Понятие текстовой задачи
Следует отметить, что в настоящее время текстовым задачам отводится ведущая роль в начальном курсе математики. Если в Государственном образовательном стандарте 2004 года в содержании изучаемой дисциплины было только указано: «Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)». То в ФГОС НОО, введенном в 2011 году, выделяется отдельный раздел «Текстовые задачи», в ходе изучения которого должны быть сформированы как общее умение решать текстовые задачи, так и умение решать задачи отдельных видов. Особое внимание уделяется оценке умения учащихся осознанно работать с условием задачи. В итоговых работах впервые предлагаются комплексные задания повышенной сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных разделов программы для решения поставленной задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление); понятия «увеличить на (в)…», «уменьшить на (в)…»; сравнение величин.
Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовление товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость). Задачи на время (начало, конец, продолжительность событий).
Решение текстовой задачи в несколько действий разными способами.
Предметное представление о доле. Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.). Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли.
Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в тексте.
Текстовая задача - это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.
Решить задачу – это значит объяснить (рассказать), какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать.
Записать решение задачи – значит с помощью цифр и знаков действий показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить вычисления и дать ответ на вопрос задачи.
Обучение решению задач – это специально организованное взаимодействие учителя и учащихся, цель которого – формирование у учащихся умения решать задачи.
Этапы обучения младших школьников решению текстовых задач
Подготовительный период.
Знакомство с текстовой задачей и ее структурой.
Решение простых задач на сложение и вычитание.
Решение составных задач на сложение и вычитание.
Решение простых задач на умножение и деление.
Решение составных задач на сложение, вычитание, умножение и деление.
Виды текстовых задач, изучаемых в начальной школе
Все текстовые задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной.
В свою очередь простые задачи можно разделить на виды либо в зависимости от действий, с помощью которых они решаются (простые задачи, решаемые сложением, вычитанием, умножением, делением), либо в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении
Для составных задач нет такого единого основания классификации, которое позволило бы разделить их на определенные группы. Однако в методической литературе из всего многообразия задач выделяются некоторые группы, сходные либо математической структурой, либо способом решения, либо конкретным содержанием и т.п.
Особое внимание уделяется процессу обучения решению задач с пропорциональными величинами: на нахождение четвертого пропорционального, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестных по двум разностям. Среди которых в рамках отдельной темы рассматриваются задачи, связанные с движением тел. Особенность их изучения связана с равномерным движением объектов. При этом выделяются следующие виды задач на движение:
1. Простые и составные задачи с сюжетами, связанными с движением тел.
2. Собственно задачи на движение (по количеству выполняемых действий): простые, составные.
Составные задачи на движение подразделяются:
1) по типу связей между данными и искомым:
- на нахождение четвертого пропорционального,
- на пропорциональное деление,
- на нахождение неизвестных по двум разностям;
2) по особенностям осуществляемого движения:
а) для одного объекта:
- движение в прямом и обратном направлении,
- движение с остановками;
б) для двух объектов:
- встречное одновременное движение,
- одновременное движение в противоположных направлениях,
- движение в одном и том же направлении (вдогонку, с отставание).