СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология 6 класс»



Рабочая программа

Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»


6 « А, Б, В» классы

34 часа






.Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.


Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники

В процессе обучения технологии учащиеся

познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с рекламой, ценой; бюджетом семьи;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (машин, механизмов, инструментов);
• со средствами и методами обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Выполнение проектных работ вводится в учебный процесс с начала учебного года.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств материалов; с физикой при изучении механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план ГБОУ гимназия № 61 включает 34 учебных часа для обязательного изучения курса «Технология» в 5. 6, 7-х классах, из расчета 1 ч. в неделю.


Результаты изучения предмета «Технология»

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Методы контроля знаний.

  1. Текущие наблюдения.

  2. Устный контроль: индивидуальный опрос, фронтальный опрос.

  3. Письменный контроль: письменные контрольные, письменные зачеты.

  4. Выполнение и анализ проверочных практических заданий.

  5. Тестирование.

  1. Самоконтроль.

  2. Взаимоконтроль.


Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

Примерная программа: Примерные программы по предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).

Учебник: Технология. Технический труд. кл.: учебник / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.

Методическое пособие для учителя: Технология. Технический труд. кл.: Методическое пособие / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.


Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.


Программа предмета «Технология» по направлению «Технический труд» содержит 4 основных раздела:

  1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина);

  2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов);

  3. Основы электротехники

  4. Элементы техники.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


6 класс, 34 часа



Разделы и темы

Количество часов

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина)

18

Технология обработки древесных материалов

12

Художественная обработка древесины

6

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов)

12

Технология обработки металлов

12



Основы электротехники

2

Элементы техники

2


ИТОГО:


34




Календарно-тематическое планирование

6 класс



№ урока

Дата

урока

Раздел программы

Тема урока

Содержание

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина) – 18 часов

Технология обработки древесных материалов -12 часов


21

2


Механические свойства древесины. Правила безопасности.

Виды механических свойств древесины. Правила безопасной работы в мастерской.

2


Заготовка и свойства древесины.

Виды лесоматериалов, технология производства и область применения.

3


Пороки древесины. Подготовка заготовок.


Виды пороков древесины. Выбор и подготовка заготовок.

4


Чертёж детали. Сборочный чертёж.


Чертёж деталей цилиндрической формы. Линии чертежа. Сборочный чертёж.

5


Конструирование и моделирование изделий.

Конструирование. Моделирование. Требования к изделию: прочность, надёжность, экономичность, качество.

6


Виды соединения брусков.

Соединение по длине, под прямым углом, под прямым углом посередине. Размеры элементов соединения.

7


Соединение вполдерева.



Разметка соединения.

8


Изготовление цилиндрических деталей.

Последовательность изготовления деталей цилиндрической формы ручным инструментом.

9


Выпиливание ручным лобзиком.

Приемы выпиливания по наружному и внутреннему контурам. Правила безопасной работы.

10


Устройство токарного станка по дереву.

Основные части токарного станка по дереву СТД-120М. Устройство передней и задней бабки станка. Правила безопасной работы на станке. Приспособления для крепления заготовок

11


Точение древесины на токарном станке.


Стамески для токарных работ. Черновое и чистовое обтачивание заготовки.

12


Точение древесины на токарном станке.


Контроль размеров заготовки. Шлифование заготовки и подрезание торцов.

Художественная обработка древесины – 6 часов


13


Резьба по дереву.

Виды художественной обработки древесины. Мозаика, роспись, инкрустация и т.д. Виды резьбы по дереву: плосковыемчатая, рельефная, скульптурная, геометрическая, пропильная.

14


Резьба по дереву.

Инструменты и приспособления для резьбы. Условия выбора материала – текстура, цвет, направление волокон.

15


Выполнение резьбы по дереву.



Разметка резьбы. Приёмы выполнения резьбы. Правила безопасности при выполнении резьбы.

16



Выполнение резьбы по дереву.



Разметка резьбы. Приёмы выполнения резьбы. Правила безопасности при выполнении резьбы.

17


Сборка художественных изделий.


Виды клеев. Виды приспособлений для сборки. Приёмы сборки. Правила безопасной работы.

18


Отделка художественных изделий.

Виды отделки художественных изделий – лакировка, полирование. Виды лаков, морилок. Принадлежности для покрытия изделий.


Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов) – 12 часов

Технология обработки металлов – 12 часов

19


Черные и цветные металлы.



Виды черных и цветных металлов. Применение черных и цветных металлов.

20



Свойства металлов и сплавов.



Механические свойства металлов и сплавов.

21


Виды сортового проката.



Виды профилей сортового металлического проката. Применение сортового проката.

22


Чертёж детали из сортового проката.


Правила выполнения чертежа. Типы линий. Условные обозначения на чертеже.

23


Устройство штангенциркуля.

Виды измерительных инструментов. Шкальные, безшкальные. Шкала штанги и нониуса.

24


Измерение штангенциркулем.

Приёмы измерения штангенциркулем. Проверка точности штангенциркуля.

25


Резание металла слесарной ножовкой.

Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовок и ножовочных полотен. Установка ножовочного полотна. Правила безопасности при резании металла ножовкой.

26


Рубка металла зубилом.

Назначение и устройство зубила. Приёмы рубки на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла.

27


Опиливание сортового проката.

Опиливание. Виды напильников по форме поперечного сечения, по форме насечки, по размеру насечки.

28


Опиливание сортового проката.



Правила и приёмы работы напильником. Контроль качества опиливания поверхности.

129


Отделка изделий из металла.

Виды отделки. Обезжиривание поверхности. Окрашивание изделия. Полирование изделия. Масляные краски и эмали. Правила безопасности при окрашивании.

130


Отделка изделий из металла.

Виды отделки. Обезжиривание поверхности. Окрашивание изделия. Полирование изделия. Масляные краски и эмали. Правила безопасности при окрашивании.

Основы электротехники – 2 часа

331


Электромагнит.

Устройство и принцип действия электромагнита.

32


Применение электромагнита.



Применение магнитов и электромагнитов в технике.

Элементы техники – 2 часа

33


Составные части машин.



Органы управления, двигатель, трансмиссия, рабочий орган.

34


Виды машин.



Технологические, транспортные и транспортирующие машины.