Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования администрации МО «Заиграевский район»
МБОУ «Старобрянская СОШ»
Доклад
Технология проектной деятельности
Выполнила
Учитель русского языка
и литературы
Тютрина Т.А.
2018 г.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект – это интегрированная деятельность обучающихся, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.
Современный мир требует активного, инициативного и востребованного гражданина, а педагогика должна следовать этой цели. Дети требуют большого внимания к себе, им необходим практический момент изучения учебного материала, поэтому преподаватели ищут и применяют разные методы, но особенно интересен метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.
Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание активной, инициативной личности.
Целью проектной деятельности является:
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;
- повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- развитие коммуникативных способностей в групповой работе;
- создание условий для сотрудничества между учителем и учащимися.
Учебный проект - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
С точки зрения учащегося, проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности школьников.
• анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
• целеполагания и планирования деятельности;
самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях,
выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧЕБНЫМ ПРОЕКТАМ
1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5 Использование исследовательских методов.
Учебные проекты делятся на несколько групп.
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
* Исследовательский проект Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
* Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т ч. в Интернете.
* Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, презентации и т. п.
* Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
* Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
* По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
* По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т п.
Организация проектной деятельности учащихся
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
1. Погружение в проблему | Формулирует: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи | Осуществляют: • личностное присвоение проблемы; • вживание в ситуацию; • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи |
2. Организация деятельности | Предлагает: • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»); • при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах(например: аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т п.); • возможные формы представления результатов проекта | Осуществляют: • планирование работы; • разбивку на группы и распределение ролей в группе; • выбор формы и способа представления информации |
3.Осуществление деятельности | Не участвует, но: • консультирует по необходимости учащихся; • ненавязчиво контролирует; • ориентирует в поле необходимой информации; • консультирует по презентации результатов | Работают активно и самостоятельно: • по поиску, сбору и структурированию необходимой информации; • консультируются по необходимости; • подготавливают презентацию результатов |
Презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения. Оценивает по критериям: • глубина проникновения в проблему; • привлечение знаний из других областей; • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; • эстетика оформления результатов проведенного проекта; | Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задачи; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы. Осуществляют: • рефлексию деятельности и результатов; • взаимооценку деятельности и ее результативности |
Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся:
анализ данных социологического опроса; атлас;
бизнес-план; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; карта, коллекция; дизайн - макет; модель,
музыкальное произведение;
мультимедийный продукт;
пакет рекомендаций;
письмо в .. ,
прогноз;
публикация;
путеводитель,
рекламный проспект;
серия иллюстраций;
сказка,
справочник;
словарь,
сравнительно-сопоставительный анализ;
статья;
сценарий;
виртуальная экскурсия;
сборник сочинений;
дневник путешествий;
главы из несуществующего учебника.
Критерии оценки проектных работ
Вариант 1
Самостоятельность работы над проектом,
актуальность и значимость темы;
полнота раскрытия темы,
оригинальность решения проблемы;
презентация содержания проекта,
использование средств наглядности, технических средств,
ответы на вопросы.
Вариант 2.
Важность темы проекта,
глубина исследования проблемы;
оригинальность предложенных решений;
качество выполнения продукта,
убедительность презентации.
Экспертный лист дли оценки проектов
1. Название проекта
2. Авторы проекта (Ф И. О., класс)
3 Система оценки.
Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах.
1. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.
2. Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла.
3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.
4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.
Первая часть. Экспертиза текста проекта
Критерии оценки разработанного проекта | Баллы |
1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы | |
2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики | |
3. Полнота и содержательность представленного проекта | |
4. Оригинальность решения проблемы | |
5. Оформление проекта | |
Общая сумма баллов | |
Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта |
Критерии оценки процесса реализации | Баллы |
1. Соответствие реализации задуманному проекту | |
2. Умение внести коррективы в реализацию проекта | |
3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации | |
4. Активность каждого автора проекта | |
Общая сумма баллов | |
Третья часть. Экспертиза защиты проекта |
Критерии оценки защиты проекта | Баллы |
1 Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты | |
2. Форма представления проекта | |
3.Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность | |
Общая сумма баллов | |
Главные достоинства проекта.
Слабые стороны проекта.
Основной вывод эксперта.
Литература
Балина, Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы / Т. И. Балина., 2014. — № 4 (63). — С. 1189-1192.
Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.