Рабочая программа
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
6 « А, Б, В» классы
34 часа
.Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники
В процессе обучения технологии учащиеся
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с рекламой, ценой; бюджетом семьи;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (машин, механизмов, инструментов);
• со средствами и методами обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Выполнение проектных работ вводится в учебный процесс с начала учебного года.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств материалов; с физикой при изучении механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план ГБОУ гимназия № 61 включает 34 учебных часа для обязательного изучения курса «Технология» в 5. 6, 7-х классах, из расчета 1 ч. в неделю.
Результаты изучения предмета «Технология»
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Методы контроля знаний.
Текущие наблюдения.
Устный контроль: индивидуальный опрос, фронтальный опрос.
Письменный контроль: письменные контрольные, письменные зачеты.
Выполнение и анализ проверочных практических заданий.
Тестирование.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Примерная программа: Примерные программы по предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
Учебник: Технология. Технический труд. кл.: учебник / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.
Методическое пособие для учителя: Технология. Технический труд. кл.: Методическое пособие / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.
Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Программа предмета «Технология» по направлению «Технический труд» содержит 4 основных раздела:
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина);
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов);
Основы электротехники
Элементы техники.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс, 34 часа
Разделы и темы | Количество часов |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина) | 18 |
Технология обработки древесных материалов | 12 |
Художественная обработка древесины | 6 |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов) | 12 |
Технология обработки металлов | 12 |
| |
Основы электротехники | 2 |
Элементы техники | 2 |
ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока | Дата урока | Раздел программы Тема урока | Содержание |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина) – 18 часов |
Технология обработки древесных материалов -12 часов |
21 2 | | Механические свойства древесины. Правила безопасности. | Виды механических свойств древесины. Правила безопасной работы в мастерской. |
2 | | Заготовка и свойства древесины. | Виды лесоматериалов, технология производства и область применения. |
3 | | Пороки древесины. Подготовка заготовок. | Виды пороков древесины. Выбор и подготовка заготовок. |
4 | | Чертёж детали. Сборочный чертёж. | Чертёж деталей цилиндрической формы. Линии чертежа. Сборочный чертёж. |
5 | | Конструирование и моделирование изделий. | Конструирование. Моделирование. Требования к изделию: прочность, надёжность, экономичность, качество. |
6 | | Виды соединения брусков. | Соединение по длине, под прямым углом, под прямым углом посередине. Размеры элементов соединения. |
7 | | Соединение вполдерева. | Разметка соединения. |
8 | | Изготовление цилиндрических деталей. | Последовательность изготовления деталей цилиндрической формы ручным инструментом. |
9 | | Выпиливание ручным лобзиком. | Приемы выпиливания по наружному и внутреннему контурам. Правила безопасной работы. |
10 | | Устройство токарного станка по дереву. | Основные части токарного станка по дереву СТД-120М. Устройство передней и задней бабки станка. Правила безопасной работы на станке. Приспособления для крепления заготовок |
11 | | Точение древесины на токарном станке. | Стамески для токарных работ. Черновое и чистовое обтачивание заготовки. |
12 | | Точение древесины на токарном станке. | Контроль размеров заготовки. Шлифование заготовки и подрезание торцов. |
Художественная обработка древесины – 6 часов |
13 | | Резьба по дереву. | Виды художественной обработки древесины. Мозаика, роспись, инкрустация и т.д. Виды резьбы по дереву: плосковыемчатая, рельефная, скульптурная, геометрическая, пропильная. |
14 | | Резьба по дереву. | Инструменты и приспособления для резьбы. Условия выбора материала – текстура, цвет, направление волокон. |
15 | | Выполнение резьбы по дереву. | Разметка резьбы. Приёмы выполнения резьбы. Правила безопасности при выполнении резьбы. |
16 | | Выполнение резьбы по дереву. | Разметка резьбы. Приёмы выполнения резьбы. Правила безопасности при выполнении резьбы. |
17 | | Сборка художественных изделий. | Виды клеев. Виды приспособлений для сборки. Приёмы сборки. Правила безопасной работы. |
18 | | Отделка художественных изделий. | Виды отделки художественных изделий – лакировка, полирование. Виды лаков, морилок. Принадлежности для покрытия изделий. |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов) – 12 часов |
Технология обработки металлов – 12 часов |
19 | | Черные и цветные металлы. | Виды черных и цветных металлов. Применение черных и цветных металлов. |
20 | | Свойства металлов и сплавов. | Механические свойства металлов и сплавов. |
21 | | Виды сортового проката. | Виды профилей сортового металлического проката. Применение сортового проката. |
22 | | Чертёж детали из сортового проката. | Правила выполнения чертежа. Типы линий. Условные обозначения на чертеже. |
23 | | Устройство штангенциркуля. | Виды измерительных инструментов. Шкальные, безшкальные. Шкала штанги и нониуса. |
24 | | Измерение штангенциркулем. | Приёмы измерения штангенциркулем. Проверка точности штангенциркуля. |
25 | | Резание металла слесарной ножовкой. | Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовок и ножовочных полотен. Установка ножовочного полотна. Правила безопасности при резании металла ножовкой. |
26 | | Рубка металла зубилом. | Назначение и устройство зубила. Приёмы рубки на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла. |
27 | | Опиливание сортового проката. | Опиливание. Виды напильников по форме поперечного сечения, по форме насечки, по размеру насечки. |
28 | | Опиливание сортового проката. | Правила и приёмы работы напильником. Контроль качества опиливания поверхности. |
129 | | Отделка изделий из металла. | Виды отделки. Обезжиривание поверхности. Окрашивание изделия. Полирование изделия. Масляные краски и эмали. Правила безопасности при окрашивании. |
130 | | Отделка изделий из металла. | Виды отделки. Обезжиривание поверхности. Окрашивание изделия. Полирование изделия. Масляные краски и эмали. Правила безопасности при окрашивании. |
Основы электротехники – 2 часа |
331 | | Электромагнит. | Устройство и принцип действия электромагнита. |
32 | | Применение электромагнита. | Применение магнитов и электромагнитов в технике. |
Элементы техники – 2 часа |
33 | | Составные части машин. | Органы управления, двигатель, трансмиссия, рабочий орган. |
34 | | Виды машин. | Технологические, транспортные и транспортирующие машины. |