долгий, легко ошибиться.





Предполагаемые ответ: компьютер, языки программирования.






Записи в тетради.

Поиск информации, Выдвижение гипотез и их обоснование, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей

Волевая саморегуляция, контроль, при необходимости коррекция





































Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи

6)Первичное закрепление материала









7)Физминутка













































Учитель дает задание: Написать программу для построения таблицы истинности выражения

¬xy  (¬zw).

Обратить внимание на вывод 1 и True, 0 и False

Физминутка (истина-наклон головы и моргаем, ложно- поворот головы в стороны):

1. Алгебра логики — раздел математической логики, в котором изучаются логические операции  над высказываниями(+)

2. Дизъюнкция – это бинарная операция логического умножения. (-)

3. Суждение – это форма мышления, в которой что-либо отрицается. (-)

4. Импликация – это операция логического отрицания. (-)

5. Конъюнкция – это бинарная операция логического умножения.(+)

6. Существуют простые, составные, истинные и ложные высказывания.(+)

7. Эквивалентность – это бинарная операция логической равносильности.(+)

8. Умозаключение – это форма мышления, отражающая связь между предметами и явлениями.(-)

9. Логическими константами являются 0 и 1.(+)

10. Предложение «Какой сегодня прекрасный день!» является логическим высказыванием.(-)



Ученик у доски программирует задачу. Остальные помогают, задают вопросы.

print('x y z w')

for x in 0,1:

for y in 0, 1:

for z in 0, 1:

for w in 0, 1:

F = not(x) or y or ( not( z) and w)

print(x, y, z, w,F)















Анализ и синтез

Применение полученных знаний, при необходимости коррекция



З

Инициативное сотрудничество в решении задачи

доровосберегающий элемент



8) Закрепление материала











































4. Заключительный этап урока.

Рефлексия, выставление оценок

Постановка д/з

Учитель дает задание: Написать программу для постоения таблицы истинности выражения

Р-18 Логическая функция F задаётся выражением

(xy) -(yz)

Сверить полученную таблицу истинности с таблицей из тетради (дз)





















Учитель предлагает учащимся сформулировать итоги урока, используя метод шляп.

Учитель выставляет оценки за урок (просит сдать тетради с др).

Дз: выучить, как логические операции задаются на Питоне, построить ТИ 2 способами (карточка подгружена в эж)





Практическая работа на компьютере.

print('x y z w')

for x in 0,1:

for y in 0, 1:

for z in 0, 1:

for w in 0, 1:

F = (x or y)

print(x, y, z, w,F)



x

y

z

w

==

F

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Подведение итогов урока





Р-16. Логическая функция F задаётся выражением (xy )  (yz). Постройте таблицы истинности для выражения двумя способами.?



Анализ и синтез, установление причинно-следственных связей

Волевая саморегуляция, самоконтроль, при необходимости коррекция











Оценка

Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли











Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли