Технология развивающего обучения на уроках
физической культуры
Кейс-технология
Технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технологии развивающего обучения подразделяются на виды концепций-это ….
Концепции развивающего обучения
Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
Концепция С.А .Смирнова направлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.
На уроках физической культуры можно использовать как одну из концепций развивающего обучения, так и все. Все зависит от структуры урока, типа урока, темы, поставленных целей и задач.
В технологии развивающего обучения используются свои методы и приемы:
Приемы:
Игровые приемы.
Прием наглядного моделирования.
Прием экспериментирования.
Прием сравнения.
Прием намеренной ошибки.
Создание проблемной ситуации.
Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся
Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении на уроках физической культуры.
Пример для начальной школы:
Ситуация: Посмотрите мультфильм «Ну - погоди!» http://yandex.ru/video/search?p=4&filmId=ZFssCeRY0Cw&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%BD%D1%83%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8&path=wizard
Ответьте на вопросы:
Почему волк всегда оказывался проигравшим?
Что бы изменилось, если бы волк занимался спортом?
Что помогло волку и зайцу победить на соревнованиях?
На какого героя ты бы хотел быть похож?
Какие виды спорта встречаются в данном мультфильме? Какие виды спорта ты знаешь?
Комментарий ситуации:
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Благодаря спорту приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других.
Вопросы и задания для работы:
Каким видом спорта вы отдаете предпочтение?
Придумайте эстафеты или задания, характеризующие ваш вид спорта.
Достоинства использования кейсовой технологии: Естественным образом достигается оптимизация темпа работы учащегося. Легко достигается уровневая дифференциация обучения. Урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясь средствами телекоммуникаций. Работа с кейсом приобретает характер учебной игры, и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности. Увеличивается количество тренировочных заданий.
Недостатки использования кейсовой технологии: Трудность данной технологии в создании кейса. Много времени тратится на подбор как теоретической, так и практической части. Среди имеющегося на рынке программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы с обучающимися, имеющего много фактических или методических ошибок. На классическом уроке, имеется возможность скорректировать тот или иной материал, сделать его доступнее, решить другим способом. При создании кейса нельзя учесть особенностей конкретной группы обучающихся, поэтому крайне важна роль преподавателя. Не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся. Диалог с кейсом лишен эмоциональности и, как правило, однообразен.
Вывод: Кейс-метод - это деловая игра в миниатюре, так как он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Он является эффективным при оценке исследовательских и творческих способностей обучающихся.
Источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2016/04/20/metod-keys-stadii-na-uroke-fizicheskoy-kultury
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/fizicheskoe-vospitanie/277247-ispolzovanie-kejs-tehnologij-na-urokah-fizich/page-4.html
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-po-fizicheskoy-kulture-na-temu-ispolzovanie-keys-tehnologiy-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-2077616.html
https://multiurok.ru/files/primienieniie-kompietientnostnogho-podkhoda-v-spo.html
Фарафонтова О. А., Козлова Е. В. Применение инновационных методов обучения на занятиях по физическому воспитанию // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 718-720. — URL https://moluch.ru/archive/111/27310/ (дата обращения: 27.03.2018)