основная общеобразовательная школа с. Хопёр
Хопёр 2016г.
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- развитие ИКТ–компетенции.
- владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;
- планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
- знать формы представления информации в виде текста, роль текстовой информации в жизни человека, историческая значимость;
- использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы.
- Презентация «Закодированные слова», ЭОР к учебнику 5 класса Босовой Л.Л. автора Антонова А.М. «Текстовая иноформация» ;
- Файлы для печати Карточка для III этапа урока.docx.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 5 |
Здравствуйте, ребята,! Все готовы к уроку, садитесь! Посмотрите пожалуйста на доску, на ней я написал фразу из знаменитой сказки, но кто-то немного похулиганил. Давайте попробуем прочитать. подумайте, как в отношении информатики ее можно понять Может нам нужно бегать на информатике? Нужно постоянно осваивать новые средства компьютера, чтобы не потерять достигнутый уровень. Мы продолжаем говорить об информации. Какие формы представления информации вы знаете? (числовая, символьная, графическая) Сегодня на уроке мы расширим знания о формах представления информации. | Проверяют свою готовность к уроку. | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 10 |
На прошлом уроке мы изучили Метод координат. Проверим, как вы справились с домашним заданием. Поднимите свои работы и покажите рисунки, которые у вас получились. Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием. Выполним самостоятельную работу на оценку. Перейдем к работе с карточками. Выполните предложенные задания по вариантам. З адание 1. На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами: 1 вариант: 1(40,20), 2(40,70), 3(70,100), 4(100,70), 5(100,20), 6(80,90), 7(80,100), 8(90,100), 9(90,80). Соедините точки: 1-2-3-4-5. 6-7-8-9. В ариант 2. На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки со следующими координатами: 1(30,60), 2(60,30), 3(150,30), 4(180,60), 5(100,60), 6(100,140), 7(160,60). Соедините точки: 1-2-3-4-1. 5-6-7. Сейчас поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравнив рисунок на экране с вашим. ЕСЛИ ВАШИ РИСУНКИ СОВПАЛИ С ПРЕДЛОЖЕННЫМИ НА ДОСКЕ, ТО ВЫ СТАВИТЕ ОЦЕНКУ «5», ЕСЛИ ЕСТЬ 1-3 НЕСОВПАДЕНИЯ, ТО ОЦЕНКА «4», ЕСЛИ ОШИБОК БОЛЬШЕ, ТО ПОСЛЕ УРОКА РАБОТЫМЫ С ВАМИ ЕЩЕ ПО РАБОТАЕМ | Ученики проверяют домашнее задание Выполняют задание на предложенных карточках Оцениваю работу соседа по парте | Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П). | |
| | | |
Постановка цели урока | |
Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Кто знает, какая самая распространенная форма записи информации? Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся разгадывают кроссворд. 1. Устройство вывода визуальной информации 2. Слово, закодированное с помощью комбинации фигур, букв, знаков (ребус) 3. Набор условных знаков для представления информации. (Код) 4. Современный электронный носитель информации (Диск) 5. Пара чисел: с помощью которых отмечают точки на координатной плоскости. И если мы решили узнать все о тексте, то какие цели мы поставим перед собой? Откройте тетради и запишите число и тему урока «Текст как форма представления информации». | Ученики разгадывают кроссворд, отвечают на вопрос учителя: Тема урока «Текст, как форма представления информации» Учащиеся формулируют цель: выяснить, что такое текст, чем отличается от других форм представления информации и научиться создавать текстовые документы | Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование (Л). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). | |
III. Изучение новой темы Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися текстовой формы представления информации | 10 |
- Первое, что мы сделаем - это выясним что такое текст, как определяется это понятие. Одной из распространенных форм представления информации является текст. Каждый из вас имеет представление, что такое текст, а как определяется понятие «текст» в науке информатике, вы найдете в учебнике на странице 35, §1.9. Откройте учебник, у найденных определений сделайте пометки карандашом | Слушают учителя, работают с учебником. Отвечают на вопросы. | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р). | |
Обсуждение определений, повторить одному из учеников. Рассмотрим схему понятия «текст» заполним её у себя карточках листах | Работа с материалом на карточках. Работаю в паре. | Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К). | |
Вывод (по схеме определяют дети) Текст это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией. | Делают вывод по схеме дают определение текста Самостоятельно, аргументируя, заполняют карточки. Сравнивают свою работу с соседом по парте. | Общеучебные (П). Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К). Умение выражать мысли (К). | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции. | 7 |
1. Прочитайте задание на карточках и отметьте верные варианты ответов. Является ли текстом или текстовой информацией: Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак». Фотография в альбоме Написанное вами сочинение. Схема метрополитена г. Москва Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма. Просмотренная картина. Сравним ваши варианты ответов с предложенными на экране. (Если есть несовпадения обсудить.) Вывод: таким образом, текст - любое словесное высказывание (написанное, напечатанное, в устной форме). Скажите пожалуйста из чего состоит текст? (предложения , слова, буквы, символы ) Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл. Существует предание о некоем завещателе, в котором было написано, что наследники должны поставить статую золотую пику держащую. Что должно быть из золота? Статуя? Пика? Где бы вы поставили запятую? Какой смысл получившегося? Одна запятая изменила смысл предложения. Изменение одного символа в тексте меняет его смысл. | Дети читают задания самостоятельно, кружочками отмечают верные варианты решений Сравнивают варианты ответов с выведенными на экране Отвечают на вопросы. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К). Умение выражать мысли (К). | |
2. А теперь познакомимся, что значит решить метаграммы. Нужно отгадать “спрятанное” в тексте слово. Затем в угаданном слове следует одну из указанных букв заменить другой, и значение слова изменится. С буквой “Л” – в игре в футбол Часто слышим слово… С “Д” уж в слове смысл не тот – Мерой стало просто… (Гол – год) Я приношу с собою боль, В лице большое искажение, А “Ф” на “П” заменишь коль, То превращаюсь я в знак сложения. (Флюс – плюс) Вывод: Изменение одного символа изменило смысл слова. | Отвечают на вопросы. Делаю вывод. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К). Умение выражать мысли (К). | |
Физкультминутка | 2 |
Вам вывелась текстовая информация на экран ,прочитайте её и своими действиями передайте мне: Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Поморгаем мы немножко. Постоим, посмотрим в окошко. Другу руку мы протянем, Вместе с ним за парту сядем. | Выполняют упражнение, рассуждают, как передать информацию. | Умение слушать и слышать (К). Саморегуляция (Р). | |
Молодцы! Продолжаем работу! Подумайте и скажите, а чем является текст для человека? Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям. На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Хорошо давайте порассуждаем, как изменялась со временем способы записи текста (Записывали информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки (конец XIX века). Но со временем менялось то, на чем записывали и чем записывали. Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.) Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, вносить изменения, не переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать на принтере копии без повторного набора, отправлять по электронной почте. А для компьютера как вы думаете текст чем является? (Для компьютера текст – это просто цепочка символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.) То есть, компьютер чем является? универсальным средством для работы с текстовой информацией. На компьютере можно обрабатывать текст с помощью специальных программ которые называются текстовыми редакторами. Сейчас мы с одной из таких программ поработаем. Название этой программы MS Word | Отвечают на вопросы. Делаю вывод. | Умение слушать и слышать (К). Оценивание усваиваемого содержания (Л). Умение выражать мысли (К). | |
V. Работа на компьютере Цель этапа: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, применение навыков на практике. | 7 |
№1. Компьютерный диктант Информация, компьютер, кодирование, монитор, процессор, программа, формат, курсор №2 Инструкция: слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин) Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит. №4 Исправь ошибки ЦИПЛЁНОК, КРЫЩА, ПАМЫДОР, КРАКАДИЛ, ПОРСЁНОК, САММОЛЁД, ЛОЩШАДЪ №3. Наберите на клавиатуре буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ. Разделив его пробелами и запятыми, докажите, что оно имеет не мене пяти прочтений. | Самостоятельно выполняют задания интерактивного работы, повторяя, систематизируя изученный материал. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). Оценивание усваиваемого содержания (Л). | |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 4 |
- На сегодняшнем уроке мы выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь будьте аккуратнее при работе с текстом, написании, чтении и формулировке текстовых фрагментов. Восстановить текст. Текст - это любое _____________________ (словесное) высказывание, напечатанное, ________ (написанное) или существующее в __________(устной) форме. Текстовая информация – это ____________ (информация), представленная в виде ______________ (текста). Человек может хранить ____________ тексты и работать с ними с помощью ____________________ компьютера. - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Домашнее задание. Достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. Прочитать параграф 8 стр. 56-58 •Выполнить задания письменно в тетрадь. С. 65, № 2, 4. | Учащиеся дают ответы на вопросы. Заполняют пропуски в тексте на основные позиции нового материала Анализируют работу на уроке через самооценку. Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К). | |