Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования г. Севастополя «Севастопольский педагогический колледж
им.П.К. Менькова»
Реферат
на тему «Технология песочной терапии»
Выполнила:
студентка группы НК 15-1
Пономаренко Алёна Алексеевна
Севастополь, 2018
Содержание
Введение 3
1 История технологии песочной терапии 4
2 Особенности технологии песочной терапии в начальной школе 6
3 Концептуальные источники песочной терапии 8
4 Предметы песочной терапии 10
5 Механизм воздействия песочной терапии 14
Заключение 18
Список использованных источников 19
Приложение 1 Конспект мероприятия "В гостях у Песочной королевы"........20
Введение
Актуальность изучения технология песочной терапии для повышения уровня педагогического мастерства учителя начальных классов заключается в том, что песочная терапия удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, она делает акцент на естественном проявлении мыслей, их чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.
Цель данной работы: раскрыть теоретические основы и практический потенциал технологии песочной терапии.
Задачи:
1. Рассмотреть историю технологии песочной терапии.
2. Выделить отличительные особенности технологии песочной терапии в начальной школе.
3. Рассмотреть концептуальные источники песочной терапии.
4. Рассмотреть предметы песочной терапии.
5. Обозначить механизм воздействия песочной терапии.
6. Рассмотреть применение песочной терапии в России.
1 История технологии песочной терапии
Использование песка для записи внутренних видений имеет длинную историю. Много коренных американцев, особенно племена навахо и хопи на юго-западе, диаюено и луизено в Южной Калифорнии интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. У навахо употребление песочных изображений было характерной особенностью огромной оздоровительной системы, которая окружала пациента со всей силой символизма мифического мира навахо, создававшего условия для восстановления гармонии и хорошего самочувствия. Их песочные изображения представляли традиционные фигуры: животных, деревья, природные явления, такие как ветер, шторм, дождь, град, богов и богинь - всё, что присутствовало в космосе навахо, доставшемся в наследие от предков навахо, бродивших и медленно мигрирующих из Аляски до юго-запада. В течение этого времени они развили подлинную религию лечения, включающую удивительные шаманские видения на песке. Для каждой церемонии лечения, для каждого пациента на песочной картине воссоздавался предок ясновидца, картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение. Американские индейцы записывают и используют видения на песке многие века, и различные источники сообщают нам, что они легко выполняют психологическую работу с образами, потому что владеют традиционными техниками медиумов. Но как бы ни было старо и универсально это искусство, каждая эра овладевает своими техниками и перспективами.
В начале века психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа, Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития. Дети часто отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Мелани Кляйн начала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет с 1919 года. Она считала, что детская игра, также как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. М. Кляйн пишет, что ее наблюдения позволили извлечь из игры ребенка дополнительную информацию, игры позволили непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Она исходила из предположения, что по сравнению с речью действие более свойственно маленькому ребенку. Она предоставляла ребенку массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре и давала ему действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в этой обстановке она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их интерпретациями, подобно тому, как это делается со взрослыми пациентами. Примерно в это же самое время Анна Фрейд писала: “...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью" (Фрейд А. Фрейд З., 1995).
Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться «техника мира» Маргарет Ловенфельд, взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калф (Швейцария) из «техники мира» был разработан терапевтический метод — сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.
Дора Калф получила образование как юнгианский аналитик. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калф выпущена монография "Сэндплэй".
2 Особенности технологии песочной терапии в начальной школе
В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом. Также существует возможность смешивать песок с реальной водой, если ребёнку будет необходимо сформировать или создать различные влажные ландшафты типа болота. Так как песок не успевает высохнуть за время перерыва между сессиями, обычно сэндплэй-терапевты имеют в комнате два лотка с песком, чтобы всегда было можно использовать и сухой и увлажненный песок.
Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными; но необходимо также иметь камни, древесину, кусочки металла, стекло и цветные стеклянные бусины, морские ракушки, и другие виды сырья, чтобы была возможность делать и изображать то, что трудно передать другими средствами. Обычно все это "богатство" располагается на открытых невысоких стеллажах, с которых легко достать необходимый материал даже ребенку. Необходимо иметь все возможные фигуры, чтобы это давало стимул создавать ребенку собственный мир. Что действительно важно – не общее количество фигур, а их символическая ценность. Также важно – иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой», необычный и «иностранный» мир в душе.
В начале часа ребенок видит лоток в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает, констеллируется в нем в течение сеанса. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Психолог не дает ему никаких инструкций. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку, но некоторые дети и взрослые используют только песочные скульптуры.
Для своей собственной документации и контроля над динамикой процесса, учитель делает эскиз каждой картины из песка, замечает все, что может иметь значение, и в конце сессии особым образом делает одну или более фотографий или слайдов картины, важной для последующей интерпретации символических аспектов душевых проявлений. Фотовспышки не подходят для фотографирования, так как важные тени стираются, и становится труднее распознавать структуры.
Песочные картины – не произведения искусства, которые должны жить постоянно, даже если мы находим их очень красивыми и внушительным. Они не должны остаться во внешнем мире. Они – образы души, ставшие на время видимыми; каждый несет их в пределах часа, где их влияние оказывает свое действие на душу. Может произойти преобразование, и это проявится позже в новой картине. В лотке песка картина разваливается: позднее аналитик полностью очищает лоток. Можно также говорить, что ребенку предоставляется на час несформированный мир, внутри которого он может формировать свой индивидуальный мир. Его душа несет этот образ, а лоток передает его. Позднее песок станет вновь несформированным, ненамеренным миром. Внутренний мир, картину которого он несет, для него также реален как наш внешний, так называемый объективированный мир. Песок: это – лучшая среда, чтобы дать трехмерное представление, и внутреннего и внешнего, поскольку они подвергаются постоянному изменению.
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.
3 Концептуальные источники песочной терапии
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» (Карл Густав Юнг). Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребенком», Юнг пишет: «Доминанта ребенка — это не только нечто из далекого прошлого, но и то, что существует сейчас, то есть, это не рудиментарный след, а система, функционирующая в настоящем. …«Ребенок» прокладывает путь к будущему преображению личности».
Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
- психосоматические заболевания
- повышенная тревожность, страхи
- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
- неврозы.
Автор этого метода, Дора Калф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).
Дора Калф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.
4 Предметы песочной терапии
Содержание и характер предмета являются для ребёнка "психическим материалом". В качестве такого "психического материала" предметы делятся на разные группы, в зависимости от их внешних признаков. Кроме того, при выборе предметов ребёнок руководствуется материалами, из которых те изготовлены. Ниже перечислены предметы, которые необходимо иметь при проведении песочной терапии. Обычно их набор включает различные исторические и современные фигуры и объекты, отражающие обыденную реальность, религиозные представления и мир фантазии. Естественные природные объекты составляют особую группу. Набор предметов, используемых в песочной терапии, был бы "безжизненным", если бы в него не входили такие предметы, как камни, кости, раковины, ископаемые фрагменты, минералы, дерево, солома, семена, сухие цветы и листья, обработанное водой стекло, перья и т. д. Изготовленные человеком предметы могут быть сделаны из пластмассы, резины, металла, обожженной глины, стекла и других материалов путем литья или штамповки, а также вырезаны вручную из дерева или камня.
Существует качественная разница между предметами, созданными самой природой, без участия человека, и теми, которые являются продуктом его деятельности. Естественные предметы и материалы появились в результате природных процессов, протекавших, возможно, многие миллионы лет, или - такие, как растения - выросли из упавшего в землю зерна, и поэтому символизируют человеческие свойства, которые проявлялись в силу естественных процессов и при наличии соответствующих условий.
Естественные природные объекты и материалы используются в ходе различных ритуалов, медитации и иных практиках во многих частях света. В культуре североамериканских индейцев найденные в природе камни и деревья, напоминающие фигуры животных (иногда их специально вырезают из этих материалов), используют в качестве талисманов, при медитации, с целью лечения - для помощи отдельным лицам или племени в целом. Наблюдения за жизнью животных послужили основой для многочисленных легенд о качествах различных животных и присущем им знании законов жизни. «Призывая в качестве своего помощника то или иное животное, человек пытается установить гармоничные отношения с теми качествами, носителями которых это животное является». Разнообразные тотемные столбы на северо-западе Америки, символизирующие предков, обеспечивают племенам защиту и покровительство и требуют уважительного отношения. «Личный тотемный столб» - психотерапевтический метод, разработанный трансперсональным психологом Галлегос в 1990 г. Он связан с изучением образов семи животных «тотемного столба», находящихся «внутри нас». Эти животные ассоциируются с семью чакрами, или энергетическими центрами, расположенными вдоль вертикальной оси человеческого организма. Данный метод в определенной степени связан с методом активного воображения Юнга. Найденные археологами в разных частях мира куклы и фигурки животных отражают потребность людей древности использовать эти предметы в качестве посредников при общении с миром природы и определенными аспектами своего внутреннего мира. Эти предметы использовались для игры или в различных ритуалах, становясь тем самым транзитными объектами между людьми и богами или между людьми и их чувствами. Таким образом, становятся понятны привлекательность, которой обладают в наших глазах различные предметы, и то, почему выбираемые клиентом в ходе песочной терапии предметы или фигуры животных обозначают его определенные личные качества. Их выбор также отражает потребность в самовыражении и исцелении, достигаемых благодаря установлению человеком внутренней связи с качествами соответствующего предмета или животного.
Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр. Они подразделяются на несколько категорий, каждая из которых включает ряд подгрупп. Для создания такого набора могут потребоваться годы, хотя само по себе это является интересным занятием. Все предметы должны быть достаточно прочными, чтобы не разрушаться от неумелого обращения и воздействия водой. Особо красивые и хрупкие предметы требуют бережного обращения, и при их использовании детьми следует принять дополнительные меры, для того чтобы не допустить их повреждения. Всегда есть опасность того, что коллекция миниатюр окажется слишком большой и ее размеры не позволят удовлетворить сиюминутные потребности клиента. Так же как и в жизни, невозможность в сложившихся условиях удовлетворить определенные потребности является фактором личностного роста и призвана побуждать клиента к изменению и реализации своего творческого потенциала.
Ниже перечислены основные предметы, используемые в песочной терапии. Они разделены на несколько категорий, связанных с характером живых существ, которые послужили прототипами фигурок. Каждая из этих категорий включает живые существа, обитающие в той или иной среде - на земле, в воде или в воздухе. Хотя понятие "огонь" в этот перечень не входит, клиент может обозначить связь выбранных им предметов с огнем - животных, ведьм, духов, демонов или ритуальных объектов. Психотерапевт может дополнить набор используемых им миниатюр всем, что представляется важным ему и его клиентам.
Типы предметов, используемых в песочной терапии
Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.
Наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных - млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных - таких как динозавры, животных из мультфильмов.
Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц - персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых - муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.
Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулу и рыбу-меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.
Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.
Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве.
Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т. д. (иногда можно использовать и реальные растения).
Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
Транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).
Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.
Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие.
Аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели.
Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда.
5 Механизм воздействия песочной терапии
Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент – на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.
Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен ребёнок. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых он испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет детям изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребёнку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, он получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребёнок переносит в реальность.
Юнг считал, что человек подчас не осознает, насколько сложен и богат его внутренний мир. "Тот, кто собирается изучать душу, не должен путать ее с сознанием, иначе он скроет предмет исследования от собственного взора", - писал он. Не только ярко осознаваемые мысли, чувства и ощущения составляют содержание нашей души, но и образы, рождаемые в сумерках личного бессознательного – то, что с нами когда-то происходило, а потом забылось; то, что было вытеснено. А где-то там, в глубинах бессознательного, скрыт еще и коллективный опыт наших предков… Юнг, как известно, считал, что существуют общие для всех людей мифологические мотивы, которые таятся в глубине бессознательного, - "архетипы". Они могут ожить в игре человека с песком наряду с его личными знаковыми понятиями.
Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя" (К. Г. Юнг). Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение - в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет - но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен - тогда образы могут быть осознаны. Человек поведет диалог со своими творениями. Возникнет возможность двигаться дальше в своем развитии, создавать новые образы, не похожие на прежние. Только неосознанное бессознательное - источник комплексов, искажающих самосознание.
Дора Калф исходила из гипотезы своего учителя, согласно которой психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению. Она утверждала, что в процессе "песочной терапии" происходит развитие самосознания пациента. При этом ландшафты, создаваемые взрослыми клиентами, отражают те же стадии психического развития, что и работы детей.
Современник и ученик К. Г. Юнга, Эрих Нойманн, более подробно разработал представление об этапах развития сознания. Терапевты, которые работают методом "песочной терапии" в рамках этого направления, проходят специальный курс обучения.
Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис. Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий "песочной терапии". Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение.
Преимуществами песочной терапии является то, что она:
- помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
- освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
- актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
- дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
- дает возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод, что песочная терапия (сэндплей) это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. Она может стать для ребёнка младшего школьного возраста способом общения с миром и самим собой, способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Ребёнок, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям. Так песочная терапия становится уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы.
Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии и педагогике. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.
Список использованной литературы
Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. - М.: Смысл, 1997.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. – Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб: Питер. - 1998. – 128 с.
Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Приложение 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования г. Севастополя «Севастопольский педагогический колледж
им.П.К. Менькова»
Конспект внеурочного занятия
«В гостях у Песочной феи»
1 класс
Выполнила:
студентка группы НК 15-1
Пономаренко Алёна Алексеевна
Севастополь, 2018
Тема: «В гостях у Песочной феи»
Класс: 1
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, самостоятельности, умения проявлять инциативность.
Задачи:
- образовательная: способствовать формированию у обучающихся знаний о песке, способах его применения, правила поведения с песком;
- воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, коммуникативных навыков;
- развивающая: способствовать развитию воображения, фантазии, эмоциональной сферы, образного мышления и тактильной чувствительности.
Оборудование: зонтик, емкость с песком, мелкие предметы (ракушки, стеклянные шарики, игрушки из киндер-сюрприза, трубочки для коктейлей, спокойная музыка.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
1. Орг. момент 2. Постановка темы | - Долгожданный дан звонок – начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! - Ребята, сегодня у нас с вами будет очень необычный, интересный урок. - Ребята, у меня есть «Волшебный мешочек», как вы думаете, что в нем? (предлагает детям на ощупь определить, что там находится) - А теперь, ребята, давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке. - А что такое песок? - Верно! Давайте сыграем в игру «Повтори предложение» и мы узнаем чем полезен песок. 1. Дети любят играть в песочнице …песком. 2. Костер можно затушить … песком. 3. Чтобы не упасть в гололед – засыпь его … песком. 4. Стройматериалы для домов и дорог делают из … песка 5. Пляжный футбол, волейбол проводят на … песке 6. Люди создают постройки, скульптуры из … песка 7.Взрослые загорают лежа на … песке. | Предлагают различные варианты: сахар, мука, песок, соль и т. - В мешочке песок. - Полезное ископаемое. Играют в игру. | |
Основная часть | - Ребята, а вы любите сказки? - Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. - А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней? - Чтобы переместиться в песочный город, нужно взяться за руки, закрыть глаза, раскрыть волшебный зонт и произнести заклинание "Зонт волшебный раскрутись, в страну песка переместись" - (В это время с песочницы убирается покрывало) . - Вот мы и оказались в песочном городе. - Ребята смотрите Песочная Фея плачет. Я спрошу у феи, почему она такая грустная? (Учитель делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное) - Фея рассказала мне, что у неё была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы. Но однажды налетела песочная буря и все разрушила. И стала песочная страна темной и безжизненной. Фея просит помочь восстановить город. - Ребята, поможем? - Упражнение «Здравствуй, песок!» - Чтобы нас принял «Песочный город» мы должны с ним поздороваться. - Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? - А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. -Дети, можно сыпать песок в глаза? -Что нужно делать с песком? - Ломать постройки других детей можно? | - Да. - Да - Да Дети различными способами дотрагиваются до песка. - Сухой, шершавый, мягкий - Да - Играть, строить домики, лепить куличи - Нет | |
Подведение итогов. Рефлексия. | - Ребята, наше занятие подошло к концу. Какое настроение вы испытываете сейчас? Что вам понравилось больше всего на нашем занятии сегодня? - Кто доволен своей работой на занятии похлопайте в ладоши. | Отвечают на вопросы. | |