Мастер-класс
«Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.
Ход проведения мастер-класса:
Слайд 1. Д.д. уважаемые коллеги.
Как часто в жизни мы сталкиваемся с различными задачами? И как трудно иногда дается их решение. Внимание на экран.
Слайд 2. Включить - ВИДЕО – задача
Слайд 3.Нашим детям тоже приходится решать еще и не такие задачки.
А какие задачи вам приходилось решать в жизни? (Жизненные, физические, трудные, арифметические ...)
Представьте, что сегодня каждый из вас пилот самолета, который летит из Лондона в Москву. Расстояние между городами составляет примерно 3500 километров. Самолет летит со скоростью 820 км/час на высоте 11 тысяч метров. На борту самолета 283 пассажира. Время прибытия в 3 ч 25 мин по московскому времени. Сколько лет пилоту, если разница во времени между Лондоном и Москвой 3 часа?
Объясните свой ответ. Вернемся к началу задачи. Вы пилот этого самолета. В любой задаче есть важная информация и надо уметь выделить главное.
Одна из главных задач учителя - научить детей решать задачи любой сложности, находить нестандартное решение, мыслить творчески.
Слайд 4Тема моего мастер – класса «Использование приемов технологии ТРИЗ как средства развития творческого мышления обучающихся»
Все новое – это хорошо забытое старое. Технология ТРИЗ начала создаваться в середине 20 века ученым, инженером, изобретателем и преподавателем Генрихом Альтшуллером. Это быстро развивающаяся наука. Ежегодно в Санкт – Петербурге даже проходит научно – техническая олимпиада по ТРИЗ, где участвуют дети с 3 по 11 классы. В основе преподавания лежит обучение мышлению.
Слайд 5. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. В центре внимания ТРИЗ - педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое, гибкое системное воображение. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать его творческое мышление, способность нестандартно мыслить. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев:
Слайд 6. "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимальных затратах достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер).
Для работы мне понадобятся 3 группы помощников.
Задание для первой группы. Вы должны сделать то, что вы делаете, каждый день: сходить в супермаркет и купить продукты. Но …
«Наполнить» холодильник можно только теми продуктами, название которых начинается с буквы «С». Вы должны будете назвать не менее 10 наименований. На верхнюю полку положите продукты с твердым звуком «С», а на нижнюю с мягким «СЬ».
Для второй группы – задание «Волшебная полоска». У вас на столе обычные полоски бумаги. Попробуйте создать что-то необычное, оригинальное из этих полосок бумаги.
Третья группа – представит себя работниками ЗАГСа. Чем занимаются люди этой профессии? … А я вам предлагаю выдать документ удостоверяющий личность Колобку, герою одноименной сказки.
Пока наши команды решают поставленные перед ними задачи, я познакомлю вас с некоторыми приемами ТРИЗ в начальной школе, которые я использую в своей работе.
Работа с залом.
Прием «Лови ошибку» Слайд 7.
Это - универсальный прием, активизирующий внимание уч-ся. Он формирует умение анализировать, применять знания в нестандартной ситуации, умение критически оценивать полученную информацию.
Я часто использую этот прием, предлагая найти ошибки в тексте. Уч-ся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются и обязательно находят ее.
А я вам предлагаю найти ошибки на этих фотографиях. Узнаете?
Слайд 8-20 последний слайд с фото аккумуляторы
Такие задания я использую во время словарной работы на уроках русского языка.
Слайд 21. Сейчас я предлагаю ответить на мои вопросы.
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?
Что растет на березе – яблоки или груши?
Слово «часы» - пишется как «чесы» или «чисы»?
Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
Столица Россия – Москва или Санкт - Петербург?
Сколько в минуте секунд – 10 или 100?
Какие звери живут в Антарктиде – пингвины или белые медведи?
Этот прием называется Слайд 22 ложная альтернатива. Подобные вопросы я использую на этапе актуализации знаний.
Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Верным может быть один ответ или оба не являются верными.
Прием «Думалка» Слайд23 способствует развитию технического, логического мышления и у младших школьников. Давайте попробуем решить олимпиадное задание «Кубики льда». Слайд 24
Какими кусочками льда можно быстрее охладить стакан воды? Назовите правильный ответ и поясните свой выбор.
Прием «Да – нетка» Слайд 25
Внимание черный ящик. – включить музыку на слайде
С помощью вопросов вы должны узнать что, лежит в черном ящике. Я буду отвечать на вопросы только словами «да», «нет», «и да, и нет».
На что она похожа?
Если я сделаю, так…. Чем не персонаж для кукольного театра? Посмотрите, что у нас получилось с ребятами.
Вот вам и начало нового проекта. Но это уже другая история…
Давайте посмотрим, как справились с заданием наши группы.
Слайд 26
Проверка группы.
1гр-па. ….
Что еще интересного вы узнали?
Этот прием ТРИЗ направлен на актуализацию знаний уч-ся. Можно использовать и в качестве разминки на уроках. Я использую его на уроках обучения грамоте в 1 классе, литературного чтения и окружающего мира.
2 гр-па. А на уроках математики, например, при изучении темы «Доли», «Дециметр» предлагаю детям поработать с полосками бумаги. С такими полосками можно поработать и на уроках технологии. Давайте посмотрим, что получилось у нашей группы.
3 гр-па. Прием «Выдай документ» над которым работала 3 группа используется для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия.
Что же получилось?
Т.о. На л.чтении составляем документ героев литературных произведений
На ок.мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма
На математике – геометрических фигур, математических величин
На русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта и развития творческого мышления. Ведь как говорил детский писатель Слайд 26 Джанни Родари «Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить придумывать».