Технология развития критического мышления на уроках русского языка
Технологию развития критического мышления как особую методику обучения, позволяющую научить учащегося мыслить, в середине 90-х годов ХХ в. предложили американские ученые: Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Первоначально данная технология называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления». В российской образовательной практике она появилась в 1997 г. и была адаптирована под отечественную систему образования, в результате чего получила название «Технология развития критического мышления».
Технология развития критического мышления – это технология, которая позволяет через чтение и письмо сформировать способность логически анализировать информацию и применять полученные результаты в разных ситуациях.
Применение на уроках данной технологии позволяет учащимся выстраивать свой собственный путь к знаниям и реализовывать коммуникативно-деятельностные потребности.
Таким образом, учащиеся перестают быть пассивными слушателями, с удовольствием вовлекаются в образовательный процесс и проявляют интерес к предмету. Они самостоятельно ищут и обрабатывают информацию, оценивают и выявляют проблемы, находят пути их решения и, самое важное, применяют полученные знания на практике.
Выделяется 3 стадии технологии развитии критического мышления, которые соответствуют когнитивным этапам деятельности человека.
Первая стадия – вызов.
На данной стадии происходит знакомство с новой темой, выдвижение предположений, первичная систематизация информации и постановка целей и задач для дальнейшего самостоятельного изучения.
При этом педагог выступает в качестве проводника, пытаясь заинтересовать и мотивировать детей на погружение в изучаемый материал, создать у них личный интерес.
Обучающиеся во время стадии вызова свободно высказывают свою точку зрения без исправлений со стороны педагога, актуализируют и обобщают всю информацию по данной проблеме.
На стадии вызова можно использовать разные методические приемы. Например, «Корзина идей», «Выглядит как... Звучит как...», концептуальное колесо, «Карта понятий», перепутанные логические цепочки, «Верные-неверные утверждения», кластеры, «Ключевые термины».
Вторая стадия – осмысление.
Эта стадия позволяет изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию, помогает сделать выводы и сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме.
Педагог при этом выступает в роли консультанта. Он поддерживает активность учащихся, отвечает на вопросы.
Обучающиеся во время стадии осмысления активно взаимодействуют с новой информацией: анализируют, систематизируют, делают выводы, соотносят новую информацию с уже имеющимися знаниями, в результате чего у них формируется собственное мнение и отношение к изучаемой теме. А также ставят вопросы и пробуют самостоятельно найти на них ответы, исходя из сопоставления новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом.
На стадии осмысления можно использовать разные методические приемы. Например, «Инсерт», «Плюс-минус-вопрос», «Бортовой журнал», «Фишбоун», концептуальные таблицы, кластеры, чтение с остановками, «Дерево предсказаний», ромашка «Блума».
Третий стадия – рефлексия.
На данной стадии анализируются полученные результаты и соотносятся с выводами, сделанными на втором этапе, с гипотезами, выдвинутыми на первом этапе. На этом этапе завершается формирование у детей собственного аргументированного мнения об изученном материале.
Педагог при этом возвращает учащихся к первоначальным записям, гипотезам, помогает дополнить или изменить данную информацию. А также дает детям научно-исследовательские, творческие или практические задания для закрепления пройденного материала и получения опыта применения теории на практике.
Обучающиеся на стадии рефлексии соотносят «новую» информацию со «старой», анализируют полученные знания, закрепляют их и перестраивают первичные представления об изученной теме. А также обмениваются выводами и мнениями между собой.
На стадии рефлексии можно использовать разные методические приемы. Например, «Общее-уникальное», дискуссионный очерк, кластеры, таблицы причинно-следственных связей, «Круглый стол», «Письма в будущее», синквейн, эссе, «РАФТ».
Таким образом, Технология развития критического мышления позволяет обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей, развить аналитическое мышление, уверенность в себе, самостоятельность и ответственность, способность применять полученные знания на практике.