СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "интегрированный урок" на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология "интегрированный урок" на уроках математики»

Интегрированный урок по геометрии и химии

Тема «Правильные многогранники»

Уровень – 10 класс.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок открытия нового знания.

Технология: интегрированный урок – математика + химия.

Продолжительность: 90 минут.

Цель урока геометрия: познакомиться с правильными многогранниками.

Цель урока химии: научиться составлять номенклатуру органических веществ.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах.

Задачи урока:

Образовательные:

- ввести понятие «правильный многогранник»;

- рассмотреть свойства правильных многогранников;

- знакомство со строением углеводородов;

- показать взаимосвязь химии и геометрии.

Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, умственной деятельности и познавательного интереса учащихся, коммуникабельности, математической речи, умения оценивать себя, умение работать в группах; развитие способностей математической деятельности; показать взаимосвязь химии и геометрии.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету, уверенности в собственных силах, целеустремлённости.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявляют положительное отношение к урокам математики, овладеть умением правильно и корректно выражать собственное мнение; овладеть умением учиться самостоятельно; овладеть умением выражать свои мысли в письменной форме; научиться применять полученные знания и умения к решению новых проблем.

Метапредметные:

- сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные:

- учащиеся читают, записывают и вычисляют значение неполного частного и остатка, решают текстовые задачи, находят по формуле значение неизвестного делимого, делителя.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Геометрическая химия», выполненная с помощью программы Microsoft Power Point, сигнальные карточки красного и зеленого цвета, макеты правильных многогранников, учебник геометрии «Геометрия 10-11», Атанасян Л.С., учебник по химии «Химия 10 класс» Габриелян О.С.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин);

  2. Актуализация опорных знаний (10 мин);

  3. Мотивация (10 мин);

  4. Изучение нового материала (35 мин);

  5. Закрепление изученного материала (20 мин);

  6. Обобщение и систематизация знаний (8 минуты);

  7. Домашнее задание (2 минуты);

  8. Рефлексия (2 минуты).




Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на работу. Объяснение правил урока.

  1. А ктуализация опорных знаний

Геометрия

Перед учащимися выставлены модели геометрических тел (см. фото). Необходимо последовательно ответить на вопросы учителя.

Задание:

  1. Какое обобщенное название можно дать данным фигурам? (Геометрические тела)

  2. Разделить на две группы данные тела. (1 группа – тела вращения, 2 группа – многогранники)

  3. С какими многогранниками вы уже знакомы? (Параллелепипед, куб, призма, пирамида)

  4. Как определить вид пирамиды и призмы? (Посмотреть какой многоугольник лежит в основании)

  5. Из каких элементов состоят многогранники? (Вершины, ребра, основание, грань)

  6. Работа в парах: каждой паре (по желанию) выдается модель многогранника, задача описать его (дать название, определить количество вершин, ребер, граней, какая фигура лежит в основании, назвать известные формулы, связанные с данным многогранником).

Химия

  1. Что изучает органическая химия? (Радел химии, в котором изучаются соединения углеводороды и их производные)

  2. Какие виды частиц вы знаете? (Ионы, протоны, электроны, атомы, молекулы)

  3. Что такое углеродная цепь? (Это последовательность всех химически связанных между собой атомов углерода – карбоновый скелет)

  4. Какие виды химических связей вы знаете? (Ковалентная, ионная, металлическая, водородная)

  5. Какие известны агрегатные состояния веществ? (Твердое, жидкое, газообразное)


  1. Мотивация

Геометрия

Рассмотрите кристаллические решетки некоторых веществ. Какую форму имеют решетки? Какие плоские фигуры являются гранями данных решеток? (Многогранники)

Белый фосфор Алмаз Агат





  1. Изучение нового материала

  1. Гранями многогранника могут быть правильные многоугольники.

  2. Какие многоугольники называются правильными? (У которых равны все стороны)

  3. Если гранями многогранника являются правильные многоугольники, предположите название таких многогранников. (Правильные многогранники)

  4. Чему может равняться сумма плоских углов выпуклого трехгранного угла? (Сумма меньше 360 градусов)

  5. Подсчитайте чему равна сумма плоских углов многоугольника у одного трехгранного угла, если гранью является

а) квадрат (270)

б) правильный пятиугольник (108 · 3 = 324)

в) правильный шестиугольник (120 · 3 = 360)

г) правильный девятиугольник (140 · 3 = 420)

Какой вывод можно сделать? (Не бывает правильного многогранника, гранями которого будем правильный 6-,7-…многоугольник.)

Химия

  1. Кристаллические решетки солей имеют форму правильных многогранников.

  2. Предположите на основании чего построены названия правильных многогранников. (Названия правильных многогранников образованы от греческих и латинских числительных, которые зависят от количества граней в них:

Тетра - четыре, Пент – пять, Гекс - шесть,

Гепт – семь, Окт - восемь, Нон - девять, Дек - десять ).

  1. А как составляются названия органических веществ? В названиях органических веществ так же участвуют данные приставки в виде греческих и латинских числительных. Они показывают, сколько молекул углерода содержится в веществе. Например, если рассмотреть пентан (пент – пять), то он содержит 5 молекул углерода. Название вещества и его углеродная цепь представляют собой номенклатуру.

  2. Изучить схему построения названия и карбонового скелета органического вещества.















Геометрия

Правильные многогранники так же называют «Платоновы тела». Есть ли предположение почему?

Потому, что в идеалистической картине мира древнегреческого мыслителя Платона 4 из них олицетворяли 4 стихии:

Тетраэдр - огонь,

Куб - землю,

Икосаэдр - воду,

Октаэдр - воздух,

Додекаэдр - все мироздание.


  1. Закрепление изученного материала

Геометрия

Работа в группах:

Предлагается его рассмотреть и заполнить таблицу.

1 группа – октаэдр

2 группа – додекаэдр

3 группа – икосаэдр

Сколько граней?

Какой фигурой представлена грань?

Сколько вершин?

Сколько ребер из одной вершины?













Химия

Задание 1: Составьте формулы следующих веществ:

1) 2-метилбутан;

2) бутен-2;

3) 3-этилпентаналь;

4) 2,3- диметил-3-хлоргексанол-1;

5) циклобутен;

6) 2,4-дихлорфенол.

Задание 2: Дайте название следующим веществам:

  1. СН3 - СН - СН - СН3

│ │

СН3 Сl

2) СН3 - СН - СН - СН3

│ │

СН2 - СН2

  1. СН3 - СН - СН2 - СООН

ОН

  1. СН2 = СН - СН - СН - СН3

│ │

СН3 Вr

  1. СН3 - СН2 - СН – СОН

С2Н5

6) СН3 - СН - С СН

СН3



  1. Обобщение и систематизация знаний

Ответить на вопросы учителя:

  1. С каким видом многогранников познакомились?

  2. Как связаны названия правильных многогранников и органических веществ? Как образуется название правильного многогранника? Как образуется название органического вещества?

  3. Встречаются ли правильные многогранники в химии?



  1. Домашнее задание

Геометрия

На выбор:

  1. Подготовить небольшое сообщение:

  • Правильные многогранники в архитектуре

  • Правильные многогранники в живой природе

  • Правильные многогранники в искусстве

  1. Изготовить модель любого правильного многогранника.

Химия

Составить номенклатуру следующих веществ: ацетилен, дивинил, пропилен, этилен, хлоропрен, метан.

  1. Рефлексия

Закончите предложения.

Я сегодня узнал на уроке…

Мне запомнилось на уроке…

Я хочу узнать больше о…