Дата, № урока | 02.03.2021 |
Учитель: | Максимова С.В. |
Тема: | А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье |
Цель: | 1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; 2) совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией; 3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека. |
Задачи: | Образовательные: знакомить с рассказом «Куст сирени», обладающим высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье. Развивающие: совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать творчески способности; учить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы; развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом; развивать коммуникативные компетенции; Воспитательные: обратить внимание на нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека; продолжить формирование интереса к предмету; осуществлять эстетическое воспитание учащихся. |
Планируемые результаты: | Предметный: В познавательной (интеллектуальной) сфере: - знать биографию А.И. Куприна; знать содержание рассказов А.И. Куприна, уметь определять тему произведения, выделять проблемы; выявление заложенных в рассказе Куприна А.И. «Куст сирени» нравственных ценностей; - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; -умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении; - владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы. В коммуникативной сфере: - восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; - создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог. В эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса, понимание русского слова в его эстетической функции. Личностный: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет –ресурсы, учебник); - развитие познавательной активности учащихся; - формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; - формирование собственного отношения к героям рассказа А. Куприна, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; - использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников. - устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - ориентация в системе моральных норм и ценностей; - потребность в самовыражении через слово, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметный: Познавательные: - расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего неравнодушного человека и читателя; - извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, пользоваться изучающим видом чтения; - формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное; - давать определения понятиям; - обобщать понятия; Регулятивные: - умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; - уметь определять и формулировать проблему и цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. Коммуникативные: - формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; - строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; - формирование умений работать в группе, устанавливать взаимоотношеия; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата; - продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь - излагать содержание прочитанного текста выборочно; |
| |
Оборудование: | Учебник по литературе для 8 класса 2-я часть (автор: Коровина В.А.), рассказ Куприна А.И. «Куст сирени», портрет Куприна А.И., иллюстрации картин Кустодиева, Кончаловского П.П., видеоклип на муз. С. Рахманинова «Сирень», презентация к уроку, рабочие листы для учащихся, «Толковый словарь» С.И. Ожегова |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. |
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Используемые педагогические технологии: | развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве |
Организация деятельности на уроке: | Индивидуальная, парная, групповая работы |
Виды деятельности: | беседа, чтение, анализ и противопоставление героев рассказа, участие в учебном диалоге, пересказ |
Основные понятия, термины: | Композиция, зеркальная композиция, художественная деталь, проблема, антитеза, нравственность |
| |
Этапы урока | Оформление доски/наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 стадия «Вызов» I. Самоопределение к деятельности. Цель: включение в деятельность 1 мин. | Слайд №1 | Приветствие. -Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Меня зовут Светлана Викторовна Максимова. И сегодня я проведу у вас урок литературы. Надеюсь на вашу поддержку и понимание. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные, добрые мысли. Хочу пожелать вам удачи и плодотворной работы на уроке. – Проверим готовность к уроку. Откройте свои рабочие листы, запишите число, классная работа (написать на доске заранее). | Готовятся к уроку, настраиваются, записывают | Включение в учебный процесс. Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
II. Мотивация и актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Слайд №2: Портрет писателя Куприна А.И. Слайд №3 | - Скажите, пожалуйста, портрет какого писателя мы видим на слайде? - С каким произведением А.И. Куприна вы познакомились дома? («Куст сирени») | Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы самостоятельно, заполняют таблицу в рабочих листах, проверяют ответы Слайд№4 (проверка) Оценивают правильность своих ответов | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: умение делать выводы, обобщения Личностные УУД: самооценка своей деятельности |
III. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: возможность осознания затруднения ЗУН 2 мин. IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. Постановка учебной задачи Цель: формулирование темы урока. 2 мин. | Слайды № 4, 5, 6 с картинами художников «Сирень» Видеоклип С. Рахманинов «Сирень» (1 мин.) Слайд №7 Слайд №8 эпиграфом: «Человек пришёл в мир для…счастья» (А,И,Куприн) Слайд №9 (цели и задачи урока) | - Сейчас мы с вами определим тему нашего урока. - Рассказ называется «Куст сирени. К образу сирени обращались не только писатели, но и художники, в частности, Кончаловский П.П. «Сирень в корзине», Кустодиев Б. , Левитан И., и музыканты. Сейчас мы посмотрим видеоклип на музыку гениального композитора Сергея Рахманинова «Сирень», и вы подумайте и напишите в рабочие листы и на доске (кластер), какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени» (на доске составить кластер на основе ответов детей) Видеоклип С. Рахманинов «Сирень» (1 мин.) Куст сирени (кластер) - Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. - Итак, какие слова являются ключевыми в рассказе? (семья, любовь, счастье) Попробуйте определить тему урока. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.» (чтение эпиграфа: «Человек пришёл в мир для…счастья») -Попробуйте определить цели урока. (подробное знакомство с рассказом «Куст сирени» через его анализ, рассмотрение главных героев и их поступков) -На какой вопрос мы должны ответить? (какие нравственные проблемы ставит писатель в рассказе, какими представляет любовь и счастье в семье) -Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно что сделать? (дать характеристику главным героям, их действиям, а также обратить внимание на приём построения рассказа) Вывод: Рассказ «Куст сирени» был написан в 1894 году, он относится к раннему творчеству писателя. Мы будем анализировать образы главных героев, их поступки, дадим сравнительную характеристику героям, а также выясним, какую проблему выделяет автор в своём рассказе и определим, какими приёмами пользуется Куприн А.И. при построении произведения и изображении главных героев. | Высказывают свои размышления по предложенному вопросу с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. Отвечают на вопросы: -Взаимопонимание, любовь, сочувствие, поддержка….. Просматривают видеоклип, пишут ассоциации в рабочих листах (любовь, счастье, весна, тепло, солнце и т.д.) Отвечают на поставленный вопрос. Предполагают, что будем говорить о нравственных ценностях на примере прочитанного дома произведения А.И.Куприна «Куст сирени». Составляют кластер в тетради. Определяют тему, цель урока, задачи Предлагают: -Рассмотреть образы главных героев, их взаимоотношения; -Понять смысл названия. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: умение делать выводы, обобщения, постановка и формулирование проблемы Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |
2 –я стадия «Осмысление» V. Этап реализации построенного проекта. «Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом Цель: отработать навык анализа текста 2 мин. | Слайд №10 с толкованием слов | 1)Словарная работа (по группам) - Необходимо обратить внимание на некоторые слова, которые вам, возможно, незнакомы. Предлагаю поработать с толковым словарём С. Ожегова и найдём значение слов: (работа по группам) -Какие значения слов вам были непонятны? Словарная работа (запись в рабочих листах) Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни). Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин. Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества. Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень. Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет. Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.). Инструментальная съёмка - вид топографической(наземной) съемки, осуществляемой с помощью точных геодезических инструментов | Индивидуальное задание на уроке – работа с толковым словарём (педант, поручик, ломбард), заполняют рабочий лист | Познавательные УУД: умение пользоваться словарями Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
Физминутка | | -Мы осанку исправляем, спинку дружно прогибаем, Вправо, влево мы нагнулись, до носочков дотянулись, Плечи вверх, назад и вниз, Улыбнись всем и садись. | | |
7 мин. | Слайд № 11 Слайд № 12 | б) Работа по содержанию текста, при ответах на вопросы учащиеся подтверждают текстом из рассказа) – Кто является главными героями рассказа? (Семейная пара: Вера и Николай Алмазов) – Вспомните, с чего автор начинает повествование? (Алмазов возвращается домой, проходит в свой кабинет, он очень расстроен) – Как Вера реагирует на поведение мужа? (Вера терпеливо выслушивает Колю, не обращая внимания на его капризы) – На какой поступок решается Вера, в чём видит решение проблемы? (Она решает посадить настоящие кусты, чтобы Колина оплошность оправдалась) – Охарактеризуйте поведение Веры в то время, когда ей в голову пришел план спасения? (Вера быстро начинает собираться, находит все ценные вещи в доме, чтобы продать их, а на вырученные деньги купить кусты. Она активна, настроена оптимистически) –Как реагирует Коля на ее предложение? (Коля пассивен, но не возражает и постепенно начинает помогать жене, хотя до последнего не верит в успех. Вера контролирует процесс до мелочей, она дотошна) -Чем же заканчивается эта история? -Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, он счастлив, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.) Вывод: эта история заканчивается успехом Николая, который, благодаря своей жене, сдал практическую работу. А помогли им в этом такие качества, как понимание, умений прийти на помощь в трудную минуту, взаимовыручка, упорство, решительность, любовь. - Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией – Алмазовы. - Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Алмаз – прозрачный, драгоценный, блестящий, многогранный, неотшлифованный драгоценный камень. Вывод: Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить) | Отвечают на вопросы, дискутируют, аргументируют, делают вывод | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; Личностные УУД: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; 2. совершенствовать духовно-нравственные качества личности; оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности. Познавательные УУД: 1. находить в тексте разные виды информации; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию. 4. излагать содержание прочитанного текста выборочно. 5. осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: 1.формирование навыков речевой деятельности. 2. уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения 4. участвовать в коллективном обсуждении проблем; осуществлять речевой контроль. |
1 мин. | Слайд №13 о композиции рассказа Слайд № 14 | г) Работа над композицией рассказа. - Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. 2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. 3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось. -Как соотносится начало и конец рассказа? - Какой приём лежит в основе? (Антитеза) Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией | Отвечают, что такое композиция. Делят текст на три части. Вспоминают, что такое антитеза. Выясняют понятие «зеркальной композиции» | Познавательные УУД: 1. расширять понятие о композиции произведения, знакомиться с понятием «зеркальная композиция»; совершенствовать; 2. уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: 1. выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; 3. составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; Регулятивные: оценивать достигнутые результаты своей деятельности. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать новые знания 4 мин. | Слайды №15 Составление куста сирени по принципу приёма «Фишбоун» Слайд №16 (вывод) Слайд № 17 с темой урока и эпиграфом: «Человек пришёл в мир для…счастья» (А,И,Куприн) | - Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.) - Какие противоположные черты характера вы заметили? Сравнительная характеристика Верочки и Николая. У вас на столах лежат таблички с характеристикой и листочки, изображающие ветки сирени. Задание. Используя табличку, впишите качества Веры и Николая на разных листочках (распечатать заранее по 6 на каждого) и прикрепите к ватману на доске (учитель контролирует процесс) Николай Алмазов | Верочка | Раздражен, недоволен | Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова. | Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб | Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. | Не видит выхода, не верит в успех | Верит в успех дела, надеется на положительный исход | Подчиняется жене, действует по её плану. | В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее. | По мере прикрепления листочков сирени должен получиться куст сирени на доске с помощью скотча. Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Вывод: Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. (Учитель в это время прикрепляет по середине (стебель) слова «Любовь, Счастье»). Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. - Какие нравственные проблемы ставит писатель в рассказе? (счастья, упорства, любви) Вывод: В рассказе А.И. Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном согласии и взаимопонимании. - Таким образом, что значит любовь по Куприну? (Любовь способна облагородить душу любящего человека. Герои жертвуют ради спокойствия и счастья любимого человека и находят в этом своё счастье. Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга) Таково представление о любви и счастье в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» - Вы только что говорили, что, по мнению Куприна, любовь приносит счастье. Об этом же самом говорил и сам писатель. Его слова и стали эпиграфом к нашему уроку. Значит мы правильно поняли рассказ «Куст сирени»? | Сравнивают образы Верочки и Николая. Делают выводы. Составляют «куст сирени» (доска). Работа учащихся в группах, анализ текста, работаю с рабочими листами (Вера умна, мудра, сдержанна, энергична, подталкивает мужа на решительные поступки, любит своего супруга. Коля спокоен, обладает упорством, слушает жену, соглашается с ней, прислушивается к ее советам) (Куприн рисует перед нами идеальные взаимоотношения между супругами, которые основаны на взаимопонимании, доверии, уважении друг к другу, любви) Любовь – умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого человека счастливым. | Личностные результаты: 1. формирование понятий о семейных ценностях и взаимоотношениях; Коммуникативные УУД: 1.формирование навыков речевой деятельности 2. освоение способов совместной деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VII. Самостоятельная работа по тексту Цель: создание ситуации успеха, тренировать способность к самоконтролю 2 мин. | | Самостоятельная работа по группам. Вопросы для размышления: 1 группа. – Почему рассказ называется «Куст сирени»? (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.) ( Это ароматный красивый цветок, который помогает главным героям в трудной ситуации сохранить любовь и взаимопонимание.) 2 группа. - Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.) 3 группа. – Почему автор выбирает именно сирень? (Сирень – это символ любви и счастья. Это растение цветет весной – в пору всех влюбленных. Существует поверье: тот, кто найдет цветок сирени с пятью лепестками, будет счастлив) | Учащиеся работают по группам, советуются между собой. Отвечают на поставленный вопрос. | Коммуникативные УУД: 1. освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
3-я стадия «Рефлексия» VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель: тренировать способность к самоконтролю 2 мин. 1 мин. | Слайд №18 «Даймонд» («Диаманта») Слайд №19 (задания по группам) | - Мы, анализируя рассказ, поняли, какие проблемы ставил автор, что легло в основу семейного счастья главных героев, а также уяснили, что писатель при изображении главных героев, их поступков использовал приём антитезы, контраста. Я предлагаю сейчас проявить творчество – написать «Даймонд» или «Диаманта» по теме нашего урока. Инструкция написания «Даймонд». Это 7 строк. Первая и последняя строки противопоставлены. Вторая строка – 2 прилагательных к первой. Третья строка – 3 глагола к первой строке, четвёртая строка – два словосочетания, противопоставление двух образов или явлений. Пятая строка – 3 глагола к противоположному образу, явлению. Шестая строка – 2 прилагательных к противоположному образу, явлению. Седьмая – противопоставление образа первой строки к седьмой. Задание групповое (при составлении можно использовать текст, ассоциации). Итак, для первой группы: Верочка – Николай Для второй группы (по композиции рассказа): Несчастье – счастье Для третьей группы: Кусты – куст сирени (Прослушивание диамантов) – О чем вас заставил задуматься этот рассказ? – Достигли ли мы в ходе урока поставленной учебной задачи? – Как вы оцените свою деятельность на сегодняшнем занятии? Итог моей работы на уроке | «+» или «- « | Я прочитал рассказ и хорошо знаю его содержание | | Я умею отбирать цитаты для характеристики героя | | Я имею свою точку зрения и могу ее доказать | | Я был активен на уроке, неоднократно давал правильные ответы | | Оценка | | | Работают по группам. Пишут диаманты с последующим чтением. Оценивают. Дают себе оценку за работу на уроке, заполняют рабочий лист. Получают от учителя небольшие сувениры в виде цветков сирени. | Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: способность организовывать собственную деятельность, умение осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Домашнее задание | Слайд №20 Домашнее задание (на выбор) | 1.Написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?» Напишите письмо Вере или Николаю «Письмо литературному герою» Разгадать кроссворд «по содержанию произведения А.И. Куприна «Куст сирени» На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?» | | |
| | Обобщение. Ребята, вы сегодня очень хорошо все работали, отвечали аргументировали, старались. Вы молодцы! И мне очень хочется, чтобы семейные ценности, о которых мы говорили, были у вас на первом месте в вашей жизни. А чтобы вы надолго запомнили наш сегодняшний урок, я хочу вам преподнести куст сирени. | | |