Просмотр содержимого документа
«Технологии развивающего обучения»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Работа студентки Ш-32 группы
Пречислой Дианы Васильевны
Ейск, 2019г.
Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Развивающее обучение: - учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; - опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности; - расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности; - направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности; Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Развитие Л.B. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры. Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели: - наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций; - отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; - практические действия - умение создать материальный объект.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Цель: - формировать теоретическое сознание и мышление; - передать детям не столько знания, сколько способы умственных действий - СУДы; - воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания. Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий: - принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; - моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий; - оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.
Приёмы развивающего обучения
- Приемы развития внимания. Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нем. В психологии традиционно принято различать такие качества, определяющие индивидуальные свойства внимания: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Объем, колебание и распределяемость внимания во многом определены врожденными качествами человека и являются данностью, которая педагогу неподконтрольна. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого компонента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти три последних качества внимания и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя.
- Приемы развития памяти. Памятью называют психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Как следует из определения, запоминание - это процесс, состоящий из трех последовательных стадий: запоминания, сохранения и воспроизведения. В реальности есть еще и четвертая стадия - узнавание. Если одна из этих стадий из процесса по какой-то причине выпадает, педагог делает вывод, что у ребенка плохая память. Часто мы неправильно понимаем выражения «хорошая память» и «плохая память». Нам кажется, что человек так и рождается с хорошей или плохой памятью, что память - это какая-то врожденная способность. На самом деле это не так. Плохая память - это несформированная произвольная память. Причем интересно, что каждый человек на самом деле запоминает абсолютно все, что видит, слышит или читает (не дословно, а на уровне смысла), но далеко не все потом может произвольно воспроизвести. Тут действует одно правило: то, что запоминается автоматически (без участия сознания), потом не может быть воспроизведено по желанию человека. Тем не менее, оно остается в памяти, и человек совершенно неожиданно для самого себя может вспомнить что-то такое, что, по его мнению, он давно уже забыл или никогда не помнил.
- Приемы развития логического мышления . Человеческое мышление при всей своей сложности базируется на относительно ограниченном наборе мыслительных операций, так или иначе связанных с понятиями. Предположим, что нам надо обдумать некий факт. После того как память предоставила нам его, произведя операцию узнавания (идентификацию), в дело вступает мышление. При всей своей сложности учебная деятельность базируется на еще более ограниченном количестве мыслительных операций. В учебной практике нужный нам факт сможет подвергаться всего шести мыслительным операциям: абстракции, обобщению, сравнению, аналогии, классификации и систематизации. Следовательно, надо придумать такие приемы работы, которые научат ребенка выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты, находя в них черты сходства и различия, относить факт к той или иной группе предметов и явлений.
- Приемы мотивации учащихся. Как часто мы клеймим учащихся за их природную леность и отсутствие тяги к знаниям! Однако нормальный ребенок совсем не против знаний. Ведь никто из взрослых не обучает его изготовлению рогаток или воздушных змеев. Он сам стремится получить эти знания, потому что они нужны ему для полноценной жизни среди сверстников. Алгебра и география, со слов родителей, пригодятся в будущем, а оно еще, по общему мнению детей, так далеко. Иначе сказать, знания обязательно должны быть востребованы, иначе в них не возникнет потребности. Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний. Создать мотив - значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников. Классно-урочная система не может дать больших возможностей для «изобретения» таких мотивов. Основой мотивации в этой системе является оценка. Но это, если говорить в общем, - формальность, и к 7-8 классу дети начинают это понимать. Для кого-то оценка еще долго будет служить основным мотивом действий, а кто-то в ней уже разочаровался и поэтому перестал учиться, ибо оценка для него больше не мотив, а практической пользы в школьных знаниях он пока что не видит. Следовательно, параллельно с оценкой должны существовать и другие системы мотивации.
Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к определенной деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат. В связи с этим можно выделить четыре типа мотивов: - стремление к результату; - стремление к самой деятельности, независимо от результата; - стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата; - стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).