Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты (предметные, метапредметные (П- познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные), Л-личностные) |
1. Организационный момент | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Словесный (объяснение) | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада поприветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение. - В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами. - Проверьте свою готовность к уроку: У вас на парте должны лежать учебник, дневник, тетрадь, пенал. - Всё на месте? - Открываем тетради, отступаем от предыдущей работы две строки. Записываем число и «Классная работа». | Слушают учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают записи в тетради. | Фронтальная работа | | - осуществлять самоконтроль (Р.); - слушать и понимать речь других (К.) |
2. Минутка чистописания | Совершенствование техники письма, на предупреждение дисграфии и исправление графических ошибок | | Картинный диктант. - Ребята, вы смотрите на картинку и записываете название этой картинки На слайде учитель показывает картинки. Затем высвечивает на слайде все слова, с выделенной орфограммой. (песок, одуванчик, гвоздика, сирень, ромашка, кровать) Работа в парах. - Составить и записать 1 предложение с любым из слов. Выделить основу. | Записывают в тетради слова, выделяют орфограммы. Работая в парах, придумывают предложение, выделяют основы. | Индивидуальная и парная работа | Проектор, экран | - выделение необходимой информации (П.); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.); - синтез как составление целого из частей (П.); - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.). |
3. Актуализация знаний | Подготовка учеников к работе, восприятию нового материала, напоминание детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. | | - Выразительно прочитайте отрывок стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» - Посмотрите на выделенные слова и скажите, к какой части речи они относятся? - Верно. Сейчас я буду задавать вопросы. В ходе обсуждения мы с вами будем составлять кластер по теме «Глагол». Я – на доске, вы - у себя в тетради. - Глагол – это самостоятельная часть речи? Фиксируем это в нашем кластере. - Глагол обозначает состояние или действие предмета? Записываем. - Глагол отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? - А на какие вопросы отвечает глагол? - Следующий вопрос: глагол в предложении может являться подлежащим? - А чем в предложении может являться глагол? - Следующий вопрос. Глагол изменяется по числам? -Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе? А хотите узнать? Что еще можно изучать о глаголе? | Один ученик читает стихотворение вслух, остальные – про себя. - Глагол. Отвечают на вопросы, совместно с учителем составляют кластер. - Да, глагол – часть речи. - Глагол обозначает действие предмета. - Нет. - Глагол отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? и другие. - Нет. - В предложении глагол является сказуемым. - Да. - Мы не знаем. | Фронтальная работа | Карточка со стихотворением | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П.); - доказательство (П.); - синтез как составление целого из частей (П.); - знаково-символическое действие (моделирование) (П.); -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.); - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств (К.). |
4. Постановка учебной задачи. | Формулирование темы и цели урока | Подводящий диалог, демонстрация | - Сегодня мы с вами отправимся в захватывающее путешествие на поиски нового знания. - Прежде чем отправиться в путь, посмотрите на доску. - Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что именно эти слова являются глаголами? - Запишите глаголы в тетрадь. - Сравните их. Чем они отличаются? - Скажите, а время совершения действия одинаковое? - Сформулируйте тему урока - Какую цель перед собой поставите? - Для того, чтобы мы смогли достичь поставленной цели, предлагаю составить план урока: 1. Узнать, какие бывают времена глаголов. 2. Научиться определять времена глаголов. 3. Применять свои знания, выполняя упражнения. | Записывают в тетрадь глаголы: Дежурит, дежурила, будет дежурить. Действие происходит в разное время Формулируют тему урока «Времена глаголов». Узнать о временах глагола и научиться определять времена у глаголов. Ребята вместе с учителем планируют дальнейшую деятельность. | Фронтальная работа | Интерактивная доска | - выдвижение гипотез и их обоснование (п.); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (к.); - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации (к.); - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (р.); |
5.Открытие нового знания | Открытие нового через учебное действие | Беседа | 1. Из глаголов, которые вы записали в тетрадь, найдите тот, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. - Задайте вопрос к глаголу. Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Правильно, записываем над глаголом – наст. вр. 2. Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходило до момента речи. - Какой вопрос можно задать? - Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Записывается над глаголом – прош. вр. 3. Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? - Какой вопрос можно задать? -Как будет называться форма времени этого глагола? (записываем над глаголом - буд. вр.). - Какие формы времени вы узнали? - А теперь, давайте проверим наши предположения с учебником. Откройте учебник на стр. 112 и прочитайте правило. | - Это глагол «дежурит». - Даша (что делает?) дежурит. - Настоящее время. - Глагол «дежурила». - Люба (что делала?) дежурила. - Форма прошедшего времени. - «Будет дежурить». - Тимур (что будет делать?) будет дежурить. - Будущее время. - Формы настоящего, будущего и прошедшего времени. Читают информацию о формах настоящего, прошедшего и будущего времени и соотносят с выполненным заданием, подтвердились ли предположения. | Фронтальная, индивидуальная работа | Учебник русского языка, 3 класс | - осознавать важность правильного определения времени глагола (Л.); - проявлять интерес к языку (Л.); - принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в ее решении (Р.); - выполнять учебные действия в умственной и речевой форме (Р.); - находить в учебнике необходимую информацию, использовать ее в практических целях (П.); - анализировать языковой материал (П.); - обобщать, делать выводы (П.); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.). |
6. Физкультминутка | | | -Ребята, встаньте со своих мест. Сейчас я буду вам называть глаголы. Если это глагол настоящего времени – маршируйте на месте, если это глагол прошедшего времени – выполните одно приседание, а если это глагол будущего времени – потяните руки вверх. | Выполняют физкультминутку. | Фронтальная работа | | - формирование здорового образа жизни (Л.) - анализировать языковой материал (П.). |
7. Работа по теме урока | Закрепление пробного учебного действия по новой теме | Беседа, работы с учебником, выполнение упражнения | - У каждого из вас на партах лежит табличка, ваша задача заключается в том, чтобы составить схему-памятку, в которой нужно указать, на какие вопросы отвечает глагол того или иного времени и указать, что обозначает определенное время. -После выполнения задания обменяйтесь памятками с соседом по парте и проверьте правильность её выполнения. Работа с учебником. - Молодцы, ребята, а теперь давайте обратимся к учебнику. Открываем стр. 112 упр. 197. - Что нужно сделать? - Верно. Списываем предложение, вставляя пропущенные буквы и указываем над каждым глаголом время. - Напоминаю, что в тетрадях мы пишем аккуратно, старательно. | Списывают предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Три ученика по очереди работают у доски (1 ученик – 1-ое предложение, 2 ученик – 2-ое предложение и т.д.). Остальные ученики работают в тетради и при объяснении орфограмм выражают согласие/несогласие с помощью карточек «светофора». 1. Гром перекатывается (приставка «пере»), грохочет (грОхот), ворчит (словарное слово), рокочет (рОкот), встряхивает землю. 2. Скоро ли луга позеленеют («по» – приставка, зЕлень, зелЕный), скоро ль у кудрявой у березы (словарное слово) распустятся клейкие листочки (лИст). 3. Осторожно ветер (словарное слово) из калитки вышел, постучал (приставка «по», правило ча/ща пишу с буквой «а») в окошко, пробежал (приставка-про, бЕг) по крыше, поиграл (приставка «по») немного ветками черемух. - Глаголы, которые употреблены в переносном значении: Перекатывается, ворчит, рокочет, встряхивает, вышел, пробежал, поиграл. Так как гром и ветер в прямом значении не могут выполнить данные действия. | Индивидуальная работа | Таблица со схемой – памяткой, учебник | |
8. Первичное закрепление | Усвоение учащимися нового знания через способы действия | Работа с учебником, | Работа с учебником. Найдите на стр. 113 упр. 198, прочитайте задание и выполните его. Игра «Почтальон». На доске конверты. На них указан адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт. | Один ученик выполняет задание с объяснением у доски, остальные в тетрадях. Каждый ученик по очереди выходит к доске, вытягивает карточку, читает вслух написанное и отправляет глагол в конверт по нужному адресу. | Индивидуальная работа | Учебник | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П.); - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П.); - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.); - учебное сотрудничества с учителем и сверстниками (К.); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.); - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации (К.). |
9. Итог урока | Формирование системы знаний об окружающей действительности | Устный опрос | - Наш урок подходит к концу, и пора подводить итоги. - Назовите тему нашего сегодняшнего урока. - Какие времена глаголов вы теперь знаете? -Что значит настоящее время? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры. -Что значит прошедшее время? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры. -Что значит будущее время? На какие вопросы отвечают? Приведите примеры. Но у нас с вами осталось еще одно задание. Нам необходимо закончить наш кластер. Как думаете, какого пункта не хватает? - Правильно, нужно добавить пункт «Изменяются по временам». Запишем. | - «Времена глагола». - Настоящее время, прошедшее время и будущее время. - Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы: что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи. Приводят собственные примеры. - Глаголы в форме прошедшего времени отвечаю на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи. Приводят собственные примеры. - Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы: что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи. Приводят собственные примеры. | Фронтальная работа | | -структурирование знаний (П.); - знаково-символическое действие (моделирование) (П.); - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.). |
10. Рефлексия. | Самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя и одноклассников | | - Покажите мне зеленый сигнал «светофора», если на уроке вам всё было понятно, вы знаете, какие бывают формы времени глаголов и уже умеете самостоятельно и безошибочно определять их. - Покажите красный сигнал светофора, если на уроке вы усвоили не всё, если вам нужна помощь, чтобы до конца разобраться в сегодняшней теме. (Если есть дети, которые подняли красный сигнал «светофора», с ними проводится дополнительная беседа и объяснение после уроков). - Спасибо большое, ребята, за урок! Я вам желаю уважительно относиться к своему прошлому, ценить свое настоящее и задумываться о своем будущем. | | Фронтальная работа | Карточки «сфетофор» | - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П.); - осознание качества и уровня усвоения (Р.); - установление обучающимся значения результатов своей деятельности (Л.). |
11. Домашнее задание | | | - Дома повторите правило на стр. 112 и выполните упр. 196. | Записывают домашнее задание. | | | |