Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Учебно-методический центр сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Гатауллина Надежда Васильевна
Проектирование современного урока в начальном общем образовании
Реферат
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки «Технологии развивающего обучения в начальной школе»
Научный руководитель:
Чипышева Людмила Николаевна,
доцент Учебно-методического центра сопровождения
введения ФГОС общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент
Челябинск, 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЯЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ………………………………………………………………
1.1. Нормативные требования к современному уроку…………………..
1.2. Урок как основная форма обучения в школе: понятие, различные подходы к классификации уроков ………………………………………………….
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ………...
2.1. Технологическая карта как алгоритм проектирования современного урока…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….
Внедрение федеральных государственных стандартов ( далее ФГОС) продолжается 11 лет.
Возрастает постоянно объем, обновление информации. В обществе, в которых объем информации в профессиональных сферах увеличивается два раза за год, для успешной социализации требуется способность реагировать на постоянные изменения. Обеспечить успешную социализацию ученику может обновление образовательной деятельности в школе, которая с одной стороны будет базироваться на принципах и подходах, проверенных годами, с другой-будет реагировать на изменения, происходящими в обществе.Ученик.Как совместить возможные формы обучения, чтобы , поставленные цели, в начале урока-были достигнуты .При этом, чтобы ребенок на уроке стал главным действующим лицом. Попробуем рассмотреть
Объект исследования: современный урок
Предмет исследования: технология проектирования урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
Цель – на основе анализа нормативных документов и психолого-педагогической литературы выявить эффективные способы проектирования уроков, обеспечивающих обучающимся достижения всех групп планируемых результатов
Задачи:
Рассмотреть нормативные требования к современному уроку
Провести сравнительный анализ различных подходов к классификации уроков, выбрать классификацию, на основании которой будут разработаны технологические карты, обеспечивающие проектирование современного урока
Разработать технологические карты, позволяющие проектировать уроки различных типов (на основе классификации уроков А.К.Дусавицкого)
Освоить технологию проектирования уроков различных типов с использованием технологических карт
Практическая значимость данной работы
Структура работы: реферат состоит из введения, первой главы, включающей два параграфа, второй главы, включающей один параграф, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
Федеральный закон 273-ФЗ от29.12.2012г не ограничивает педагога в преподавании. Педагог сам выбирает формы, методы и средства обучения и воспитания, участие в творческой, экспериментальной и другой деятельности.
Ст. 47 ФЗ от 29.12.2012г. И 273-ФЗ(ред.08.12.2020)"Об образовании РФ" отражает полное право при выборе подходов, методов, технологий осуществления образовательной деятельности
Ст3.(п1-13)
Педагог имеет право на разработку и применение авторских программ, на осуществление научной, творческой и исследовательской деятельности, а так же на бесплатное пользование ресурсами, в порядке установленными локальными нормативными актами.
Предоставленные педагогу свободы преподавания , методов обучения и воспитания в свою очередь повышают уровень ответственности(ст.48 ФЗ -273 ред.от 08.12.20), выбранные методы должны обеспечить высокое качество образования.
О качестве образования подробно говорится в ст.2 ФЗ 273 п29
Качество образования-комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС , образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень планируемых результатов образовательных программ
Таким образом учитель начальных классов с одной стороны свободен в выборе при разработке конспекта урока, но при этом его*(учителя) выбор должен обязательно отвечать требованиям ФГОС, на основе которых создаются, реализуемые основные образовательные программы в образовательном учреждении.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,освоивших основную программу начального общего образования:
-личностным .включающим готовностьи способность обучающихся к саморазвитию,сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,личностные качества;сформированность основ гражданской идентичности;
-метапредметным,включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия(познавательные,регулятивные,коммуникативные),обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями;
-предметным,включающим освоенняй обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт спецефической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,его преобразованию и применению ,а так же систему основопологающих элементов научного знания,лежащих в основе современной научной картины мира.(ФГОС НОО с изменениями на 18 мая2015г.гл2 /mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo)
Если сравнивать ранее предъявляемые планируемые требования к уровню подготовки обучающихся, то можно смело сказать, что они отражали уровень знания предмета.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования потребовали уточнения понятия «качество образования». В условиях постоянного обновления информации необходимо научить ребенка учиться и развить потребность в постоянном самосовершенствовании.
Следует отметить, что новые планируемые результаты потребовали изменить приоритеты в деятельности учителя, от него сегодня требуется правильная организация учебной деятельности.
Следует учитывать, что универсальные учебные действия и планируемые результаты освоения основной образовательной программы понятия взаимосвязанные, но не тождественные.
Предметные планируемые результаты не связаны напрямую с универсальными учебными действиями, они остаются важной составляющей планируемых результатов, но их отличает от двух первых групп то, что они формируются в рамках конкретного предмета. Способы проверки безударной гласной в корне слова формируются на уроке русского языка, а письменные способы деления многозначных чисел – на уроках математики. В отличие от предметных способов действий универсальные учебные действия могут быть сформированы при условии целенаправленной работы на всех уроках без исключения.
И так 11 лет апробируются ФГОС общего образования. Рассмотрим требования, предъявляемые к учителю начальных классов профессиональным стандартом педагога в области проектирования уроков и/или учебных занятий (табл. 1).
Таблица 1 – Требования профессионального стандарта к компетенциям педагога в области проектирования учебных занятий
Трудовые действия | Необходимые умения | Необходимые знания |
Общепедагогическая функция. Обучение |
Планирование и проведение учебных занятий. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Формирование универсальных учебных действий. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). Формирование мотивации к обучению | Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Воспитательная деятельность |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, способности к труду и жизни в условиях современного мира | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
Развивающая деятельность |
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции | Педагогические закономерности организации образовательного процесса. Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования | Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания | Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий. Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях |
В таблице показано, что профессиональный стандарт педагога определяет компетенции учителя, обеспечивающие учащимися достижения всех трех групп планируемых результатов. Однако в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оставляет право выбора учителю в выборе методов, технологий, подходов.
В следующем параграфе давайте рассмотрим-что же такое урок, различные подходы к классификации уроков.
1.2. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ: ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ УРОКОВ
Урок-форма организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течении определенного промежутка времени (как правило 45мин; в начальной школе 30-35мин.) Так урок трактуется в Российской педагогической энциклопедии ( Гл.редактор В.Г.Панов 1993г)
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, - как писал В.А.Сухомлинский. - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» [nsportal.ru 27.02.2015 Зоркина Т.М..
Рассмотрим различные подходы к классификации уроков.
Наиболее популярной остается классификация, предложенная Б.Есиповым
-урок получения нового знания
(знакомство с новой информацией и первичное закрепление)
Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, составление проекта
-урок закрепления знаний и формирование ЗУН(вторич. закрепление знаний и выработки навыков и умений по практич. применению знаний)
-урок обобщения и систематизации( знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в системе
-урок контроля ЗУН и коррекции знаний(для определения качества ЗУН )
Виды-письменные работы
-комбинированный урок(для выработки умения сам-но применять новые знания на практике)( pedsovet.su/metodika/6045_tupu_vidy_urokov)
Людм.Георг.Петерсон классифицирует урок на 4 типа
Урок открытия новых знаний(цели-образовательная:расширение понятийных знаний за счет включения новых элементов.-деятельностная: формиров.способности учащихся к новому способу действия)
Урок развивающего контроля(образовательная цель:контроль и самоконтроль,деятельностная:формирование способности уч-ся к осуществлению контрольной функции)
Урок рефлексии(образовательная:коррекция понятий и алгоритмов, деятельностная формиров.у уч-ся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа -фиксирование собственных затруднений, выявление их причин)
Урок построения системы знаний(общеметодологической направленности)(образоват.:выявление теоретич основ построения содержательно-методич.линий, деятельностная:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)
В соответствии с учебными действиями, ссылаюсь на работу «Урок в начальной школе» Дусавицкий.А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н 2011г выделяют основные типы уроков
1.Урок постановки учебной задачи
Учебная задача-это задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначальные задачи - учебно-практические.
Их решение преследует
- Научить выделять, обьективировать предмет изучения
- научить ребенка действовать, анализировать, контролировать свои действия
- обеспечить его средствами решения учебно-практических задач
- вовлечь в коллектив-распределенную деятельность
Таким образом, учителю на данном этапе необходимо создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое суждение, существование других точек зрения.
Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать суть возникшей проблемы
Обеспечить отношение перехода от позиции «спрашивающий учитель» к позиции « отвечающий ученик»
Такой урок имеет структуру
- создание ситуации успеха
- создание ситуации разрыва
- фиксация места разрыва в знаково-символической форме
- формулирование учебной задачи учителем и учащимся
- рефлексия
2. Урок решения учебной задачи
Ключевым на этом уроке является анализ предметных действий, преобразование ситуаций
В структуре этого урока
- анализ условий решения задачи
- собственно решение задачи
- рефлексия ( часто этот тип урока переплетается с моделированием)
3. Урок моделирования и преобразования модели
Таким образом, урок обеспечивает построение модели, как средство конструирования
Обучение построению модели на основе анализа принципов
Структура моделирования
- преобразование условия задачи
- моделирование
- преобразование модели
- рефлексия
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа делятся на 2типа
А-на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи
Б-уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирования навыка, обработка способа действия
5. Урок контроля и оценки
Учебные действия контроля и оценки являются неотъемлемой частью каждого урока
( Задания, предлагаемые для выполнения-задания, содержащие ошибки, задания-ловушки)
Основное в структуре урока
- создание учебной ситуации
- контроль и оценка использования способа действия
- рефлексия
Типология уроков не выделяется в переходные( на этапе 1и 5кл)
Различные подходы к классификации урока отражены в (табл.3 табл.4)
Таблица 3
Классическая классификация
Тип урока | Этапы и краткая характеристика урока |
1. Урок усвоения новых знаний | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия |
2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) | 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
5. Урок контроля знаний и умений | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Таблица 4
Типологизация уроков по А.К. Дусавицкому (развивающее обучение)
Тип урока | Этапы и краткая характеристика урока |
1. Урок постановки учебной задачи | 1) Создание ситуации успеха 2) Создание ситуации разрыва. 3) Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. 4) Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. 5) Рефлексия. |
Поскольку цель урока этого типа – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они задачу «увидели», то формулирование задачи детьми оказывается логическим итогом урока этого типа. |
2. Урок решения учебной задачи | 1) Анализ условий решения задачи 2) Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. 3) Рефлексия. |
Решить учебную задачу – это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа. В начале обучения для решения задачи учитель организует обще классную дискуссию. Педагог включается в решение на равных с учениками и в диалоге задает логику поиска. Часто этот тип урока тесно переплетается с уроком моделирования. |
3. Урок моделирования и преобразования модели | 1) Преобразование условия задачи. 2) Собственно моделирование. 3) Преобразование модели. 4) Рефлексия |
Цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования. |
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа | Уроки данного типа можно условно разделить на две группы: уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи; уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. |
Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа является немедленное его практическое применение в качестве средства решения задачи из другой предметной области. Контекст практики помогает ребенку видеть свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, ориентированную на далекую перспективу, а позволяющую уже сегодня решать новые практические задачи. |
5. Урок контроля и оценки | 1. Создание учебной ситуации. 2. Контроль и оценка использования способа действия. 3. Рефлексия. |
Основная цель урока контроля и оценки для учителя – через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения. На уроке контроля и оценки целенаправленно осуществляется передача учащимся учительских функций контроля и оценки действий |
Мы видим, что структура урока отражает уже не столько деятельность учителя, сколько деятельность учащегося.
При отсутствии анализа можно сопоставить уроки усвоения нового, урок постановки учебной задачи, урок проверки и урок контроля и оценки, урок закрепления и урок решения учебной задачи. Их дидактические цели совпадают, но логика построения различны. Новый материал может быть рассказан учителем, ученики при этом могут повторить этот материал.
При этом усвоение может быть снижено - так как ребенок выполняет задания учителя, а в развивающем обучении акцент на самостоятельном анализе
В чем же конкретное отличие урока в системе развивающего обучения.
Цель традиционного урока-это вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями. Когда как цель развивающего урока-непосредственное развитие ребенка. Создание учителем ситуации , когда ребенок становится заинтересованным в саморазвитии. На традиционном уроке учитель, можно сказать делится информацией, а на развивающем уроке-создает ситуации, организует самостоятельный поиск учащимися.
Ученик на развивающем уроке-это ГЛАВНЫЙ работник на уроке. Тогда как традиционный урок больше становится авторитарным отношением педагога к детям.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
2.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Появление технологических карт связано с реализацией системно-деятельностного подхода, зависит от реакции учащихся на изучаемый материал, принятие учебных задач, корректируется по ходу на основе диагностических заданий, встроенных в урок и позволяющих выявить уровень понимания учащимися нового материала, освоения нового способа действий.
Важным является, что планируется не каждый урок в отдельности, а как минимум учебной темы( раздела)
Технологическая карта урока - обобщенно графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Структура технологической карты не определена ни в одном нормативном документе, но общеобразовательная организация может утвердить локальным нормативным актом структуру технологической карты. Большинство учителей начальных классов свободны в выборе формы технологической карты урока, вместо которой может использоваться привычный конспект урока.
Если учитель выбирает технологическую карту, ему необходимо отразить в ней:
-Четкую формулировку планируемых результатов( и /или универсальных учебных действий);достижение которых обеспечивает данный урок
-способы достижения планируемых результатов на каждом этапе урока
-описание действий субъектов образовательной деятельности-учителя и учащихся
Необходимо начинать работу с определения общего способа действия при решении задач определенного класса и /или предметного понятия, которые осваиваются на уроке, иными словами-предметных планируемых результатов
Оптимальный порядок разработки технологической карты урока
1 выявление цели урока( общий способ действия или предметное понятие)
2 определение типа урока( зависит от этапа освоения способа действия и/или предметного понятия)
3 определение перечня формируемых метапредметных результатов и способов их формирования
4 анализ страниц учебника, выбор, корректировка заданий, определение логики их представления учащимся.
Структура технологической карты, как уже говорилось, самостоятельно определяет учитель или образовательная организация
-тема урока
-общий способ действия и/или предметное понятие( предметные планируемые результаты)
-тип урока( постановки и решения учебной задачи, решения частных задач на основе открытого способа действия, контроля и оценки)
-личностные и метапредметные результаты
Понятие «технологическая карта урока» стало активно использоваться в период введения Федеральных государственных образовательных стандартов, и пришла на "смену" планирования урока.
Если же учитель выбирает технологическую карту, ему необходимо отразить в ней:
– четкую формулировку планируемых результатов (и/или универсальных учебных действий), достижение которых обеспечивает данных урок;
Разработка технологической карты урока обеспечивает детальную операционально-деятельностную структуризацию урока и четкую фиксацию субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Наряду с этим формальное применение технологических карт сложной структуры, зачастую позволяет оформить традиционный урок «в соответствии с требованиями ФГОС общего образования». Чтобы избежать формального подхода к проектированию уроков, необходимо выбирать технологические карты простой структуры, отражающей алгоритм проектирования и описание деятельности учащихся и учителя.
Проанализировав некоторое количество технологических карт урока, широко представленных в сети интернет, могу сказать, что избыточность обозначенных перед сценарием урока планируемых результатов не позволяет учителю определить «внутренний стержень урока». Часто кроме планируемых результатов определяются формируемые универсальные учебные действия, а также цели урока – образовательная, развивающая, воспитывающая, при этом все эти составляющие часто противоречат друг другу. Отсутствие главной цели урока приводит к тому, что ни учитель, ни тем более учащиеся не понимают, чему конкретно они должны научиться на данном уроке. Как избежать данной ошибки?
Ответ достаточно прост. Необходимо начинать работу с определения общего способа действия при решении задач определенного класса и/или предметного понятия, которые осваиваются на уроке, иными словами – предметных планируемых результатов.
Приведем пример технологической карты в виде таблицы.
Схема
Технологическая карта урока № 1,
обеспечивающая применение метапредметных технологий в рамках одного учебного предмета с целью формирования / развития у обучающихся универсальных учебных действий
2. Тема урока:
3. Предметное понятие и обобщенные способы действия с ним (предметные планируемые результаты)
4. Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи (урок, на котором изучаемое предметное понятие или обобщенный способ действия с ним изучаются впервые)
5. Цели урока – 1) выделить задачу, организовать предметные действия и диалог учащихся так, чтобы они смогли увидеть, что появилось новое предметное понятие или необходимость в поиске нового способа действия; 2) отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа; 3) выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в модели
6. Метапредметные технологии: постановка и решение учебных задач, организация учебного сотрудничества (фронтальное, парное, групповое), технология формирующего оценивания, метод ментальных карт
7. Личностные и метапредметные планируемые результаты (определяются на основе выбранных технологий)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Содержание учебного материала, формулировки заданий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
| Постановка учебной задачи: | | | | |
2.1. создание ситуации успеха |
2.2. создание ситуации разрыва |
2.3. формулирование учебной задачи учащимися и учителем и/или фиксация места разрыва в знаково-символической форме |
3.1 | Решение учебной задачи / конструирование нового способа действия | Задания для класса, который будет активно высказывать гипотезы и искать решение | | | |
3.2 | Решение учебной задачи / конструирование нового способа действия | Задания для класса, который нужно привести к решению учебной задачи (система заданий пошагово подводящая к открытию нового способа действия) | | | |
| Создание модели / фиксация нового способа действия (алгоритм, схема, таблица, интеллект-карта и т.п.) | | | | |
| Физкультминутка | | | | |
| Задания на применение открытого способа действия, работа с моделью | | | | |
| Организация первичного самоконтроля / взаимоконтроля, рефлексии | | | | |
| Информация о домашнем задании | Необходимо предусмотреть возможность дифференциации домашнего задания на основе результатов проведенной рефлексии | | | |
| Подведение итогов урока | | | | |
Технологическая карта урока № 2,
обеспечивающая применение метапредметных технологий, которые могут использоваться как в рамках одного учебного предмета, так и при межпредметной интеграции, с целью формирования / развития у обучающихся универсальных учебных действий
2. Тема урока:
3. Предметное понятие и обобщенные способы действия с ним (предметные планируемые результаты)
4. Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа действия, с преобразованием модели (урок, на котором появляется необходимость уточнения ранее изученных понятий или внесения изменений в известную модель обобщенного действия)
5. Цель урока – 1) выделить необходимость внесения изменений в освоенный способ действий, организовать предметные действия и диалог учащихся так, чтобы они смогли увидеть, что появилась необходимость в уточнении способа действия; 2) уточнить общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа; 3) преобразовать существующую модель
6. Метапредметные (межпредметные) технологии: постановка и решение учебных задач / проблемное обучение, организация учебного сотрудничества (фронтальное, парное, групповое), технология формирующего оценивания, метод ментальных карт, учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий, учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на приобретение и интеграцию знаний, решение проблем, саморегуляцию и самоорганизацию, формирование рефлексии
7. Личностные и метапредметные планируемые результаты (определяются на основе выбранных технологий)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Содержание учебного материала, формулировки заданий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
| Создание проблемной ситуации: | | | | |
2.1. создание ситуации успеха |
2.2. создание ситуации разрыва |
2.3. формулирование учебной задачи учащимися |
3.1 | Решение проблемы / корректировка известного способа действия | Задания для класса, который будет активно высказывать гипотезы и искать решение | | | |
3.2 | Решение проблемы / корректировка известного способа действия | Задания для класса, который нужно привести к решению учебной задачи (система заданий пошагово подводящая к открытию нового способа действия) | | | |
| Преобразование модели / фиксация нового способа действия (схема, таблица, интеллект-карта и т.п.) | | | | |
| Физкультминутка | | | | |
| Задания на применение открытого способа действия, работа с моделью | | | | |
| Организация первичного самоконтроля / взаимоконтроля, рефлексия | | | | |
| Информация о домашнем задании | Необходимо предусмотреть возможность дифференциации домашнего задания на основе результатов проведенной рефлексии | | | |
| Подведение итогов урока | | | | |
Технологическая карта урока № 3,
обеспечивающая применение метапредметных технологий, которые могут использоваться как в рамках одного учебного предмета, так и при межпредметной интеграции, с целью формирования / развития у обучающихся универсальных учебных действий
2. Тема урока:
3. Предметное понятие и обобщенные способы действия с ним (предметные планируемые результаты)
4. Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа действия, направленный на интериоризацию обобщенного способа действий (урок, который в традиционном подходе назывался уроком закрепления нового материала)
5. Цель урока – 1) достижение предметного результата, отработка способа действия; 2) практическое применение найденного способа действий, в том числе в качестве средства решения задачи из другой предметной области и/или жизненной ситуации
6. Метапредметные(межпредметные)технологии: поэтапное формирование умственных действий, организация учебного сотрудничества, технология формирующего оценивания, учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий, кейс-метод, метод проектов (групповые, индивидуальные), учебно-исследовательская деятельность, стратегии смыслового чтения, дискуссия, дебаты, учебно-познавательные (учебно-практические) коммуникацию, использование ИКТ для обучения, формирование рефлексии
7. Личностные и метапредметные планируемые результаты (определяются на основе выбранных технологий)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Содержание учебного материала, формулировки заданий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
| Организация контроля и рефлексии (может включать проверку домашнего задания) | | | | |
| Постановка индивидуальных задач (на основе результатов рефлексии) | | | | |
| Задания на отработку способа действий (интериоризацию навыка по П. Я. Гальперину) | Необходимо предусмотреть возможность дифференциации предлагаемых заданий на основе результатов проведенной рефлексии | | | |
| Учебные ситуации, позволяющие применить полученные способы действий при решении задач из другой предметной области или в жизненной ситуации | | | | |
| Организация контроля и рефлексии | | | | |
| Информация о домашнем задании | Необходимо предусмотреть возможность дифференциации домашнего задания на основе результатов проведенной рефлексии | | | |
| Подведение итогов урока | | | | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 4
ФИО учителя_________________________________________________________________
Дата_______________ Класс______ Предмет___________________________ № урока_________
Место и роль урока в изучаемой теме: ________________________________________________ _________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Тема урока____________________________________________________________________________________________________
Цель урока: создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся
Задачи урока:
Образовательные: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Развивающие: развитие познавательных и духовных потребностей учащихся; развитие воли и стремления к самостоятельности в достижении положительного результата.
Воспитательные: воспитание уверенности в своих силах и возможностях.
Тип урока: Урок контроля знаний, умении и навыков.
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.
Формы обучения: фронтальная , групповая ,индивидуальная и коллективная.
Ресурсы___________________________________________________________________________________________________
КАРТА УРОКА
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Содержание учебного материала
Деятельность
ученика
УУД
1
Организационный
этап
Цели:
- подготовка учащихся к работе
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2
Мотивация учебной деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельнеость.
Раздает тетради для контрольных работ. Раздает карточки с заданием.
Дает инструктаж по выполнению контрольной работы
Физкульминутка
Записывают дату в тетрадь для контрольных работ.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные: самоопределение (внутренняя позиция ученика).
Регулятивные: целеполагание -(постановка учебной задачи).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3
Контроль знаний и способов действий
Цели:
- выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
Организует деятельность учащихся, направленную на выполнение контрольной работы.
Делают самостоятельно письменную работу
Познавательные: уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
4
Рефлексия
Цели:
- дать качественную оценку работы класса.
Собирает тетради для контрольных работ.
Дает оценку работы класса.
Сдают тетради для контрольных работ
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).
(источник https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-urok-kontrolya-znaniy-umeniy-i-navikov-1063178.html)
* Структура урока гибкая: порядок и количество этапов уроков могут быть изменены в соответствии с конкретной образовательной ситуацией, также количество этапов и содержание работы могут варьироваться для различных групп обучающихся.
Приведу пример проектирования урока по русскому языку на тему «Приставка – часть речи»
Технологическая карта урока № 1,
обеспечивающая применение метапредметных технологий в рамках одного учебного предмета
с целью формирования / развития у обучающихся универсальных учебных действий
1. Класс: Предмет УМК (Гатауллина Н.В.)
2. Тема урока: Приставка-как часть слова
3. Предметное понятие и обобщенные способы действия с ним (предметное понятие-Приставка.Способы действия-научить детей находить приставку в слове., перед корнем.Достичь, чтоб дети усвоили, что приставка образует новое слово)
4. Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи (урок, на котором изучаемое предметное понятие или обобщенный способ действия с ним изучаются впервые)
5. Цели урока – 1) выделить задачу, организовать предметные действия и диалог учащихся так, чтобы они смогли увидеть, что появилось новое предметное понятие или необходимость в поиске нового способа действия; 2) отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа; 3) выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в модели
6. Личностные планируемые результаты
7. Метапредметные (межпредметные) технологии: (выбираются в соответствии с содержанием учебного предмета и уровнем подготовки класса) постановка и решение учебных задач, организация учебного сотрудничества (фронтальное, парное, групповое), технология формирующего оценивания, метод ментальных карт
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Содержание учебного материала, формулировки заданий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
| Постановка учебной задачи: | Посмотрите на доске написаны слова. Береза березовый березовая подберезовик Давайте разберем слова по составу Все мы слова разобрали? ( подвести детей, чтоб спросили-почему в 1 слове перед корнем нет условного значка?) А можем мы узнать как называется часть слова, которая без условного значка На доске крупным шрифтом ПРИСТАВКА Какое же слово лишнее?(подберезовик) Что за часть слова находится ПЕРЕД корнем? Эта часть слова называется На доске крупным шрифтом ПРИСТАВКА Все хором прочитаем. Где она находится в слове? | | | Регулятивные |
2.1. создание ситуации успеха |
2.2. создание ситуации разрыва |
2.3. формулирование учебной задачи учащимися и учителем и/или фиксация места разрыва в знаково-символической форме |
3.1 | Решение учебной задачи / конструирование нового способа действия | Задания для класса, который будет активно высказывать гипотезы и искать решение | Раздать на каждую парту таблицу на листе 2 стоб.1-пере, при,у второй лет , ход,корм,вод. Сейчас вместе с соседом линией соедините слова из этих столб.Какие слова получились? | | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
3.2 | Решение учебной задачи / конструирование нового способа действия | Задания для класса, который нужно привести к решению учебной задачи (система заданий пошагово подводящая к открытию нового способа действия) | | | |
| Создание модели / фиксация нового способа действия (алгоритм, схема, таблица, интеллект-карта и т.п.) | Пере при у В задании-что это за часть слова? /приставка Почему Вы так решили?стоит перед корнем , в начале слова.Давайте обозначим условным значком приставку. Итак.как находим приставку? Отделяем часть слова перед корнем Образуем другие слова с этой частью Проверяем действительно ли этот отрезок-одна приставка( получится ли целое слово,если убрать часть слова-приставку, стоящую перед корнем) Отдели значимую часть перед корнем Это и есть Приставка.обозначь условным значком | Задание уже на слайде | | Регулятивные Познавательные |
| Физкультминутка | На доске слова делать сделать нес принес и т .п | Я читаю Слова на доске | При указании на слова с Приставкой-хлопок,нет прист-приседают | Познавательные Коммуникативные |
| Задания на применение открытого способа действия, работа с моделью | Откройте учебник и найдите упр3(урок62) | | Прочитать и выполнить задание | Регулятивные Познавательные |
| Организация первичного самоконтроля / взаимоконтроля, рефлексии | Посмотрите теперь и сравните такие ли ответы вы написали На доске заговорил запел побежал заплыл заработал зашумел задул отцвел отгремел прочитал дошил дошел донес вырос Что произошло со словами? Изменилось значение.что еще узнали с помощью упражнения Приставка-имеет значение | | Читают все вместе вслух С/р с самопроверкой | Познавательное |
| Информация о домашнем задании | Необходимо предусмотреть возможность дифференциации домашнего задания на основе результатов проведенной рефлексии | У нас не хватило времени выполнить упр.из учебника Какие?4 и5 | Выполнить на выбор упражнение4 или5 | |
| Подведение итогов урока | Задание-из предложенных условных значков-выберите тот, который обозначает часть слова перед корнем Как называют часть слова перед корнем? Повторить алгоритм | | | Личностные Регулятивные Познаватпльные Коммуникативные |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак в заключении реферата сделаем выводы по изучаемому вопросу.
Проанализировав нормативные требования к современному уроку,прописанные в ФЗ «Об образовании РФ»,ФГОС НОО, рассмотрев различные подходы к классификации уроков можно отметить, что наиболее
Соответствующей требованиям нашего времени при проектировании урока в начальном образовании, является технологическая карта,составленная на основе системно-деятельностного подхода,предложенным Дусавицким А.К.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе : методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина, М. В. Енжевская, С. В. Клевцова, Н. И. Трояновская ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
Дусавицкий, А. К. Урок в начальной школе. Реализация систем-но-деятельностного подхода к обучению : книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Щикунова. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 288 с.
Петерсон, Л. Г. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. sch2000.ru/deyatelnostniy/.
Поташник, М. М. Требования к современному уроку : методическое пособие / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=193503#0.11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования (воспитатель, учитель)“». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=203805#0.
Сластёнин В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия-нов ; под ред. В. А. Сластёнина. – М. : Академия, 2007. – 576 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0.
Формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий : сборник типовых задач / Л. Н. Чипышева, И. Д. Борченко, Ю. Г. Маковецкая и др. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – 96 с. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=28313030.
Проектирование уроков русского языка в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода/Чипышева Л.Н. Челябинск: ЧИППКРО,Учебное пособие. 2017.-64с