СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

для педагогов

Просмотр содержимого документа
«Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска















Технологии индивидуализации в образовательном процессе ДОУ

(педагогическая копилка из опыта работы)









Жаркова М.А.,

учитель-логопед

МАДОУ №77









Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .

Цель педагога:

создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

Задачи педагога:

-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;

-индивидуализация образования каждого ребенка;

-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;

-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;

-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;

-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;


-формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;

-разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;

-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.

Условия для осуществления индивидуализации:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования) :

-диагностика способностей и склонностей ребенка;

-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:

• целенаправленное использование метода проб и ошибок;

• расширение спектра материалов, способов деятельности;

• учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования) ;

-алгоритмы последовательности действий:

• создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

• определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

• а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

2. Специально организованная деятельность в кружках,

3. Специальные образовательные ситуации.

4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети) », «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети) ».

Результаты индивидуализации ребенка:

1. Диагностика траектории успешности

2. Детское портфолио

3. Детские проекты

4. Родительско – детские проекты

5. Презентация продуктов детской деятельности.

В ДОУ №82 представили индивидуальное портфолио ребенка, которое формируется 3 года. Начиная со средней группы. Портфолио каждой группы отличается своей наполняемостью, но структура единая для всего сада: генеалогическое древо, мое окружение, индивидуальный образовательный маршрут на 1 учебный год, интересы ребенка, любимые игры, праздники, самый радостный день. Мои страшилки, пожелания и мечты на будущее, награды ребенка (грамоты). Само портфолио заполняется 1 раз в неделю в группе или дома. Все странички предлагаются детям в черно-белом варианте, картинки обобщенные, а детям предлагается разукрасить по своему усмотрению и желанию. В данном ДОУ, ведется и групповое портфолио, которое наполняют воспитатели совместно с детьми, достижения всей группы.

Индивидуализация процесса в ДОУ № 82 реализуется через уголки успешности.

Эти уголки помогают каждого ребенка оценить объективно и субъективно, как воспитателю, так и ребенку. Уголки успешности оформлены в каждой группе на усмотрение воспитателей. Сам уголок представляет экран с кармашками, над каждым кармашком фото или имя ребенка. В кармашек вставляется карточка, разлинованная на 5 частей по дням недели. Каждый цвет недели обозначен определенным цветом. Уголок успешности заполняется ежедневно во второй половине дня. В средней группе уголок заполняется совместно с воспитателем, а в старшей и подготовительной группе дети заполняют самостоятельно. Успешность ребенка оценивается по видам деятельности, которая изображена схематично или в виде картинки. Ребенок выбирает картинку с той деятельностью, в которой считает себя успешным за день и наклеивает картинку на карточку. Таким образом, педагог может отследить деятельность, которой ребенок занимается и при необходимости предложить другую деятельность, чтобы ребенок развивался всесторонне. В конце месяца воспитатель заполняет сводную таблицу, по которой видно, что нравится ребенку и чем он был заинтересован. Даются рекомендации родителям по развитию ребенка.

Таким образом, ребёнок в группе развивается по своему индивидуальному маршруту и педагогам легко отследить интересы и трудности ребенка.