СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Смысловой анализ текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст. Смысловой анализ текста.»

Урок русского языка 5 класс

Тема : Текст. Смысловой анализ текста.

Цели урока:

актуализация знаний о тексте как о речевом произведении;

актуализация знаний о смысловой и композиционной цельности, связности текста

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа;

положительно относиться к познавательной деятельности,

приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные –

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать необходимые действия, действовать по плану,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,

определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;

Коммуникативные:

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение,

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения

Предметные:

осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

Ход урока

I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.

  • Посмотрите на схему-рисунок и прочитайте надписи на лепестках ромашки.

  • Подумайте, что означает вопрос в середине цветка?

  • Ваши гипотезы: какова тема урока? (Текст)

  • Подберите и запишите определения к слову ТЕКСТ. (Текст интересный, глубокий, содержательный, поучительный, захватывающий, трогательный)

  • Какое отношение к теме урока имеют записанные на лепестках слова? (Это признаки текста)

  • Поставьте перед собой учебную задачу, которую мы в течение урока попробуем решить. (Уметь определять признаки текста и доказывать, что перед нами текст)


II. Актуализация знаний и умений: осознание недостаточности имеющихся знаний

Работа со стихотворением А.Барто «Дедушкина внучка»

  • Откройте учебник на стр. 10. Прочитайте фрагмент стихотворения А.Барто «Дедушкина внучка» (в рамочке со смайликом)

  • Какие определения можно подобрать к этому тексту? (Текст смешной, несвязный)

  • Правильно ли стихотворение напечатано?

  • Перепишите текст в исправленном виде и расставьте недостающие знаки препинания

Физминутка.

III. Работа по совершенствованию умений определять признаки текста

1. Упр. 12, стр. 10


2. Чтение и запись теоретического материала на стр. 10


3. Словарно-лексическая работа (запись в тетради)

  • Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.

  • Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.

  • Абзац - часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.


4. Составление текста.

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы.

  • Прочитайте предложения и поставьте перед собой задачу: что надо сделать? (Из данных предложений составьте текст. Озаглавить его. Записать в переделанном виде)


IV. Рефлексия

  • Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем с вами цифровой диктант «Верные и неверные высказывания». Код диктанта такой: 1 – ДА, 0 – НЕТ

  • Готовы?

1) Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2) К тексту нельзя придумать заглавие.

3) Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

4) Наличие темы обязательно.

5) Текст можно разделить на части.

6) Предложения в тексте объединены темой и основной мыслью.

Ответ: 100111

Поставьте себе оценку:

нет ошибок – «5»

одна ошибка – «4»

две ошибки – «3»


V.Домашнее задание

1) Составить рассказ на тему: «Что я знаю о тексте?»

2) Вспомнить типы речи, о которых говорили в начальной школе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!