Урок русского языка 5 класс
Тема : Текст. Смысловой анализ текста.
Цели урока:
актуализация знаний о тексте как о речевом произведении;
актуализация знаний о смысловой и композиционной цельности, связности текста
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа;
положительно относиться к познавательной деятельности,
приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,
определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
Коммуникативные:
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение,
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения
Предметные:
осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
Ход урока
I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.
Подумайте, что означает вопрос в середине цветка?
Ваши гипотезы: какова тема урока? (Текст)
Подберите и запишите определения к слову ТЕКСТ. (Текст интересный, глубокий, содержательный, поучительный, захватывающий, трогательный)
Какое отношение к теме урока имеют записанные на лепестках слова? (Это признаки текста)
Поставьте перед собой учебную задачу, которую мы в течение урока попробуем решить. (Уметь определять признаки текста и доказывать, что перед нами текст)
II. Актуализация знаний и умений: осознание недостаточности имеющихся знаний
Работа со стихотворением А.Барто «Дедушкина внучка»
Откройте учебник на стр. 10. Прочитайте фрагмент стихотворения А.Барто «Дедушкина внучка» (в рамочке со смайликом)
Какие определения можно подобрать к этому тексту? (Текст смешной, несвязный)
Правильно ли стихотворение напечатано?
Перепишите текст в исправленном виде и расставьте недостающие знаки препинания
Физминутка.
III. Работа по совершенствованию умений определять признаки текста
1. Упр. 12, стр. 10
2. Чтение и запись теоретического материала на стр. 10
3. Словарно-лексическая работа (запись в тетради)
Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.
Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
Абзац - часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.
4. Составление текста.
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы.
Прочитайте предложения и поставьте перед собой задачу: что надо сделать? (Из данных предложений составьте текст. Озаглавить его. Записать в переделанном виде)
IV. Рефлексия
Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем с вами цифровой диктант «Верные и неверные высказывания». Код диктанта такой: 1 – ДА, 0 – НЕТ
Готовы?
1) Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2) К тексту нельзя придумать заглавие.
3) Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
4) Наличие темы обязательно.
5) Текст можно разделить на части.
6) Предложения в тексте объединены темой и основной мыслью.
Ответ: 100111
Поставьте себе оценку:
нет ошибок – «5»
одна ошибка – «4»
две ошибки – «3»
V.Домашнее задание
1) Составить рассказ на тему: «Что я знаю о тексте?»
2) Вспомнить типы речи, о которых говорили в начальной школе