СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как единица синтаксиса, урок в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения  и закрепления темы "Текст как единица синтаксиса". (Тема изучалась в 5-7 классах)

Просмотр содержимого документа
«Текст как единица синтаксиса, урок в 8 классе»

Тема урока: Текст как единица синтаксиса. Признаки текста.

Оборудование: опорные конспекты, учебные тексты, карточки, схемы, презентация Power Point.


Ход урока

1. Организационная часть.  Психологический тренинг «Комплимент»

2. Актуализация.

Актуализация знаний.


Сейчас необходимо взять лист с тестом и выполнить его на чистом листе бумаги.

А1. Укажите словосочетание:

1) зима укрылась

2) за сараями и заборами

3) осмеливалась на вылазки

4) зима осмеливалась


А2. В какой строке все словосочетания со связью управление?

1) весенний день, куст сирени

2) история для детектива, заросли елей

3) январская стужа, стена из кирпича

4) расстилалось перед окнами, уходило вперёд


А3. Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью согласование?

Ясное небо весны сияло над нашим пароходом, и озеро туманилось ранним восходом солнца.

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5



А4. Укажите простое предложение:

1) Однажды, возвращаясь домой, я забрёл в какую-то незнакомую усадьбу.

2) Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи вытянулись вечерние тени.

3) Пленного солдата тотчас освободили, и он был окружён разведчиками со всех сторон.

4) Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой, выходит окнами на юго-восток.


А5. Укажите двусоставное предложение:

1) Лучше всего в картине передана печаль осенних дней.

2) Писателю удалось донести до нас боль потери любимого человека.

3) Ребята, любите свою Родину!

4) Приветствую тебя, пустынный уголок!


А6. Укажите односоставное предложение:

1) Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

2) Я не видел реки великолепнее Волги.

3) Мы шли в течение всего дня.

4) Сменила мудрость молодости пыл.


А7. Укажите нераспространённое предложение:

1) Нужно купить хлеб.

2) Граждане, поспешите в укрытие!

3) Три медведя впали в спячку.

4) Жаворонки и стрижи давно проснулись.


А8. Укажите побудительное предложение:

1) Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?

2) Забудем прошлое, мой друг!

3) Вы говорите слишком громко.

4) Вам понравилось отдыхать в горах?

А9. Укажите неверное суждение:

1) предложение — одна из основных единиц синтаксиса

2) предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью

3) предложения в тексте могут быть не связаны по смыслу

4) текст и предложение служат для общения, обмена мыслями, чувствами


A10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Рыба варится в озере.

Б. У самого его берега расположен вулкан Китуро.

В. Варить рыбу таким необычным способом можно лишь в единственном месте на Земле — в озере Киву.

Г. Это довольно большое озеро, окружённое огнедышащими горами, находится в сердце Экваториальной Африки.

1) А, Г, В, Б

2) А, В, Г, Б

3) Б, В, А, Г

4) А, В, Б, Г


П.В после того как ученики выполнят тест, они меняются между собой ответами, проверяют тесты друг у друга и ставят оценку. Ответы на тест открывает учитель на доске в классе.


3. Объяснение нового материала (групповая исследовательская работа).

Учитель: - Сейчас вы поработаете группами. Задание следующее: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат; подготовьте аргументированный ответ.


Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.


2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.


3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …


Учитель: - Слушаем ваши ответы.

В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.

Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.

В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.


Учитель: - Всё верно. Молодцы. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме.

Текст и предложение — коммуникативные единицы, то есть служат для общения, обмена мыслями и чувствами.

Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

Текст как единица синтаксиса

Текст — (от лат. textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы и основной мысли.

Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.

 

Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его тексте (часто тема отражается в заглавии).

 

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

 

Основные признаки текста — смысловая целостность и связность.

Пример:

«Уважаемые горожане!
Спортивный клуб «Геркулес» открывает новый тренажёрный зал! Вы никогда не занимались спортом? У вас нет возможности ежедневно тратить время на упорные тренировки? Мы предлагаем вам обрести спортивную фигуру, хорошее настроение и уверенность в себе всего за несколько занятий под руководством опытного специалиста. Вы сомневаетесь? Вас долго убеждали в том, что это невозможно? Наш клуб использует принципы подготовки и тренажёры, разработанные в «Центре космических исследований». Вы ещё сомневаетесь? Вы считаете, что это доступно только избранным? Приходите! И вы убедитесь, что есть достойная замена ежедневным напряжённым тренировкам, доступная каждому, кто хочет изменить свою жизнь».

 

Основная мысль текста: посещение тренажёрного зала — путь к новой жизни. 

Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление, словарная статья).

Пример:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

 

Ф. И. Тютчев


Учитель: - Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?

(Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.)


Учитель: - С чем связано деление текста на абзацы?

( Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.)


Учитель: - Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?


Ученик: - Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).


Учитель: - А какие два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте существуют?


Ученик: - Цепная и параллельная.


Учитель: - Чтобы вспомнить уже названные вами некоторые пункты из лингвистического разбора текста, выполним практическую работу.


4. Практическая работа.

Учитель: - Для анализа возьмём два текста. (Материал распечатан). (Слайд 5)

- Выполните работу в парах: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.


1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)


2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачёв)


Ученик:

- В первом тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

1 – 2 - повтор ключевого слова «художник».

2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».

- Связьцепная.

 

Ученик:

- Во втором тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

- Повтор первого слова.

- Одинаковая конструкция предложений.

- Члены предложения выражены одинаковыми формами.

- Связь параллельная.


Учитель: - А теперь определите тему и идею текстов, с которыми вы работали.


5. Самостоятельная работа.

Учитель: - Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

1 вариант

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

(Ю. Степанов)


Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

2 вариант

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)


(Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы).)


6. Рефлексия, домашнее задание.

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.

Домашнее задание

1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений).

2. Определить его структуру, тему, основную мысль, т. е. произведите лингвистический разбор текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!