СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации рассматривается применение Технологии развития критического мышления на уроках русского языка, которая позволяет обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей, развить аналитическое мышление,  уверенность в себе, самостоятельность и ответственность, способность применять полученные знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках русского языка»

Технология развития критического мышления на уроках русского языка

Технологию развития критического мышления как особую методику обучения, позволяющую научить учащегося мыслить, в середине 90-х годов ХХ в. предложили американские ученые: Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл. Первоначально данная технология называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления». В российской образовательной практике она появилась в 1997 г. и была адаптирована под отечественную систему образования, в результате чего получила название «Технология развития критического мышления».

Технология развития критического мышления – это технология, которая позволяет через чтение и письмо сформировать способность логически анализировать информацию и применять полученные результаты в разных ситуациях.

Применение на уроках данной технологии позволяет учащимся выстраивать свой собственный путь к знаниям и реализовывать коммуникативно-деятельностные потребности.

Таким образом, учащиеся перестают быть пассивными слушателями, с удовольствием вовлекаются в образовательный процесс и проявляют интерес к предмету. Они самостоятельно ищут и обрабатывают информацию, оценивают и выявляют проблемы, находят пути их решения и, самое важное, применяют полученные знания на практике.

Выделяется 3 стадии технологии развитии критического мышления, которые соответствуют когнитивным этапам деятельности человека.

Первая стадия – вызов.

На данной стадии происходит знакомство с новой темой, выдвижение предположений, первичная систематизация информации и постановка целей и задач для дальнейшего самостоятельного изучения.

При этом педагог выступает в качестве проводника, пытаясь заинтересовать и мотивировать детей на погружение в изучаемый материал, создать у них личный интерес.

Обучающиеся во время стадии вызова свободно высказывают свою точку зрения без исправлений со стороны педагога, актуализируют и обобщают всю информацию по данной проблеме.

На стадии вызова можно использовать разные методические приемы. Например, «Корзина идей», «Выглядит как... Звучит как...», концептуальное колесо, «Карта понятий», перепутанные логические цепочки, «Верные-неверные утверждения», кластеры, «Ключевые термины».

Вторая стадия – осмысление.

Эта стадия позволяет изучить, проанализировать и систематизировать полученную информацию, помогает сделать выводы и сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме.

Педагог при этом выступает в роли консультанта. Он поддерживает активность учащихся, отвечает на вопросы.

Обучающиеся во время стадии осмысления активно взаимодействуют с новой информацией: анализируют, систематизируют, делают выводы, соотносят новую информацию с уже имеющимися знаниями, в результате чего у них формируется собственное мнение и отношение к изучаемой теме. А также ставят вопросы и пробуют самостоятельно найти на них ответы, исходя из сопоставления новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом.

На стадии осмысления можно использовать разные методические приемы. Например, «Инсерт», «Плюс-минус-вопрос», «Бортовой журнал», «Фишбоун», концептуальные таблицы, кластеры, чтение с остановками, «Дерево предсказаний», ромашка «Блума».

Третий стадия – рефлексия.

На данной стадии анализируются полученные результаты и соотносятся с выводами, сделанными на втором этапе, с гипотезами, выдвинутыми на первом этапе. На этом этапе завершается формирование у детей собственного аргументированного мнения об изученном материале.

Педагог при этом возвращает учащихся к первоначальным записям, гипотезам, помогает дополнить или изменить данную информацию. А также дает детям научно-исследовательские, творческие или практические задания для закрепления пройденного материала и получения опыта применения теории на практике.

Обучающиеся на стадии рефлексии соотносят «новую» информацию со «старой», анализируют полученные знания, закрепляют их и перестраивают первичные представления об изученной теме. А также обмениваются выводами и мнениями между собой.

На стадии рефлексии можно использовать разные методические приемы. Например, «Общее-уникальное», дискуссионный очерк, кластеры, таблицы причинно-следственных связей, «Круглый стол», «Письма в будущее», синквейн, эссе, «РАФТ».

Таким образом, Технология развития критического мышления позволяет обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей, развить аналитическое мышление, уверенность в себе, самостоятельность и ответственность, способность применять полученные знания на практике.