СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектной деятельности в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность - это интересная работа, в которую можно вовлечь обучающихся и учителей. Каждый может проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Но не всегда учителя знают,  как и с чего начать. Данный доклад был выполнен на педагогическом совете школы в 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Технология проектной деятельности в школе»



Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Старобрянская СОШ»


















Доклад


Технология проектной деятельности




















Выполнила

Учитель русского языка

и литературы

Тютрина Т.А.


2018 г.



ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Проект – это интегрированная деятельность обучающихся, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.

Современный мир требует активного, инициативного и востребованного гражданина, а педагогика должна следовать этой цели. Дети требуют большого внимания к себе, им необходим практический момент изучения учебного материала, поэтому преподаватели ищут и применяют разные методы, но особенно интересен метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание активной, инициативной личности.

Целью проектной деятельности является:

-  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;

-  повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;

-  развитие творческих способностей;

-  формирование чувства ответственности;

-  развитие коммуникативных способностей в групповой работе;

-  создание условий для сотрудничества между учителем и учащимися.
Учебный проект - это одна из личностно ориен­тированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

С точки зрения учащегося, проект - это возмож­ность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на ре­шение интересной проблемы, сформулированной самими уча­щимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельнос­ти - найденный способ решения проблемы - носит практиче­ский характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компе­тентности школьников.

• анализа проблемного поля, выделение подпроблем, фор­мулировка ведущей проблемы, постановка задач;

• целеполагания и планирования деятельности;

  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и ре­зультативности решения проблемы в рамках проекта);

  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;

  • готовить материал для проведения презентации в нагляд­ной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого зна­ния из информационного поля);

  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях,

  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧЕБНЫМ ПРОЕКТАМ

1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с ука­занием поэтапных результатов).

5 Использование исследовательских методов.

Учебные проекты делятся на несколько групп.

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

* Исследовательский проект Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом использу­ются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
* Информационный проект
направлен на сбор информа­ции о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого про­екта часто является публикация в СМИ, в т ч. в Интернете.

* Творческий проект предполагает максимально свобод­ный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобрази­тельного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы, презентации и т. п.

* Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

* Практико-ориентированный проект нацелен на соци­альные интересы самих участников проекта или внешнего за­казчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

* По количеству участников проекта (индивидуальный, пар­ный, групповой, коллективный, массовый).

* По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т п.

Организация проектной деятельности учащихся

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

1. Погружение в проблему

Формулирует:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи

Осуществляют:

• личностное присвоение проблемы;

• вживание в ситуацию;

• принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2. Организация деятельности

Предлагает:

• спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);

• при организации групповой работы распределить амплуа и обязанно­сти в группах(например: аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, опти­мист, пессимист и т п.);

• возможные формы представления результа­тов проекта

Осуществляют:

• планирование работы;

• разбивку на группы и распределение ролей в группе;

• выбор формы и способа представления информа­ции

3.Осуществле­ние деятельно­сти

Не участвует, но:

• консультирует по необходимости учащихся;

• ненавязчиво контролирует;

• ориентирует в поле необходимой информа­ции;

• консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

• по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;

• консультируются по необходимости;

• подготавливают пре­зентацию результатов

Презентация,

самоанализ и

самооценка

результатов

Принимает итоговый отчет:

• обобщает и резюмирует

полученные результаты;

• подводит итоги обучения.

Оценивает по критериям:

• глубина проникновения

в проблему;

• привлечение знаний

из других областей;

• доказательность

принимаемых решений,

умение аргументировать

свои заключения, выводы;

• активность каждого

участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• характер общения

и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

• эстетика оформления

результатов проведенного проекта;

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задачи;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

• рефлексию деятельности и результатов;

• взаимооценку деятельности и ее результативности


Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся:

анализ данных социологического опроса; атлас;

бизнес-план; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; карта, коллекция; дизайн - макет; модель,

музыкальное произведение;

мультимедийный продукт;

пакет рекомендаций;

письмо в .. ,

прогноз;

публикация;

путеводитель,

рекламный проспект;

серия иллюстраций;

сказка,

справочник;

словарь,

сравнительно-сопоставительный анализ;

статья;

сценарий;

виртуальная экскурсия;

сборник сочинений;

дневник путешествий;

главы из несуществующего учебника.

Критерии оценки проектных работ

Вариант 1

  1. Самостоятельность работы над проектом,

  2. актуальность и значимость темы;

  3. полнота раскрытия темы,

  4. оригинальность решения проблемы;

  5. презентация содержания проекта,

  6. использование средств наглядности, технических средств,

  7. ответы на вопросы.

Вариант 2.

  1. Важность темы проекта,

  2. глубина исследования проблемы;

  3. оригинальность предложенных решений;

  4. качество выполнения продукта,

  5. убедительность презентации.

Экспертный лист дли оценки проектов

1. Название проекта

2. Авторы проекта (Ф И. О., класс)

3 Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.

1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла.

3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.




Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы


2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в про­блему и привлечение для её решения знаний из разных облас­тей науки и практики


3. Полнота и содержательность представленного проекта


4. Оригинальность решения проблемы


5. Оформление проекта


Общая сумма баллов



Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту


2. Умение внести коррективы в реализацию проекта


3. Умение взаимодействовать с различными людьми в про­цессе реализации


4. Активность каждого автора проекта


Общая сумма баллов



Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

Баллы

1 Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты


2. Форма представления проекта


3.Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументи­рованность


Общая сумма баллов



Главные достоинства проекта.


Слабые стороны проекта.


Основной вывод эксперта.






Литература

  1. Балина, Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы / Т. И. Балина., 2014. — № 4 (63). — С. 1189-1192.

  2. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.