С введением ФГОС ООО второго поколения полностью меняется подход в обучении. Традиционные методы проведения уроков требуют серьезных изменений, которые направлены на обеспечение перехода от простой передаче знаний к раскрытию возможностей учащихся и подготовке их к жизни в современных условиях. Одним из условий эффективности урока является занятость всех учеников класса активной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Это говорит о том, что учеников нужно научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, а так же переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда. Можно сказать, особенностью стандарта является нацеленность на результат. Необходимо использовать системно-деятельностный подход, предполагающий индивидуальное развитие каждого обучающегося, признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Цель современной школы состоит в формировании гармонически развитой личности, для этого необходимо развитие творческих и мыслительных способностей учащихся. Исходя из опыта многих педагогов, можно сказать, что развитию данных способностей способствуют знания, которые преподаватель не сообщает в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая тем самым искать пути их решения. Такое обучение является проблемно-диалогическим. Проблемное обучение является более эффективным, чем традиционное, так как в этом случае
ученик самостоятельно «открывает» знания. Данная технология позволяет развивать не только творческие способности учащихся, но и способствует формированию самостоятельного мышления и успешному овладению знаний. По мнению Елены Леонидовны Мельниковой: «Нельзя не понимать то, что ты открыл лично».
Требования ФГОС предполагают, что учащиеся должны самостоятельно сформулировать тему урока. Если на учебном занятии прозвучит проблемный вопрос, это говорит о том, что будет повышаться активность во время работы всех участников образовательного, и даже самый слабый ученик сможет высказать свою точку зрения и стать таким же полноправным участником работы на уроке как и остальные ученики.
Проблемно-диалогическую технологию нельзя назвать новым подходом в обучении, эту технологию для активизации умственной активности использовал еще Сократ в дискуссиях с собеседниками. Появилась эта технология благодаря педагогам, которые стремились разработать новую, более совершенную технологию, которая активизировала бы познавательную деятельность учащихся эффективнее, чем простое заучивание.
Организация урока с использованием проблемно-диалогического метода обучения должна основываться на знании закономерностей развития мышления ученика и педагогических средств. Отличием проблемного обучения от традиционного является целеполагание и организация процесса усвоения знаний. Учебное занятие с применением проблемно-диалогической технологии обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.
Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Приведенная выше цепочка познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации помогает в реализации ФГОС, так как любая проблемная ситуация требует решения, а следовательно активизирует интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Для того, чтобы решить проблемную ситуацию нужно четко помнить, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – психологическое состояние интеллектуального затруднение, требующее решения.
Особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования состоит в том, что их деятельностный характер ставит главной задачей развитие личности ученика, а так же повышение качества образования. На первый план ставят не столько сами знания, сколько инструменты и средства их самостоятельного изучения. Для учителя работа по федеральным государственным образовательным стандартам — это переход от традиционной формы обучения, т.е. от передачи знаний к созданию условий для более активного познания и получения учащимися практического опыта. Для учеников это — переход от пассивного изучения нового материала, к активному его поиску, критическому осмыслению и использованию на практике.
В современном образовании уже нет традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, так как в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Методическим основанием реализации ФГОС выступает правильное сочетание и использование технологий образования, которые позволяют удовлетворить все образовательные потребности обучающихся. Среди технологий, реализующих формирование познавательных
универсальных учебных действий, приоритетной считается технология проблемного обучения. Однако из всего многообразия реализуемых технологий до сегодняшнего дня не существует какой-либо одной универсальной, но многие педагоги отдают предпочтение именно проблемно-диалогической технологии обучения. Исходя из вышесказанного, в условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальной становится технология проблемного обучения, так как она соответствует требованиям стандарта.
Согласно пятому пункту первой главы ФГОС ООО в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
· построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что согласно требованиям ФГОС технология проблемного обучения реализуется на практике по следующим пунктам:
· проблемно-диалогическое обучение является одним из самых эффективных способов активизации мышления учащихся, так как новое применение знаний находится самим обучающимся;
· цель активизации учащихся с помощью проблемного метода, заключается в том, чтобы повысить уровень мыслительной деятельности ученика;
· у учащихся проявляется активная интеллектуальная деятельность, повышается уровень логического мышления и самостоятельности;
· развитие, с помощью технологии проблемного обучения, творческих способностей учащихся;
· применение проблемно-диалогической технологии способствует успешной социализации учащихся, посредством создания и решения проблемных задач. Очевидно, что если учащийся может разрешить проблемную ситуацию в процессе учебной деятельности, следовательно, он способен решить и другую, социальную, либо жизненную проблему;
· применение проблемной технологии позволяет развивать универсальные учебные действия.
Все выше перечисленные пункты соответствуют требованиям ФГОС по реализации на практике проблемно-диалогической технологии. Проблемное обучение на практике позволяет реализовать различные типы уроков: урок введения нового материала, урок применения знаний, урок обобщающего повторения и систематизации знаний и урок проверки знаний и умений. Можно выделить и тот момент, что проблемное обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. Это еще раз доказывает, что реализовать требования ФГОС можно с помощью проблемно-диалогической технологии, так как проведение учебных занятий с помощью разных форм обучения обеспечивает получение знаний в интересной для учащихся форме.
В стандарте нового поколения четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но также и метапредметным, и личностным. И теперь перед системой образования стоит следующая задача - сделать все возможное для достижения приведенных выше результатов, а применение проблемно-диалогической технологии позволяет совершенствовать условия, в которых учатся дети и достигнуть поставленной
цели обучения. Для более эффективного достижения целей проблемно-диалогического обучения, можно выделить следующие виды проблемных заданий:
· Разрыв причинно – следственных связей.
· Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…», «Как объяснить тот факт, что …».
· Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».
· Точки зрения ученых, историков.
· Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.
Приведенные выше проблемные задания способствуют развитию метапредметных и личностных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ООО, а так же повышают уровень мотивации и заинтересованности к обучению. К метапредметными универсальным учебным действиям, относятся действия, которые направлены на расширение опыта творческой деятельности учеников по отношению к образовательному стандарту, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. К личностным можно отнести ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в межличностных отношениях, а так же в социальных ролях. В традиционном обучении универсальные учебные действия развиваются значительно хуже, чем в проблемно-диалогической технологии.
В соответствии с ФГОС можно выделить следующие функции проблемного обучения:
· обширное усвоение знаний учениками, а так же способов интеллектуальной практической деятельности;
· развитие творческих способностей учащихся и формирование познавательной деятельности;
· усвоение методов познания и научного мышления;
· формирование навыков творческого применения знаний, а так же умение решать возникшие учебные проблемы;
· формирование опыта творческой деятельности.
Для реализации ФГОС каждый урок должен завершаться рефлексией. Поэтому в конце занятия необходимо задавать учащимся следующие вопросы:
· Что больше всего вам понравилось?
· Что вы сегодня я поняли?
· Чему сегодня научились?
· Какие затруднения испытали на уроке?
· Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие себе оценки поставили?
Эти вопросы систематизируют полученные на учебном занятии знания, обобщают изученный материал, помогают учащимся до конца разобраться в изучаемой теме, сделав для себя вывод, чему удалось научиться за урок, а над чем еще придется работать. Помимо вопросов приведенных выше необходимо задать еще один, не менее важный вопрос: «Зачем нужно изучать эту тему? Как эти знания пригодятся вам в последующей жизни?» Этот вопрос считается актуальным, так как в соответствии с новыми стандартами, учащимся нужно продемонстрировать то, что школьные занятия – это необходимая подготовка к взрослой жизни, поиск нужной информации и способы ее применения в реальной жизни. Чтобы заинтересовать ребенка в получении новых знаний, нужно показать ему личную значимость получения этих знаний, помочь осознать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, показать способы применять полученные знания на практике.
Как мы уже выяснили, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию. Готовность к саморазвитию в свою очередь достигается за счет познавательной мотивации к обучению, которую можно вызвать с помощью технологии проблемного обучения, так как традиционная методика не дает полноценного учебного материала, сообщение новый темы урока не вызывает интереса у учащихся, а это вызывает непонимание материала, его зазубривание.
Таким образом, можно сказать, что проблемно-диалогическая технология действительно обеспечивает достижение установленных результатов, а так же является одним из эффективных средств реализации ФГОС.