СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты лабораторных работ учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 8 классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

тексты инструкций к лабораторным работам по яффизике 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Тексты лабораторных работ учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 8 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство науки и образования Алтайского края

Комитет образования города Барнаула

МБОУ "СОШ №118"





РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом


______________________ от «22» августа 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______ Абросимова А.К.

______________________ от «22» августа 2024 г.






Тексты

лабораторных работ

учебного предмета «Физика. Базовый уровень»

для обучающихся 8 классов





















Барнаул 2024




1. Используемые источники при составлении материалов

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
-Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн).
- Рабочая программа учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 7-9 классов-2024г;

-ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

- https://lesson.edu.ru

https://globallab.ru/ru/project/list/9e9773b2-7a92-42d6-add7-a128c7e23cf8/investigation

Содержание учебного предмета «Физика» в том числе включает:

– развитие понимания роли физики в познании окружающего мира, понятий о различных физических явлениях (механических, тепловых, электрических, магнитных, световых, звуковых), физических моделях и физических величинах;

– формирование методологических знаний о естественно-научном методе познания (наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления);

– элементы содержания, связанные с современными достижениями науки и технологий, использованием технических устройств и применением технологических процессов, решением экологических проблем;

Наименование лабораторных работ 8 класс


Тема работы

Лабораторная работа "Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды"

Лабораторная работа "Определение удельной теплоемкости вещества"

Лабораторная работа "Определение удельной теплоты плавления льда"

Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха"

Урок-исследование "Электризация тел индукцией и при соприкосновении"

Урок-исследование "Действие электрического поля на проводники и диэлектрики"

Лабораторная работа "Измерение и регулирование силы тока"

Лабораторная работа "Измерение и регулирование напряжения"

Лабораторная работа "Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала"

Лабораторная работа "Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе"

"Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов"

"Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов"

Лабораторная работа "Определение работы и мощности электрического тока"

Урок-исследование "Изучение полей постоянных магнитов"

Лабораторная работа "Изучение действия магнитного поля на проводник с током"

Лабораторная работа "Конструирование и изучение работы электродвигателя"

8 класс.1. Лабораторная работа "Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды"

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученной холодной при теплообмене, объяснить полученный результат.

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), калориметр, термометр, стакан

Калориметр состоит из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. Дно внутреннего сосуда отделено от внешней пластмассовой подставки. Это позволяет уменьшать теплообмен содержимое внутреннего сосуда с внешней средой.( https://rutube.ru/video/ad13d50e66a18298353f4c748204a17e/?r=plwd

Техника безопасности

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

Размещайте приборы таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

Не используйте воду с температурой выше 60–70 °С.

При работе со стеклянными мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или повреждёнными краями.

Если термометр упал во время работы, немедленно сообщите учителю.

По окончании работы аккуратно поставьте оборудование в том порядке, в котором оно находилось в начале урока.

  1. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

Ход работы

  1. Налейте в калориметр, используя измерительный цилиндр 100мл горячей воды и в стакан 100мл холодной воды

  2. Измерьте начальные температуры холодной и горячей воды (t и t1)

  3. Не вынимая калориметр осторожно вылейте в калориметр холодную воду. Перемешайте воду и измерьте температуру смеси. (t2)

  4. Результаты с учетом абсолютной погрешности равной цене деления термометра запишите в таблицу

  5. Массу воды определите по формуле m = ρ V, плотность воды 1000кг/м3

    Масса горячей воды,

    m, кг

    Начальная температура горячей воды, t, ° C

    Температура смеси

    t2, ° C

    Количество теплоты, отданное горячей водой,

    Q, Дж

    Масса холодной воды, m1,кг

    Начальная температура холодной воды, t1 , ° C

    Количество теплоты, полученное холодной водой,

    Q2, Дж








  6. Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой по формуле:

Q1= сm(t-t2)

7. Рассчитайте количество теплоты, полученное холодной водой по формуле:

Q2=cm(t1-t2)

8.Сравните количество теплоты, отданное горячей водой и полученной холодной при теплообмене, объяснить полученный результат.





Источник:


1.Физика, 8 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.230

2.https://rutube.ru/video/ad13d50e66a18298353f4c748204a17e/?r=plwd






8 класс.2. Лабораторная работа "Определение удельной теплоемкости вещества"

Цель: научится определять удельную теплоемкость твердого тела путем сравнения его с теплоемкостью воды.

Оборудование: стакан с холодной водой, калориметр, термометр, весы, набор гирь, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой https://rutube.ru/video/7d8b015d34a0a9a566e22b269f76be19/?r=plwd )

1.Определяем массу металлического цилиндра с помощью весов.

2.Поместим металлический цилиндр в стакан с горячей водой и измерим термометром ее температуру. Она будет равняться температуре цилиндра, т. к. через определенное время температуры воды и цилиндра сравняются.

3.Затем нальем в калориметр холодную воду и измерим ее температуру.

4.После этого поместим привязанный на нитке цилиндр в калориметр с холодной водой и, помешивая в нем воду термометром, измерим установившуюся в результате теплообмена температуру. Цилиндр выньте из воды, оботрите его салфеткой.

5.Полученные результаты занесем в таблицу.

Масса воды в калориметре

 , кг

Начальная температура воды
 , ° C

Масса цилиндра

 , кг

Начальная температура цилиндра

 , ° C

Общая температура воды и цилиндра

t, ° C

1.






2.






5. Произведем расчеты с2 (запишите вывод формулы и рассчитайте с2):

Для нагрева воды необходимо количество теплоты:

 

При остывании металлического цилиндра выделится количество теплоты:

Так как в процессе теплообмена количество теплоты, полученное водой, равно количеству теплоты, которое отдал металлический цилиндр:

Следовательно, удельная теплоемкость материала цилиндра:

,где


6.Полученную удельную теплоёмкость с2: сравниваем с табличными данными.

7.Сделайте вывод.


Источник

1.Физика, 8 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.231

https://rutube.ru/video/7d8b015d34a0a9a566e22b269f76be19/?r=plwd









8 класс.3. Лабораторная работа "Определение удельной теплоты плавления льда"


Цель работы: используя уравнение теплового баланса, определить удельную теплоту плавления льда.

Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, сосуд с холодной водой, кусочки льда, весы с разновесом.

(1.https://lesson.edu.ru/lesson/c869b90d-7f30-448a-b26a-1e900ee97249?backUrl=%2F03%2F08

2.https://rutube.ru/video/536323965cb74ce4fb6650e34cdfb937/?r=plwd

3. https://efizika.ru/html5/17/index.html )

Ход работы:

 

1. Определите массу воды mв = m - mк

2. Вставьте внутренний сосуд калориметра во внешний и измерили температуру воды tв

3. Опустите в воду кусок льда

6. Помешивая воду термометром до полного таяния льда, отметьте самую низкую температуру в калориметре t 

7. Вновь взвесьте калориметр определите массу опущенного в воду льда   mл

8. Результаты занесите в таблицу

Масса воды mв, кг


Температура воды tв , ° C


Масса льда mл, кг


Температура смеси tсм , ° C


Температура плавления льда, tл, ° C


9.       Используя уравнение теплового баланса  рассчитайте удельную теплоту плавления льда

  , где С в-=4200 кг/м3

10.Сравните полученную удельную теплоту плавления льда с табличными 

11. Оцените погрешности измерений: а) абсолютную                        

12.Сделайте вывод



Источник:

  1. https://lesson.edu.ru/lesson/c869b90d-7f30-448a-b26a-1e900ee97249?backUrl=%2F03%2F08

  2. https://rutube.ru/video/536323965cb74ce4fb6650e34cdfb937/?r=plwd


8класс.4. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха"

Цель: научиться определять относительную влажность воздуха.

Оборудование: термометр, кусочек ткани, сосуд с водой или психрометр

Ход работы:

1.Измерьте температуру воздуха в комнате с помощью термометра

2. Смочите в воде ватный тампон или кусочек бинта и оберните им наконечник термометра. 3. Пронаблюдайте, как столбик термометра начнёт опускаться, свидетельствуя о понижении температуры.

3. Заметьте, когда столбик термометра перестанет опускаться ниже, и зафиксируйте температуру, которую он будет показывать tвл.

4. Рассчитайте разность показаний сухого и увлаженного термометра Δt = tсух -t вл.

5. Используя психрометрическую таблицу, определите относительную влажность воздуха. Для этого найдите пересечение столбца, соответствующего температуре сухого термометра tсух., и строки, соответствующей разности температур сухого и увлаженного термометра Δt

6. Заполните таблицу

tсух, ° C

tвл, ° C

Δt° C

Φ,%










  1. Сделайте вывод о значении относительной влажности в комнате. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам.


Источник

1. 1.Физика, 8 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.232

2.https://lesson.edu.ru/lesson/43a544aa-e734-49b9-805f-a6dd6b46e210?backUrl=%2F03%2F08

3.https://rutube.ru/video/c9cbeaeb33c23a87ddbf952864636307/?r=plwd


























8 класс. 5. Урок-исследование "Электризация тел индукцией и при соприкосновении"

Цель: Изучить явление электризации тел.

Оборудование: набор для электризации, интерактивное видео

Электризация через трение.

  1. Возьми листок бумаги, нарви на мелки кусочки. Наэлектризуй ручку. Поднеси ручку к бумажкам. Нарисуй схематично, что происходит.

2.Что происходит в опыте с бумагой , манкой и стеклом при электризации стекла? https://youtu.be/9DnCt8SNo1I

Электризация через прикосновение.

  1. Почему в электрометре расходятся лепестки после соприкосновения его наэлектризованной эбонитовой палочкой?

  2. Почему электрометр становится заряженным, когда насыпают в него через воронку манку?

  3. Как будет себя вести незаряженный шарик из фольги при приближении к нему заряженной палочки?

  4. Что делает шарик, когда он приходит в соприкосновении с заряженной палочкой? Почему?

  5. Сколько бывает электрических знаков? Что делаю одноименные и разноименные заряды?

Электризация наведением. (индукцией)

  1. Объясни, какой способ электризации демонстрирует данный опыт?

  2. https://youtu.be/-_cQYWjj5tE

  3. Объясните, как зарядились два электроскопа, соединенные проводником? (назовите способ. И УКАЖИТЕ знаки зарядов на электроскопах.

Сформулируйте выводы.

1) Существуют ____ вида электрических зарядов.

2) Тела имеющие одинаковые заряды будут________________; а различного знака_______________.

3)Существуют три способа электризации тел: ___________________________________.

Сообщение телу электрического заряда с помощью внешнего воздействия – _____________)

4) Взяли эбонитовую палочку из комплекта для демонстрации электризации и потёрли её о мех. Наблюдали, как после этого _______________________ ______________________________.При соприкосновении, _____________ - одного тела с другим ________ тела приобретают способность притягивать к себе другие тела. Такие тела называют ________________________________ или получившими _____________. (… начинает притягивать к себе мелкие тела. … трении … оба. …. Наэлектризованными … электрический заряд……)

Домашняя работа*: привести пример вредного и полезного проявления статического электричества. (Придумай свои или вспомни способы уменьшения статического электричества при его вредном воздействии.)

Источник:

https://lesson.edu.ru/lesson/afd8e1ee-eef3-45bb-a4cd-addd47e81875?backUrl=%2F03%2F08%3Fterm%3D%25D0%25A3%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA-%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%2522%25D0%25AD%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%2520%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B4%25D1%2583%25D0%25BA%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B5%25D0%25B9%2520%25D0%25B8%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%2520%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B8


8 класс.6. Урок-исследование "Действие электрического поля на проводники и диэлектрики"

Цель: Изучить действие электрического поля на проводники и диэлектрики.

Гипотеза

В воздействии электрического поля на проводники и диэлектрики есть как схожее, так и различное.

Оборудование:

  • эбонитовая палочка и мех либо стеклянная палочка и шёлк

  • диэлектрик (лёгкая бумажная гильза на нити)

  • проводник (лёгкая алюминиевая гильза на нити)

  • штатив

1.Разгадай ребус.

2. Посмотри видеоролик и сделай вывод об электропроводности материалов.

3. Распредели вещества на две группы

4.Используя инструкцию, выполни практическую работу и сделай выводы.

1)Сделай две гильзы: одну из бумаги, вторую из алюминиевой фольги. Подвесь гильзы на нитях. По очереди поднеси к ним, не касаясь, заряженную палочку. Что наблюдается? Притянется одна гильза или обе? Почему?

2)Поднеси к положительно заряженному электроскопу отрицательно заряженную палочку, не касаясь электроскопа. Что происходит с лепестками электроскопа? Почему?

3)Поднеси отрицательно заряженную палочку к электроскопу, но не касайся шара электроскопа. Что наблюдается? Зарисуй в тетради распределение зарядов в электроскопе в данном случае.

4)Возьми два электроскопа. Заряди один из них. Соедини электроскопы деревянной палочкой. Наблюдается ли разделение зарядов между электроскопами? Почему? Зарисуй в тетради результат.

5)Возьми два электроскопа. Заряди один из них. Соедини электроскопы железным стержнем. Наблюдается ли разделение зарядов между электроскопами? Почему? Зарисуй в тетради результат.

Источник:

https://lesson.edu.ru/lesson/8b52e8be-d586-4c90-b6a5-af230d0d400e?backUrl=%2F03%2F08%3Fterm%3D%25D0%25A3%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA-%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%2522%25D0%2594%25D0%25B5%25D0%25B9%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%258D%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258F%2520%25D0%25BD%25D0%25B0%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8%2520%25D0%25B8%2520%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%258D%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8%2522

8 класс. 7. Лабораторная работа "Измерение и регулирование силы тока"

https://lesson.edu.ru/lesson/70d43e82-05f2-42f3-9e73-8599800f0a85?backUrl=%2F03%2F08%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%2522%25D0%2598%25D0%25B7%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25B8%2520%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B3%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25BB%25D1%258B%2520%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25B0%2522

Цель: Научиться собирать простейшую электрическую цепь и измерять силу тока в различных участках цепи. Научиться включать в цепь реостат и с его помощью регулировать силу тока в цепи.
Оборудование: Источник электрического тока (батарейка), электрическая лампочка, ключ, амперметр, соединительные провода, реостат.
Ход работы:

1.Соберите электрическую цепь, состоящую из источника электрического тока, лампочки и ключа (рис «а»), начертите схему этой цепи.

2. Замкните цепь. Измерьте силу тока I1.

3. Результаты измерений с учётом абсолютной погрешности, равной цене деления шкалы амперметра, запишите в таблицу.


Цепь без реостата

Цепь с реостатом

Сила тока

I1, А

Сила тока

I2, А

Сила тока

I3, А

Сила тока

I4, А

Сила тока

I5, А

Сила тока

I6, А 4.







4.Соберите электрическую цепь и начертите схему цепи согласно рисункам «б» и «в»
5. Измерьте силу тока для каждого случая и занесите результат в таблицу с учётом абсолютной погрешности, равной цене деления шкалы амперметра.
6. Рассмотрите реостат. Включите его последовательно в цепь и зарисуйте схему этой цепи.
7. Установите ползунок реостата так, чтобы его сопротивление было максимальным, и замкните цепь. Измерьте силу тока I4 в цепи.
8. Передвигая ползунок реостата (примерно на середину), уменьшите его сопротивление. Измерьте силу тока I5. Переместите ползунок реостата так, чтобы его сопротивление было минимальным, замкните цепь и измерьте силу тока I6 в цепи.
9. Занесите результаты измерений в таблицу с учётом абсолютной погрешности, равной цене деления шкалы амперметра.
10. Сделайте вывод о значении силы тока в различных последовательно соединённых участках цепи. Установите, как меняется при перемещении ползунка сила тока в цепи: плавно или небольшими скачками

Источник:
1.Физика, 8 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.233
2. https://infourok.ru/ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-izmerenie-i-regulirovanie-sily-toka-fizika-8-klass-7006533.html


8

класс. 8. Лабораторная работа "Измерение и регулирование напряжения"

Цель: измерить напряжение, выяснить принцип подключения реостата как потенциометра и вольтметра в электрическую цепь.

Оборудование: источник питания, ключ, два вольтметра (V), реостат, две лампочки, соединительные провода.

Теоретические сведения: При последовательном соединении проводников напряжение на каждом из них меньше, чем общее напряжение. Это используют в устройствах для регулирования напряжения. Устройства называют делителями напряжения или потенциометрами. В качестве делителя напряжения можно использовать ползунковый реостат с тремя клеммами A, B, D (см. рис. 5.1.).

На клеммы А и D реостата подается напряжение U1 от источника тока (напряжение на входе). Клеммы В и D соединены с потребителем (резистором), напряжение U2 на котором необходимо регулировать. Это напряжение обычно называют напряжением на выходе. Передвигая ползунок реостата к клемме А, изменяем сопротивление R2 активной части реостата (сопротивление участка ВD) от R1 (сопротивление участка АD) до нуля. Уменьшение сопротивления реостата приводит к уменьшению выходного напряжения U2 от U1 до нуля.

Ход работы

Рис. 5.1. Электрическая схема подключения вольтметра и делителя напряжения (потенциометра).

Таблица 5.1

№ п/п

Цена деления вольтметра №1

, В

Погрешность вольтметра №1

Цена деления вольтметра №2

, В

Погрешность вольтметра №2














1.Собрать электрическую цепь см. рис. 5.1.

2.Определить цену деления вольтметра №1 и вольтметра №2. Записать в таблицу 5.1

3.Передвинуть ползунок реостата в сторону точки А. Снять показания вольтметров. Записать в таблицу 5.1.

4.Изменить положение ползунка не менее 3-х раз. Каждый раз снимать показания вольтметров и записывать в таблицу 5.1.

5.Определить приборную погрешность вольтметров как половину деления шкалы прибора. Записать в таблицу 5.1.

6. Сделайте вывод: (о способе регулировки напряжения постоянного тока при помощи реостата и измерили напряжение источника тока на входе в потенциометр (входное напряжение U1) и на выходе из потенциометра (выходное напряжение U2).

Источник:

https://multiurok.ru/index.php/files/izmerenie-i-regulirovanie-napriazheniia.html?login=ok




8 класс.9. Лабораторная работа "Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала"

Цель: выявить зависимость электрического сопротивления проводника от его длины l, площади поперечного сечения S и материала (удельного сопротивления ρ).

Оборудование: источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, набор проволочных резисторов различной длины, сечения, материала (набор резисторов  )

https://rutube.ru/video/0bcbf2ea2b731c2cd9b95e0649766881/?r=plwd

Краткие сведения из теории

Свойства проводника ограничивать силу тока называют его электрическим сопротивлением

Эту величину R называют электрическим сопротивлением проводника. Электрическое сопротивление измеряется в Омах. Электрическим сопротивлением 1 Ом обладает такой участок цепи, на котором при силе тока 1 А напряжение равно 1 В:

Опыт показывает, что электрическое сопротивление проводника прямо пропорционально его длине l и обратно пропорционально площади S поперечного сечения проводника:

 .

Постоянный для данного вещества параметр ρ называется удельным электрическим сопротивлением вещества. Удельное сопротивление измеряется в  .


Порядок выполнения работы:

1. Соберите цепь, состоящую из последовательно соединенных источника тока, ключа, резистора (резистор будет меняться в зависимости от задания), амперметра. Не забывайте соблюдать полярность при подключении амперметра и вольтметра к цепи.

2. Рассчитайте цену деления и погрешность измерительных приборов. Запишите значения в тетрадь.

3. Начертите в тетради таблицу, в которую будете записывать значения физических величин, измеренных и вычисленных в ходе выполнения лабораторной работы.( в скобках не пишем)

Вид проволочного резистора :проводник

I, А

Вид проволочного резистора: проводник

I, А

Вид проволочного резистора: проводник

I, А

с большей длиной проволоки

(А резистора III)


с проволокой большего поперечного сечения (R1 резистора I)


с большим удельным сопротивлением

(А резистора II)


со средней длиной проволоки

(Б резистора III)


с проволокой среднего поперечного сечения (R2 резистора I)


со среднем удельным сопротивлением

(А резистора II)


с малой длиной проволоки

(В резистора III)


с проволокой меньшего поперечного сечения (R3 резистора I


с меньшим удельным сопротивлением

(Б резистора II)



4. Проведение опытов:

а) Опыт №1 по определению зависимости электрического сопротивления проводника от его длины l (использовать резистор IIIρlS):

  • Подключите в цепь проводник (А резистора III ) с разными длинами проволоки. Определите экспериментально с помощью амперметра силу тока I в цепи, запишите показания прибора в таблицу с учетом погрешности

  • Сделайте вывод о зависимости электрического сопротивления проводника от его длины.

б) Опыт №2 по определению зависимости электрического сопротивления от площади поперечного сечения S проводника (использовать резистор I ):

  • Замените резистор в предыдущей цепи на проводник с проволокой другого сечения (R1 резистора I ). Определите экспериментально с помощью амперметра силу тока I в цепи, запишите показания приборов в таблицу. с учетом погрешности

  • Сделайте вывод о зависимости электрического сопротивления проводника от его длины.

в) Опыт №3 по определению зависимости электрического сопротивления проводника от его удельного сопротивления ρ (использовать резистор IIρlS):

  • Замените резистор в предыдущей цепи на проводник с проволокой другого удельного сопротивления (Б резистора II ). Определите экспериментально с помощью амперметра силу тока I в цепи, и запишите показания приборов в таблицу с учетом погрешности.

  • Сделайте вывод о зависимости электрического сопротивления проводника от рода материала (его удельного сопротивления).

5.Запишите вывод о проделанной работе.


6.Проведите решение задач:

  • Реостат сопротивлением 21 Ом изготовлен из никелиновой проволоки. Какова длина проволоки. Если площадь сечения 0,5 мм2


  • Проводник длиной 11м и сечением 0,1 мм2 имеет сопротивление 55Ом. Из какого материала изготовлен проводник.














Источник:

1.https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-po-teme-zavisimost-elektricheskogo-soprotivleniya-provodnika-ot-ego-dliny-ploshadi-poperechnogo-secheniya-i-7033548.html

2.https://rutube.ru/video/0bcbf2ea2b731c2cd9b95e0649766881/?r=plwd










8 класс.10. Лабораторная работа "Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе"

Цель: Провести исследование и выяснить, как сила тока, идущего через резистор, зависит от сопротивления резистора и напряжения на резисторе

Оборудование:

  • источник питания — гальванический элемент; 

  • резисторы, имеющие сопротивление 1, 2, 4 Ом; 

  • амперметр; 

  • вольтметр; 

  • ключ;

  • соединительные провода.

  • https://lesson.edu.ru/Автор: Симонова О.

https://rutube.ru/video/9e11cb54cbd2cb7fad27f4d139c52464/?r=plwd

Ход работы:

Подготовь таблицу

U

I

R,Ом

1




2




3




2. Проведи исследование и выясни, как сила тока, идущего через резистор, зависит от сопротивления резистора. https://vkvideo.ru/video-23918035_159543981?ref_domain=yastatic.net

1)Собери цепь, соединив последовательно источник питания, амперметр, резистор сопротивлением 1 Ом и ключ. Подключи вольтметр к резистору.

2)Измерь силу тока в цепи. Запиши полученные значения в таблицу.

3)Собери цепь, включив в нее резистор, сопротивление которого 2 Ом. Повтори измерения. Полученные результаты запиши в таблицу.

4)Собери цепь, включив в нее резистор, сопротивление которого 4 Ом. Повтори измерения. Полученные результаты запиши в таблицу

3. Проведи исследование и выясни, как сила тока, идущего через резистор, зависит от напряжения на резисторе. https://vkvideo.ru/video-88693796_456239955?ref_domain=yastatic.net

U

I

R,Ом

1




2




3





1)Собери цепь, соединив последовательно один гальванический элемент, амперметр, резистор сопротивлением 2 Ом и ключ. Подключи вольтметр к резистору.

2)Собери цепь, включив в нее последовательно два гальванических элемента, увеличив напряжение, подаваемое на резистор.Измерь силу тока. Запиши полученные результаты в таблицу.

3)Собери цепь, включив в нее последовательно три гальванических элемента, увеличив напряжение, подаваемое на резистор. Измерь силу тока. Запиши полученные результаты в
таблицу. По результатам измерений построй график зависимости силы тока от напряжения, подаваемого на резисторе.

Сделай соответствующий вывод.




8 класс.11. Лабораторная работа "Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов"

Цепь: Измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых резисторов, и сравнить его с напряжением на концах каждого резистора.

Оборудование

Источник питания, резисторы – 2 шт., низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода.

https://efizika.ru/html5/148/index.html

Ход работы

1. Соединим источник питания, низковольтную лампу, резисторы и ключ последовательно и замкнем цепь;

2. Измерим напряжения U1 и U2 для каждого резистора по следующим схемам;


3. Измерим напряжение U на участке цепи, состоящем из двух резисторов;


4. Запишем в таблицу показания вольтметра с учётом абсолютной погрешности U1, U2 и U

Напряжение U1, В

Напряжение U2, В

Напряжение U, В




5. Вычислим сумму напряжений по формуле для электрической цепи при параллельном соединении проводников:

U= U1+ U2

6.Сравнив полученное значение напряжения U, подтвердите гипотезу, что сумма напряжений на каждом из резисторов равна напряжению на всем участке цепи.

7. Сделайте Вывод о закономерности для напряжений при последовательном соединении проводников





Источник:

1.Физика, 8 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.234







8 класс.12. Лабораторная работа "Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов"


Цель: выявить закономерности для силы тока при параллельном соединения проводников

Оборудование:

Источник питания, резисторы – 2 шт., низковольтная лампа на подставке, амперметр, ключ, соединительные провода.

Ход работы.

1.Начертите схему из: источника тока, амперметра, двух резисторов, соединённых параллельно и ключа. Амперметр изобразите для измерения общего тока (Iобщ), для измерения токов в ветвях (I1 и I2 )

2.Вычислите и запишите цену деления амперметра: С = -----------


I1

I2

Iобщ

Сумма токов

 

 









3.Соберите цепь. После проверки, замкните цепь. Измерьте силу тока до разветвления и запишите результат измерений в таблицу.

4.Подключите амперметр в первую ветвь: для этого сделайте разрыв в цепи этой ветви и включите туда амперметр (как в схеме), соблюдая полярность. Снова измерьте силу тока, запишите результат измерения в таблицу

5.Подключите аналогично амперметр во вторую ветвь, измерьте силу тока, запишите результат измерения в таблицу

6.Найдите сумму сил токов и сравните её с силой тока во всей цепи

7.Анализируя полученные результаты, сделайте вывод о справедливости закона токов при параллельном соединении резисторов



Источник:

https://lesson.edu.ru/lesson/e5ec98e1-c2a9-4cb2-b9c7-ffa31a1f7028?backUrl=%2F03%2F08%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%2522%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B0%2520%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2520%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25BB%25D1%258B%2520%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%2520%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%2520%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B8%2520%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%2522













8 класс.13. Лабораторная работа "Определение работы и мощности электрического тока"


Цель: Научиться определять мощность и работу тока в лампе(на резисторе) , ис­пользуя амперметр, вольтметр и часы.

Оборудование:

Источник питания, низковольтная лампа на подставке или резистор, вольтметр, ампер­метр, ключ, соединительные провода, секундомер (или часы с секундной стрелкой).

( симулятор https://lesson.edu.ru/lesson/8c9ccaef-0c65-4ef1-bffa-e223ac4c077c?backUrl=%2F03%2F08%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%2522%25D0%259E%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%258B%2520%25D0%25B8%2520%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2589%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%2520%25D1%258D%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%2520%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25B0%2522)


Ход работы:

  1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, со­единив все последовательно.

  2. Измерьте вольтметром напряжение на лампе.

  3. Начертите в тетради схему собранной цепи и запишите показания при­боров.

U,В

I.А

t.с

Р,Вт

А,Дж







  1. Вычислите мощность тока в лампе. Р = U·I

  2. Заметьте время включения и выключения лампы. По времени ее горе­ния и мощности определите работу тока в лампе. А = Р·t,

  3. Проверьте, совпадет ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадут, объясните причину этого.

  4. Сделайте вывод












Источник:

1.Физика, 8 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение». 2013 г, стр.238

2. https://lesson.edu.ru/lesson/8c9ccaef-0c65-4ef1-bffa-e223ac4c077c?backUrl=%2F03%2F08%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%2522%25D0%259E%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%258B%2520%25D0%25B8%2520%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2589%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%2520%25D1%258D%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%2520%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25B0%2522



8 класс.14. Урок-исследование "Изучение полей постоянных магнитов".

Цель: исследовать свойства постоянных магнитов

Оборудование: набор «Магнетизм»

Ход работы:

Опыт № 1: Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами

материал

расстояние при взаимодействии, см

1

Ручка (пластмасса)


2

Ластик (резина)


3

Кнопка (металл)


Опыт №2: Изучение магнитных взаимодействий

1. Подвесить магнит на нитке.

2. Второй магнит поднести к первому одноименным полюсом. Записать увиденное.

3.Поднести к подвешенному магниту, второй магнит противоположным полюсом. Записать увиденное.

Опыт № 3: Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов

1. Положите полосовой магнит на поверхность стола. Поставьте сверху прозрачную коробочку с металлическими опилками. Постучите слегка по коробочке, пронаблюдайте распределение металлических опилок относительно полосового магнита. Зарисуйте полученную картину. Отметьте на рисунке точки с максимальным магнитным полем (точка А) и минимальным магнитным полем (точка В).

2. Проведите опыт п.1 с дугообразным магнитом.

Опыт № 4: Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов

1. Положите два полосовых магнита на поверхность стола, развернув их друг другу одноименными полюсами. Поставьте сверху прозрачную коробочку на промежуток между магнитами. Постучите слегка сверху и пронаблюдайте распределение металлических опилок относительно магнитов. Зарисуйте полученную картину.

2. Повторить п.1 развернув магниты разноименными полюсами.

Выполни тест:

1. Постоянный магнит - это

  1. тело, сохраняющее свою намагниченность длительное время

  2. намагниченное тело, которое притягивает к себе железные предметы

  3. сильно намагниченное тело

  4. т ело из закаленной стали или специального сплава, которое хорошо намагничивается

2 . Какая из приведенных на рисунке картин магнитных линий магнитного поля соответствует случаю взаимодействия одноименных полюсов магнитов?

4. На рисунке представлены картины магнитных полей между полюсами магнитов. На какой из них слева находится северный полюс?

5 . Как взаимодействуют разноименные полюсы магнитов?

притягиваются друг к другу

притягиваются друг к другу только при очень малом расстоянии между ними

не реагируют на присутствие друг друга

отталкиваются друг от друга

6. Правильное положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита изображено на рисунке

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/postoiannye-magnity-ikh-vzaimodeistvie-urok-issled.html


8 класс.15. Лабораторная работа "Изучение действия магнитного поля на проводник с током"


Цель работы:

Изучить действие магнитного поля на проводник с током

Оборудование и материалы:

  • источник тока

  • реостат либо резистор

  • катушка

  • ключ

  • соединительные провода

  • штатив

  • полосовой постоянный магнит

  • фотоаппарат

Ход работы

  1. Соедините последовательно источник тока, катушку, реостат и разомкнутый ключ. Передвиньте ползунок реостата примерно на 1/3 от положения с минимальным сопротивлением. Катушку необходимо подвесить на лапку штатива.

  2. Получите разрешение учителя и замкните ключ.

  3. Проведите 2 опыта:
    Опыт №1. Возьмите магнит и поднесите его к торцевой стороне катушки северным полюсом. Наблюдайте взаимодействие магнита и катушки.
    Опыт №2. Поднесите магнит к той же торцевой стороне катушки южным полюсом. Наблюдайте взаимодействие магнита и катушки.
    Разомкните ключ. Поменяйте полярность источника тока. Замкните ключ. Направление тока в цепи поменяется на противоположное.

  4. Проведите ещё 2 опыта:
    Опыт №3. Возьмите магнит и поднесите его к той же торцевой стороне катушки северным полюсом. Наблюдайте взаимодействие магнита и катушки.
    Опыт №4. Поднесите магнит к той же торцевой стороне катушки южным полюсом. Наблюдайте взаимодействие магнита и катушки.

  5. Сформулируйте вывод о влиянии магнитного поля на проводник.


Источник:

https://globallab.ru/ru/project/list/df029659-9271-4ec0-8921-0f4a2d0f2235/investigation






8 класс.16. Лабораторная работа "Конструирование и изучение работы электродвигателя"

Цель

Ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя

Оборудование

Модель электродвигателя, источник питания, ключ, соединительные провода.

Индуктор – электромагнит, создающий магнитное поле, в котором вращается якорь.

Якорь - подвижная часть электродвигателя.

Ход работы

1. Основные причины, почему не работает электродвигатель:

1) Отсутствие контакта щеток с полукольцами;

2) Возник обрыв цепи.

3) Повреждение обмотки якоря;

Если в первых двух случаях вы вполне способны справится самостоятельно, но в случае обрыва обмотки нужно обратиться к преподавателю. Перед включением двигателя следует убедиться, что его якорь может свободно вращаться и ему ничего не мешает, иначе при включении электродвигатель будет издавать характерное гудение, но вращаться не будет.

2. При изменении направления тока в цепи, двигатель вращается в противоположную сторону.

• Вывод: в ходе данной лабораторной работы мы ознакомились с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.


Дополнительное задание*: Сконструировать машину, способную передвигаться за счет работы электродвигателя.

Источник:
https://rutube.ru/video/6dc355faba688b101b18d22e50a23d5d/?r=plwd


3