СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты лабораторных работ учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 10-11 классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

инструкции к лабораторным урокам по физике для 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Тексты лабораторных работ учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 10-11 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство науки и образования Алтайского края

Комитет образования города Барнаула

МБОУ "СОШ №118"



РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

________________________


от «22» августа 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_________Абросимова А.К.

______________________ от «23» августа 2024 г.




Тексты

лабораторных работ

учебного предмета «Физика. Базовый уровень»

для обучающихся 10-11 классов












Барнаул 2024






  1. Используемые источники при составлении материалов

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480);

- Рабочая программа учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 10-11 классов-2024г;

Наименование лабораторных работ 10 класс


Тема работы

Лабораторная работа «Исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения резинового жгута»

Лабораторная работа «Исследование зависимости между параметрами состояния разреженного газа»

Лабораторная работа "Измерение электроёмкости конденсатора"

Лабораторная работа «Изучение смешанного соединения резисторов»

Лабораторная работа «Измерение ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления»

Наименование лабораторных работ 11 класс


Тема работы

  1. 1.

Лабораторная работа «Изучение магнитного поля катушки с током»

Лабораторная работа «Исследование действия постоянного магнита на рамку с током»

Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа «Исследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза»

Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа «Исследование свойств изображений в линзах»

Лабораторная работа «Наблюдение дисперсии света»




10 класс. 1. Лабораторная работа «Исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения пружины (резинового жгута)»

Цель: найти связь между работой силы тяжести и изменением потенциальной энергии тела.

№ п/п

m, кг

k, Н/м

h1, м

h2, м

S, м

AFтяж, Дж

x, м

ΔЕп, Дж

Сравнение

1










Оборудование: линейка, динамометр, штатив, грузы массой 100 г, нит

Ход работы.

1 Подвесьте груз на пружину. Измерьте деформацию пружины в положении равновесия. Определите жёсткость пружины, разделив силу тяжести груза на деформацию пружины в положении равновесия под действием силы тяжести.

2. Поднимите груз на высоту h1, до крючка, измерьте h1.

3   Отпустите груз. Он упадёт до высоты h2 , измерьте её. При этом, перемещение тела под действием силы тяжести равно  S=h = h1 – h2.

4. Работа силы тяжести на этом участке будет равна:

A = FтяжScosα = mgh = mg(h1 – h2), где cosα=1

5. Вычислите работу силы тяжести, запишите в таблицу.
6. Измерьте удлинение пружины х под действием груза, ll 0 = x

7. Вычислите значение потенциальной энергии Е2=kx2/2
8. Найдите изменение потенциальной энергии: Δ Еп = 0 - kx2/2.

9. Сравните A (Fтяж) и Δ Еп

10. Сделайте вывод по цели работы ( о связи работы силы и изменении механической энергии).



Источник:

https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-1-10-kl-issledovanie-svyazi-raboty-sily-s-izmeneniem-mehanicheskoj-energii-tela-na-primere-rastyazheniya-pr-7378653.html

10 класс.2 Лабораторная работа «Исследование зависимости между параметрами состояния разреженного газа»

Цель работы: экспериментальным путем проверить верность закона Бойля – Мариотта (доказать постоянство произззведения PV).

Виртуальная лаборатория «Изучение изотермического процесса в газах» - http://efizika.ru/html5/24/index.html.

Установка моделирует лабораторную работу «Изучение изотермического процесса в газах».

Ход работы
    1. Запустить виртуальный стенд - http://efizika.ru/html5/24/index.html.

    1. Установить начальные параметры газа: давление  , температуру   и объем  .

    2. Выбрать для исследования газ из пяти возможных: воздух, ацетилен, метан, аргон, углекислый газ.

    3. Нажать на кнопку «Пуск» для начала нагревания газа.

    4. При достижении кратных температур или давлений останавливать нагрев кнопкой «Пауза».

    5. Снять показания установившегося объёма газа   и давления   и найти произведение  .

    6. Продолжить нагрев, нажав на кнопку «Пуск».

    7. Вновь останавливать нагрев кнопкой «Пауза».

    8. Записать значения конечного объёма   при увеличении давления  .

    9. Найти произведение   и убедиться в их примерном равенстве, т.е. в справедливости закона Бойля-Мариотта.

11.Определить оценку

абсолютной и относительной погрешностей измерения.

    1. Данные исследования занести в таблицу.




№, п/п

Газ

М,

кг/моль (молярная масса)

m, кг (масса газа)

Начальные показатели

  кПа (давление)

  м3 (объем)

 , С (температура по Цельсию)

 , К

(температура Кельвина)

1

Воздух

0,029

0,001

84,05

0,001

20


2

Метан

0,016

0,001

152,34

0,001

20




Конечные показатели

кПа м3

кПа м3

  кПа (давление)

  м3 (объем)

 , С (температура по Цельсию)

 , К

(температура Кельвина)

60,034

0,0014

20




112,012

0,00136

20




    1. Сформулировать выводы.

Контрольные вопросы

1. Записать уравнение состояния идеального газа.

2. Объяснить в чем состоит суть закона Бойля – Мариотта.

3. Каким физиком было получено уравнение устанавливающее связь между давлением, объёмом и температурой газа? Записать это уравнение.

4. Почему мы не можем пренебречь кинетической энергией молекул, когда рассматриваем идеальный газ?

5. Зарисовать график изотермического процесса, и рассказать в чем его отличие от других изопроцессов.










10 класс.3 Лабораторная работа "Измерение электроёмкости конденсатора"

Цель

Сконструировать плоский конденсатор

Оборудование:

пластинки металличе­ские — 2 шт.; пластинка стеклянная; штангенциркуль; линей­ка измерительная.

Ход работы:

1. Соберите из двух металлических пластин и одной стеклянной плоский конденсатор. Сделайте схематический чертеж.

2. Разберите плоский конденсатор, измерьте длину а и ширину b металлической пластины линейкой.

3. Абсолютную погрешность измерений длины   и ширины   полагают равной 1 мм.

4. Рассчитайте площадь пластин:   .

5. Измерьте штангенциркулем толщину стеклянной пластины d.

6. Абсолютная погрешность измерения толщины штангенциркулем   .

7. Табличное значение относительной диэлектрической проницаемости стек­лянной пластинки   .

8. Рассчитайте электроемкость плоского конденсатора с диэлектри­ком по формуле:

 , где   .

9. Результаты измерений и вычислений в таблице:

 , м

b, м

 ,м2

 м

С, Ф

10. Вычислите относительную погрешность косвенного измерения электроемкости:

 .

11. Вычислите абсолютную погрешность:   .

12. Окончательный результат представьте в виде:   

13. Сделайте вывод

14. Ответы на контрольные вопросы:

  • Как изменится электроемкость плоского конденсатора в проделанном эксперименте, если между металлическими пластинами положить две стеклянные пластины?

  • Как соединили два одинаковых конденсатора, если ёмкость увеличилась в два раза?

  • По какой формуле рассчитывают энергию электростатического поля в конденсаторе?

  • Найти энергию электростатического поля в конденсаторе, изученном в данной лабораторной работе.*

 


























Источник.

  1. Касьянов В.А. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2019, стр. 462.

  2. https://globallab.ru/ru/project/list/3aa98d6f-3b66-47de-9a5b-25c9d23388f3/investigation







10 класс.4 Лабораторная работа «Изучение смешанного соединения резисторов»


Цель:

Проверить правила распределения токов и напряжений при смешанном соединении резисторов.

Оборудование:

  • источник тока (батарейка)

  • ключ

  • 3 резистора известного сопротивления

  • соединительные провода

  • вольтметр

  • амперметр

  • цифровая лаборатория с программным обеспечением и датчиками напряжения и силы тока (по желанию)

Ход работы

  1. При выполнении работы вместо амперметра и вольтметра можно использовать датчики силы тока и напряжения.

  2. Соберите цепь, состоящую из источника тока, ключа, амперметра и трёх резисторов, соединённых параллельно (R2 и R3) и последовательно R1, как показано на схеме:

 Замкните ключ и измерьте силу тока в цепи I1.

  1. Подключите вольтметр к точкам 1 и 2 и измерьте напряжение U1-2 на резисторе R1.

  2. Пользуясь законом Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление R1. Сравните полученный результат со значением сопротивления, указанного на платформе резистора.

  3. Подключите вольтметр к точкам 3 и 4 и измерьте напряжение U3-4 на участке параллельного соединения R2 и R3.

  4. Пользуясь законом Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление участка R2-3.

  5. Подключите вольтметр к точкам 1 и 4. Измерьте напряжение U1-4 на всём участке.

  6. Пользуясь законом Ома для участка цепи, рассчитайте общее сопротивление участка R1-3.

  7. Проверьте справедливость правила для напряжений при последовательном соединении:
                                                        U1-4 = U1-2 + U3-4

  8. Проверьте справедливость правила для сопротивлений при последовательном соединении:
                                                        R1-3 = R1 + R2-3

  9. Подключите амперметр последовательно с резистором R2 и измерьте силу протекающего через него тока I2.

  10. Рассчитайте сопротивление R2. Сравните полученный результат с действительным значением сопротивления.

  11. Подключите амперметр последовательно с резистором R3 и измерьте силу протекающего через него тока I3.

  12. Рассчитайте сопротивление R3. Сравните полученный результат с действительным значением сопротивления.

  13. Проверьте справедливость правила для силы тока при параллельном соединении:
                                                           I1 = I2 + I3

Сделайте вывод.


Источник:

https://globallab.ru/ru/project/list/2aea103e-006b-4cf0-91ee-f08a6844f445/investigation





10 класс. 5. Лабораторная работа «Измерение ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления

Цель

Измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока с помощью амперметра и вольтметра.

Оборудование

  • источник тока (батарейка)

  • амперметр

  • вольтметр

  • цифровая лаборатория с программным обеспечением и датчиками силы тока и напряжения (по желанию)

  • резистор

  • ключ

  • соединительные провода

Обоснование

Для определения ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления воспользуемся законом Ома для полной цепи.

Ход работы

  1. При выполнении работы вместо амперметра и вольтметра вы можете использовать датчики силы тока и напряжения.

  2. Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, резистора и амперметра. Амперметр подключают к источнику тока. Вольтметр подключают непосредственно к выходным гнёздам источника.

  1. При разомкнутом ключе по показаниям вольтметра измерьте ЭДС.

  2. Замкните ключ. Запишите показания амперметра и вольтметра.

Рассчитайте внутреннее сопротивление источника по формуле: r=ε−UI
Сделайте вывод.

Источник:

https://globallab.ru/ru/project/list/278a8844-19de-4dcc-9a85-bfd4cfd6eec9/investigation




11 класс.1. Лабораторная работа «Изучение магнитного поля катушки с током»

Цель:

Убедиться с увеличением силы тока ввкатушке магнитное поле увеличивается

Оборудование:

Источник тока, амперметр. Катушка, сердечник, компас или магнитная стрелка, метал.предметы,реостат (https://efizika.ru/html5/185/index.html)

 1.Соберите электрическую цепь по схеме,


2. С помощью переключателя на адаптере или реостате измените силу тока в цепи и при этом зафиксируйте поведение магнитной стрелки.
3.Заполните таблицу

I.А

Поведение стрелки

Что происходит с магн.полем









4.Внутрь катушки поочередно вводите сердечник ,другие тела или болты и по поведению стрелки компаса отмечайте усиление или ослабление магнитного поля катушки.

5. С помощью компаса определите магнитные полюсы катушки.

Сделайте вывод










11 класс. 2.Лабораторная работа «Исследование действия постоянного магнита на рамку с током»

Цель:

Исследовать действие магнитного поля на рамку с током от силы и направления тока в проводнике

Оборудование:

Источник тока, амперметр. Катушка, сердечник, компас или магнитная стрелка, ,реостат.рамка

Ход работы:

Запишите формулу для расчёта силы Ампера

1.На штативе подвесьте моток из проволоки (рис. 4).

Соберите электрическую цепь согласно рисунку 5.

Подведите к проволоке магнит. Что происходит.

5.Подведите магнит к проволоке другим полюсом.

6.Измените направление тока в мотке проволоки и поднесите к нему магнит сначала одним полюсом, затем другим.

7.Нарисуйте рамку и покажите направления полюсов ее магнитного поля

8.Сделайте вывод.

9..Контрольное задания:

1..Определить силу, с которой однородное магнитное поле действует на проводник длиной 20 см, если сила тока в нем 300 мА, расположенный под углом 45 градусов к вектору магнитной индукции.  Магнитная ндукция составляет 0,5 Тл

2.Проводник с током 5 А находится в магнитном поле с индукцией 10 Тл. 
Определить длину проводника, если магнитное поле действует на него с силой 20Н и перпендикулярно проводнику.
3.Определить силу тока в проводнике длиной 20 см, расположенному перпендикулярно силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,06 Тл, если на него со стороны  магнитного поля действует сила 0,48 Н.

Источник: https://efizika.ru/html5/37/index.html




11 класс. 3. Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции»

Цель: исследовать явление электромагнитной индукции.

Ход работы

Часть 1:

Схема опытов (рисовать не надо) Sюжный полюс магнита, Nсеверный полюс.

Продолжите фразы по результатам опытов

  1. Приборы для проведения эксперимента…

  2. Электрический ток создается ….

  3. Если магнит неподвижен относительно катушки или вращается внутри катушки, то …

  4. Направление тока зависит от….

Часть 2. Установите соответствие

  1. Скорость движения магнита относительно катушки влияет

  2. Приближение магнита северным или южным полюсом к катушке влияет

А. на направление тока

Б. на величину тока

В. не оказывает влияния на ток

Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопросы 5, 6

  1. Верна ли фраза «В любом замкнутом контуре с помощью магнитного поля можно получить индукционный электрический ток»?

  2. В каких случаях возникает индукционный электрический ток и почему?

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Часть 4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка

Одновременно с Фарадеем и независимо от него опыты «по превращению__________(А) в______(Б)» проводили и другие физики. В одном из случаев опыт состоял в следующем: концы_________(В) замыкались на миллиамперметр (прибор для измерения силы тока), который был вынесен в соседнюю комнату. Исследователь вдвигал___________(Г) в катушку и шел смотреть показания миллиамперметра – стрелка_________(Д).

Список слов и словосочетаний:

1. катушка 2. магнит 3. электричество 4. двигалась 5. оставалась неподвижной 6. магнетизм

Запишите в тетрадь выбранные цифры под соответствующими буквами.

А - Б – В – Г - Д-

Была ли допущена ошибка в постановке опыта? Запишите ответ на вопрос в тетрадь

Контрольные вопросы
  1. В чем заключается явление электромагнитной индукции?

  2. Какой ток называют индукционным?

  3. Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Какой формулой он описывается?

  4. Как формулируется правило Ленца?


Источник

https://kopilkaurokov.ru/fizika/uroki/laboratornye_raboty_po_teme_magnitnoe_pole

















11 класс. 4.Лабораторная работа «Исследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза»

Цель: исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от параметров колебательной системы.

Оборудование: точка подвеса, 2 нити разной длины (50 см и 100 см), 2 шарика разной массы (50 г и 100 г), секундомер (симулятор

Гипотеза эксперимента

Период при малых углах колебаний груза на нити ___________ от длины нити и ____________ от массы груза.

Проведение эксперимента

  1. Закрепите нить длиной l1 с грузом m1 в лапке штатива. Штатив поставьте так, чтобы конец лапки выступал за край поверхности стола.

  2. Отклоните груз на 5см от положения равновесия, отпустите его и измерьте время, за которое груз совершит N =____ полных колебаний.

  3. Вычислите период колебаний по формуле T = t/N

  4. Укоротите длину нити (l2) в два раза. Измерьте время, за которое маятник совершит то же число полных колебаний. Вычислите вновь период.

  5. Укоротите нить еще в два раза (l3). Вновь для того же числа колебаний вычислите период.

  6. Повторите шаги 1-5 для маятника с грузом m2.

  7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Вывод:

К онтрольные вопросы:

  1. Определите период

  2. Определите частоту

  3. Определите амплитуду

  4. Определите циклическую частоту

  5. Каким уравнением описывается колебание маятника на графике

Источник: https://lesson.edu.ru/lesson/77d9c8d3-5836-41cf-8e55-790f5afc433e?backUrl=%2F03%2F11 )


11 класс. 5.Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

Контрольный вопрос.

Источник:

  1. Физика, 11 класс/ Мякишев Г.Л., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. под редакцией Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», стр. 417

  2. https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-4-izmerenie-pokazatelya-prelomleniya-stekla-5632653.html



  1. 2 тип работы: https://lesson.edu.ru/lesson/de4d3ff8-a15b-4de0-a7ec-32a172453bad









11 класс. 6.Лабораторная работа «Исследование свойств изображений в линзах»

Цель: определить характеристики изображения в зависимости от расстояния от предмета до линзы.

Оборудование: линза собирающая, линза рассеивающая, предмет.
Ход работы:
1.Расположите предмет за двойным фокусом собирающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 2F.
2.Расположите предмет между фокусом и двойным фокусом собирающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для 2F d F.
3.Расположите предмет между линзой и фокусом собирающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 4.Расположите предмет за двойным фокусом рассеивающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 2F.
5.Расположите предмет между фокусом и двойным фокусом рассеивающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для 2F d F.
6.Расположите предмет между линзой и фокусом рассеивающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 7.Сделайте вывод.
Таблица 1


Собирающая линза

Рассеивающая линза

d 2F







2F d F







d








Источник:

  1. https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskaia-razrabotka-tsifrovogho-uroka-po-fizikie-v-11-klassie-na-tiemu-s.html

  2. https://lesson.edu.ru/lesson/27c714e0-cbda-48b1-84b3-4f6754fe6413?backUrl=%2F03%2F11%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25C2%25AB%25D0%2598%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%2520%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D0%25B2%2520%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2585%25C2%25BB%2520

симулятор

2 тип.








11 класс. 7.Лабораторная работа «Наблюдение дисперсии света»


Цель: Пронаблюдать явление дисперсии света, следуя инструкции.

Подготовка Возьми небольшой кусок картона, который можно будет согнуть и поставить вертикально. С помощью ножниц или канцелярского ножа сделай узкую прорезь в картоне, которая будет служить щелью. Прорезь должна быть как можно уже! (Можно взять готовую щель из лабораторного оборудования, но, скорее всего, она будет слишком широкой.)

Источник света Поставь изготовленную щель вертикально и размести за ней источник света, лучше всего — фонарь телефона. Проблема в том, что чем шире щель, тем сильнее будет расходиться луч, а чем она уже, тем меньше света будет через нее проходить, поэтому источник должен быть ярким. Но можно попробовать и лампу накаливания (при достаточном затемнении в помещении).

Преломление в призме Размести на пути луча треугольную призму (она может выглядеть по-разному). Луч преломится к основанию призмы. Если повезет, ты заметишь, что на некотором расстоянии от призмы луч стал не белым, а с некоторым оттенком.

Наблюдение спектра Удобнее наблюдать появление оттенков луча на вертикальном экране.

Формулировка гипотезы Откуда же взялись цвета радуги? 

Проверка гипотезы

Вывод

1.https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2024/12/26/urok-issledovanie-seriya-tvorcheskaya-laboratoriya

2. https://lesson.edu.ru/lesson/8d43b657-17b4-4db2-9d58-dbb2e29a862c?backUrl=%2F03%2F11%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25C2%25AB%25D0%259D%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BB%25D1%258E%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B8%2520%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B0%25C2%25BB