Учитель химии и биологии МБОУ ОСШ № 4
Муслина Т.Н.
«Технология
смешанного обучения
как инструмент повышения качества образования»
«Мы лишаем детей
будущего, если продолжаем
учить сегодня так, как учили
этому вчера»
Джон Дьюи – философ,
реформатор образования
В наше время учителям постоянно приходится искать новые формы проведения урока, совмещать различные современные педагогические технологии, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, доступным, понятным и результативным.
Одна из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей является «Смешанное обучение».
Смешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.
В своей образовательной деятельности необходимо сочетать следующие идеи:
Деятельностный подход обучения, обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах,
развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений;
сотрудничество педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия;
формирующее оценивание, содействующее выработке у обучающихся способности к самооценке, стимулирующее их образовательную активность;
учение, основанное на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе, т. е учения без принуждения.
Все эти принципы органично сочетает технология смешанного обучения
Отличие смешанного обучения от использования ЭОР заключается в том, что это не добавка к деятельности учителя, а замещение части его работы электронным ресурсом. Это принципиальная вещь. Если учитель просто использует ЭОР вместо учебника или показывает на уроке видео на экране интерактивной доски, этого недостаточно. Смешанное обучение — это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.
Технология смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс, предполагающий сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем.
При этом выполняются следующие принципы:
обучение носит персонализированный характер. Все дети разные, и у каждого свои образовательные потребности. Обучение идет от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.
смешанное обучение основано на мастерстве. Это означает, что ученик может перейти к следующей теме, только овладев предыдущей, т.е. только когда он почувствует себя в ней мастером. А учитель внимательно отслеживает результаты. С помощью ИКТ делать это гораздо легче.
третий принцип — высокие ожидания учащихся. Учащиеся имеют четко определенные стандарты. Они сами выстраивают свой маршрут достижения цели, планируют его во времени и месте. Но все это делается под внимательным взором учителя, но ученик должен понимать как он будет работать.
учащиеся принимают на себя ответственность за результаты своей учебы. Они понимают, что все, чего они достигли, — это результат их деятельности, результат принятых ими решений.
Модели смешанного обучения:
ротация станций, ротация лабораторий, «перевернутый» класс, индивидуальная ротация.
Гибкая модель.
Модель «На выбор».
Расширенная виртуальная модель.
Плюсы и минусы смешанного обучения.
Плюсы смешанной формы обучения: живое общение. Недостаток очных встреч это заметный недостаток онлайн – обучения, а при смешанном обучении его можно избежать. Когда обучающиеся и учитель работают очно, то лучше поддерживают друг друга, мотивируют, в диалоге появляются гипотезы, делаются выводы. Кроме того у обучающихся развивается эмоциональный интеллект.
Что еще можно отнести к плюсам? Это следующее:
- больше информации
- учитываются разные потребности
- устраняются разные пробелы в знаниях
- непрерывность
- видимый прогресс
- подходит для разных уровней
- индивидуальность.
Минусы смешанной формы обучения заключается в следующем: индивидуальное домашнее обучение – обучающийся с родителями или учителем проходит программу, а в школе только сдает экзамены. Серьезный минус – отсутствие общения, возросшая нагрузка на родителей и неподготовленность к взрослой жизни и дальнейшему обучению (техникумы, вузы), а также часть материала обучающиеся осваивают дома самостоятельно, а часть в школе.
Еще более существенный минус:
- необходима компьютерная грамотность
- невозможность при низкой мотивации
- обновление информационных ресурсов.