Формировать умение работать с текстом, формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте,. совершенствовать навыки смыслового анализа текста, сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей; развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.
Просмотр содержимого документа
«"Текст. Признаки текста"»
Текст.
Признаки текста
Словарная работа
- Слово «текст» латинского происхождения и имеет несколько значений: «строение», «сплетение», «структура», «ткань», «связное изложение», «связь».
Тезисы
- Текст относится к продукту речевой деятельности.
- Текст должен быть посвящен одной теме, то есть обладать содержательной целостностью.
- Текст должен нести в себе какой – то определенный смысл, то есть обладать смысловой целостностью.
- Тема может быть выражена в названии, заголовке и в опорных словах.
- Правильно построенный текст имеет вступление, основную часть и заключение, то есть обладает структурной целостностью.
Признаки текста
1. Наличие темы и основной мысли.
2. Наличие или возможность заголовка.
3. Смысловая связь между предложениями.
4. Определенная последовательность предложений.
5. Использование языковых средств связи между предложениям.
Задание: Прочитайте следующие группы предложений. Какие из них являются текстом? Определите тему текста.
а) В наш век высокоинтеллектуального развития сугубо индивидуальные оригиналы катастрофически мистифицируют абстракции. И поэтому мы не можем игнорировать тенденции парадоксальных иллюзий.
б) Воображение – это источник художественных образов. Минеральный источник находится высоко в горах. На полотнах художника изображены горы.
в) Любой художник, создавая образы, использует свое воображение. Оно необходимо ему, как источник живой воды необходим измученному путнику, умирающему от жажды. Но настоящий художник обязательно доберется до этого источника, который поможет ему создать великие произведения.
ОЛС 1. «Порядок слов»
субъективный или
объективный или
экспрессивный
стилистически
нейтральный
летние ночи долги
не долги летние ночи
ОЛС 2. «Тема»
Тема
микротеми
абзац
ОЛС 3.»Смысловые отношения в тексте»
Параллельная связь
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? ( А.С.Пушкин)
Цепная (последовательная) связь
Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.
Комплексный анализ текста
- Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните задания, которые написаны после текста.
Сколько бы ни смотреть на море ? оно никогда (не) надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час.
То оно тихое, светло…голубое? покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко…синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно…индиговым, шерстя…ым. Точно его гладят против ворса.
То налетает буря? и оно грозно пр…ображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламуче…ые волны волокут ? и швыряют вдоль берега камни. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя ? размашисто исписа…ые белыми зигзагами пены? с пушечным громом разб…ваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг в…сит кисеей во всю громадную высоту потрясе…ых обрывов.
Но главное оч…рование моря заключается в какой – то тайне? которую оно всегда хр…нило в своих пространствах. (В.Катаев.)
Задание к тексту
1. Тема текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Основная мысль текст.
4. Стиль текста.
5.Выписать из текста :
6.Найти сложносочиненное предложение, подчеркнуть грамматические основы;
7. Найти предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Проверка выполненного задания, объяснение правописания слов и постановку знаков препинания.
Домашнее задание
1. Подобрать тексты с заданиями для комплексного анализа.
2. Составить таблицу и подготовить сообщение, используя Интернет - ресурсы
«Средства и способы связи предложений в тексте».