Технологии личностно – ориентированного обучения
Заседания ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ №5 .
Дата заседания: 29.05.2018.
Тема: «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса»
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Различают четыре основные группы технологий:
1. объяснительно-иллюстративные;
2. личностно-ориентированные
- разноуровневого обучения,
- коллективного взаимообучения,
- модульного обучения;
3. развивающие;
4. коррекционные.
Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:
1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
- индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
- психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.
- опыт, включающий знания, умения, привычки.
2. Коллективное взаимообучение
Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.
При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои ЗУНы. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.
3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
Методологические основы организации личностно-ориентированного урока (занятия) :
Личностно - ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).
Традиционный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий .
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам .
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.
5. Планирует и направляет детскую деятельность.
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.
Личностно - ориентированный урок
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение.
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Памятка
Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии)
С личностно-ориентированной направленностью
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель (воспитатель) распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
В личностно-ориентированном обучении позиция ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:
использование субъектного опыта ребенка;
предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата, а важного средства реализации детского творчества;
обеспечение на уроке личностно - значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно - развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Список использованной литературы:
1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно - ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
2. Кузнецов М. Е. Педагогические основы личностно - ориентированного образовательного процесса в школе: Монография / М. Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342с.
3. Кузнецов М. Е. Личностно ориентированное обучение школьников / М. Е. Кузнецов - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.
4. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина - М.: «Дело», 1994. - 216с.
5. Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе едагога: разработка и использование / Е. Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
4