Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Новоузенский агротехнологический техникум»
Технологическая карта открытого занятия
по учебной дисциплине
ОП. 13 Безопасность жизнедеятельности
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
на тему: «Приборы химической разведки»
Новоузенск 2020 г.
Методические цели открытого занятия:
общая: показать пути саморазвития и самосовершенствования обучающихся путем сознательного и активного приобретения нового делового опыта;
частная: показать возможность использования элементов современных образовательных технологий при организации работы обучающихся на этапах комбинированного урока: кейс-технология, информационно-коммуникационные технологии.
Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.13 Безопасность жизнедеятельности
Преподаватель: Морозов В.А.
Группа: ЭР-31
Дата проведения: 31.10.2020 г
Тема: Приборы химической разведки
Вид занятия: урок
Тип урока: комбинированный
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения: кабинет № 20 «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умения пользоваться войсковым прибором химической разведки, способностей к самостоятельному построению схемы выхода из очага химического поражения в графическом редакторе Corel DRAW.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (устройство войскового прибора химической разведки)
Задачи урока:
- дидактическая: обеспечить условия для определения и осознания обучающимися следующих дидактических единиц:
химическое оружие, отравляющие вещества, прибор химической разведки;
- развивающая: способствовать развитию логического мышления, деловых качеств студентов, развитию коммуникативной культуры, умению анализировать информацию, делать выводы, опираясь на практический опыт;
- воспитательная: способствовать воспитанию ответственности за результаты учебного труда, пониманию его значимости в жизни.
Формирование общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
OK 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Межпредметные связи:
- обеспечивающие: ОБЖ, Информатика, История;
- обеспечиваемые: Охрана труда, Экологические основы природопользования, Информационные технологии в профессиональной деятельности
Средства обучения: ВПХР (войсковой прибор химической разведки), мультимедийный проектор, презентационный материал, компьютерный класс.
Информационное обеспечение урока:
- учебные пособия:
Сапронов Ю.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности – М.: Академия, 2017.
Бондин В.И. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: Академ центр, 2018.
- интернет-ресурсы:
1. Культура безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий: сайт // Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2. Портал МЧС России [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа:.http://www.mchs.gov.ru/.
3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL:http://bzhde.ru.
ПЛАН УРОКА |
Этап | Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Обеспечение этапа | Ожидаемый результат |
1. Начало урока. Организационный момент (1 мин.) | | | приветствуют преподавателя; готовятся к учебному занятию | | |
2. Актуализация темы урока (3 мин.) | показ мотивационного видеоролика и обсуждение; постановка проблемы, подводящей к самостоятельной формулировке темы обучающимися; диалог, подводящий к самостоятельному определению цели урока | | смотрят видеоролик; отвечают на вопросы преподавателя; формулируют тему и цели урока; осознают цель урока и ее значимость в жизни | | активизация мыслительной и речевой деятельности; осознание целей урока и их значения в жизни; развитие эмоциональной и мотивационной сферы личности обучающегося; ОК1 |
3. Систематизация знаний по пройденному материалу (3 мин.) | актуализация опорных знаний по теме; диалогическая форма работы в режиме «вопрос-ответ»; Вопросы: 1.Дайте определение понятия «химическое оружие». 2.Как делятся отравляющие вещества по действию на организм человека? 3.Отравляющие вещества какого действия имеют разностороннее проникновение? 4.Что представляет собой очаг химического поражения? | побуждает студентов к активной мыслительной и речевой деятельности; задает вопросы; комментирует ответы, исправляет ошибки | | слайда с вопросами | активизация мыслительной и речевой деятельности; систематизация опорных знаний по теме |
4. Изучение нового материала (13 мин.) | | рассказывает и демонстрирует устройство войскового прибора химической разведки и принцип его действия побуждает к самостоятельному изучению инструкции-памятки при работе с войсковым прибором химической разведки | слушают, наблюдают за действиями преподавателя; самостоятельно изучают инструкцию-памятку по работе с войсковым прибором химической разведки | инструкция-памятка при работе с войсковым прибором химической разведки (Приложение1) | активизация мыслительной деятельности; совершенствование умений интеллектуально-го труда; ОК2 |
6. Закрепление знаний и способов деятельности (12 мин.) | работа в подгруппах: распределение в правильной последовательности действий по определению отравляющего вещества зарин согласно инструкции рои работе с войсковым прибором химической разведки; «На маслозаводе, который находится в 200 метрах севернее техникума, произошел выброс аммиака. Ветер северный. Вам необходимо схематично изобразить здание маслозавода и техникума, ориентировочную зону заражения и выход из очага». | организует работу в подгруппах по выполнению задания: «Распределите в правильной последовательности действий по определению отравляющего вещества зарин согласно инструкции по работе с ВПХР обсуждает производственную ситуацию организует индивидуальную работу по решению производственной ситуации- создание с помощью графического редактор Corel DRAW схемы выхода из очага химического поражения и передачи ее по локальной сети для проверки | участвуют в групповом обсуждении и выполняют задание по распределению в правильной последовательности действий по определению отравляющего вещества зарин согласно инструкции по работе с ВПХР; участвуют в обсуждении производственной ситуации; занимают рабочие места за компьютерами и выполняют задание; отправляют выполненное задание по локальной сети на проверку преподавателю; выступают с презентацией схемы выхода из очага химического поражения и ее комментирование | войсковой прибор химической разведки; бланк с заданием, мультимедиа-слайд с эталоном выполнения задания (Приложение 2); мультимедиа-слайд с производственной ситуацией рабочие компьютеры с локальной сетью и программой Corel DRAW | активизация мыслительной и речевой деятельности; систематизация знаний по теме; закрепление умений отбора необходимой информации и представления ее в различных визуальных форматах; формирование компетенций эффективного взаимодействия в команде; ОК5; ОК7; ОК9 |
7. Внешний контроль знаний и умений (9 мин.) | Онлайн-связь с начальником аварийно-спасательной службы Новоузенского муниципального района Быковым Ильей Николаевичем | организует с помощью Skype (сетевого видео-коммуникационного инструмента) онлайн-беседу обучающихся с начальником аварийно-спасательной службы Новоузенского муниципального района Быковым Ильей Николаевичем | участвуют в беседе отвечают на вопросы | Мультимедий-ный проектор и веб-камера | осознание обучающимися уровня усвоения знаний и умений по изученной теме урока; положительная мотивация к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельнос-ти»; ОК2; ОК7 |
8.Рефлексия (подведение итогов урока) (3 мин) | выявление сильных и слабых сторон в изучении темы урока, в выполнении заданий на уроке | организует самооценку собственной деятельности обучающимися; выставляет и комментирует оценки за работу на уроке; завершает урок, обобщает итоги работы на уроке (Приложение 4) | | (Приложение 3); | совершенствова-ние навыков самооценивания и самоконтроля; положительная мотивация к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» |
9. Домашнее задание (1 мин) | задание для самостоятельной работы дома: подготовить сообщение по теме «Опасность в производственной среде: использование химических ядовитых веществ и способы защиты в чрезвычайной ситуации» | задает домашнее задание; рекомендует источники информации; отправляет домашнее задание сообщением в группу «Эр-31. БЖ», созданную в учебных целях в социальной сети «ВКонтакте» | | | |
Приложение 1
Инструкция-памятка при работе с ВПХР
1) с трубками с красным кольцом и точкой
Вначале определяют наличие ОВ в опасных концентрациях; при получении отрицательного результата проводят определение ОВ в малоопасных концентрациях:
а) определение ОВ опасных концентрациях (5-6 качаний насосом):
-вынуть из кассеты 2 ИТ, вскрыть концы ИТ;
- ампуловскрывателем разбить верхние ампулы обеих трубок, взять трубки за концы с маркировкой и энергично наотмашь встряхнуть 2-3 раза;
- опытную трубку вставить немаркированным концом в насос и прокачать воздух, через вторую (контрольную) трубку воздух не прокачивать.
-тем же ампуловскрывателем разбить нижнюю ампулу в опытной трубке и встряхнуть наотмашь 1-2 раза так, чтобы полностью смочить верхний слой наполнителя. Сразу после этого разбить нижнюю ампулу в контрольной трубке и также встряхнуть ее.
- наблюдать за переходом окраски в контрольной трубке от красной до желтой; к моменту образования желтой окраски в контрольной трубке сохранение красного цвета верхнего слоя наполнителя опытной трубки указывает на наличие ОВ в опасных концентрациях; изменение цвета до желтого - на отсутствие ОВ в опасных концентрациях;
б) определение ОВ в малоопасных концентрациях (50-60 качаний насосом):
- порядок работы тот же, но нижние ампулы разбивать не сразу, а через 2-3 мин после прокачивания воздуха. Кроме того, в жаркую (35оС и выше) погоду нижнюю ампулу в контрольной трубке разбивать через 15 с (счет до 15) с момента встряхивания контрольной трубки;
- к моменту образования желтой окраски в контрольной трубке сохранение красного цвета верхнего слоя наполнителя опытной трубки указывает на ОВ в концентрациях, опасных при нахождении свыше 10 мин без противогаза;
- изменение цвета до желтого или розово-оранжевого указывает на отсутствие ОВ в малоопасных концентрациях.
Примечание: При образовании в опытной трубке желтой окраски сразу после разбивания нижней ампулы определение повторить с применением противодымного фильтра.
2) с трубкой с тремя зелеными кольцами
- вскрыть трубку, разбить ампулу, сделать 10-15 качаний насосом;
- сравнить окраску наполнителя трубки с окраской, изображенной на кассетной этикетке.
3) с ИТ с желтым кольцом
-вскрыть трубку, вставить в насос, прокачать воздух (60 качаний насосом);
- вынуть трубку из насоса, выдержать 1 мин и после этого сравнить окраски наполнителя с окраской, изображенной на кассетной этикетке.
Для ускорения обследования ИТ могут быть вскрыты заранее. Использование вскрытых трубок допускается в течение 10-15 мин от момента их вскрытия.
Вскрытые ИТ, находившиеся в облаке ОВ, для работы непригодны.
Применение ОВ противник может маскировать дымом, в этом случае следует проверять наличие ОВ в воздухе, пользуясь насадкой, снаряженной фильтром, для чего необходимо:
- достать из прибора насос и вставить в него вскрытую ИТ;
- достать из прибора насадку и, закрепив в ней противодымный фильтр, плотно навернуть насадку на резьбу головки;
- сделать соответствующее число качаний насосом;
-вынуть из головки насоса ИТ и провести определение, руководствуясь указаниями на кассетной этикетке.
Для определения ОВ в почве и в сыпучих материалах необходимо:
- открыть крышку прибора, отодвинуть защелку и вынуть насос, достать необходимую ИТ, вскрыть ее и вставить в головку насоса;
- навернуть на насос насадку и надеть на её воронку защитный колпачок, снять с прибора лопатку и взять пробу верхнего слоя почвы (снега) или сыпучего материала в наиболее зараженном месте;
- взятую пробу насыпать в воронку насадки, наполнив ее до краев;
- накрыть воронку с пробой противодымным фильтром и закрепить его, прокачать через ИТ воздух, делая насосом необходимое число качаний;
- откинуть прижимное кольцо, выбросить противодымный фильтр, пробу и колпачок, а насадку положить обратно в прибор, вынуть из головки насоса ИТ и провести определение ОВ, руководствуясь указаниями, имеющимися на кассетной этикетке или инструкции памятке.
Определение ОВ в воздухе при низких температурах
ИТ с красным кольцом и точкой
а) в опасных концентрациях (при 5-6 качаниях насосом):
- подготовить грелку;
- вставить две ИТ в боковые гнезда грелки для оттаивания ампул. После оттаивания ампул ИТ немедленно вынуть и поместить в штатив;
- вскрыть трубки, разбить верхние ампулы, энергично 2-3 раза встряхнуть и произвести просос воздуха через опытную трубку;
- контрольную трубку держать в штативе;
- одновременно подогреть обе трубки в грелке в течение 1 мин, после чего наблюдать изменение окраски наполнителя трубок.
б) в безопасных концентрациях (при 50-60 качаниях насосом):
- порядок работы с ИТ тот же, после прососа воздуха выдержать трубки в течение 1...2 мин. Необходимо помнить, что перегрев трубок ведет к их порче;
-после выдержки разбить нижние ампулы обеих трубок, встряхнуть их одновременно и наблюдать за изменением окраски наполнителя трубок. В случае сомнительных показаний трубок с тремя зелеными кольцами при пониженных температурах определение необходимо повторить с использованием грелки, для чего трубку после прососа воздуха на 1 мин помесить в грелку и затем наблюдать окраску.
в) ИТ с желтым кольцом при температуре ниже 15оС использовать с применением грелки. Подогреть трубку следует после прососа через нее воздуха в течение 1...2 мин и затем наблюдать окраску наполнителя.
Приложение 2
Задание: расположите в правильной последовательности действия по определению отравляющего вещества зарин.
№ п/п | Действия с ВПХР |
| Опытную трубку вставить немаркированным концом в насос и прокачать воздух. |
| Ампуловскрывателем с соответствующей маркировкой разбить верхние ампулы обеих трубок. |
| Вынуть из кассеты две ИТ с красным кольцом и точкой, вскрыть концы ИТ. |
| Тем же ампуловскрывателем разбить нижнюю ампулу обеих трубок. |
| Следить за изменением цвета окраски наполнителя. |
Приложение 3
ФИО_________________________________________
№ п/п | Вид задания | Самооценка |
1 | Ответы на вопросы преподавателя | |
2 | Работа в команде | |
3 | Решение производственной ситуации | |
4 | Ответы на вопросы специалиста | |
Приложение 4
Оценка деятельности обучающихся на уроке
Фамилия, имя | Актуализация темы урока | Систематизация знаний по пройденному материалу | Закрепление знаний и способов деятельности | Внешний контроль | Итоговая оценка |
Блиц - опрос | Работа в подгруппах | Решение производственной ситуации |
Галуза Ярослав | | | | | | | |
Леонтьев Дмитрий | | | | | | | |
Лобецкий Максим | | | | | | | |
Щеголев Иван | | | | | | | |
Курдюков Алексей | | | | | | | |
Телепкалиев Руслан | | | | | | | |
Курмашев Азамат | | | | | | | |
Иванюшин Дмитрий | | | | | | | |
Рейшер Давид | | | | | | | |
Гриднев Иван | | | | | | | |