МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и образования Алтайского края
Комитет образования города Барнаула
МБОУ "СОШ №118"
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом ________________________ от «22» августа 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________Абросимова А.К. ______________________ от «23» августа 2024 г. |
Тексты
лабораторных работ
учебного предмета «Физика. Базовый уровень»
для обучающихся 10-11 классов
Барнаул 2024
Используемые источники при составлении материалов
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07. 06. 2012 г. N 24480);
- Рабочая программа учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 10-11 классов-2024г;
Наименование лабораторных работ 10 класс
| Тема работы |
| Лабораторная работа «Исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения резинового жгута» |
| Лабораторная работа «Исследование зависимости между параметрами состояния разреженного газа» |
| Лабораторная работа "Измерение электроёмкости конденсатора" |
| Лабораторная работа «Изучение смешанного соединения резисторов» |
| Лабораторная работа «Измерение ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления» |
Наименование лабораторных работ 11 класс
| Тема работы |
1. | Лабораторная работа «Изучение магнитного поля катушки с током» |
| Лабораторная работа «Исследование действия постоянного магнита на рамку с током» |
| Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции» |
| Лабораторная работа «Исследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза» |
| Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла» |
| Лабораторная работа «Исследование свойств изображений в линзах» |
| Лабораторная работа «Наблюдение дисперсии света» |
10 класс. 1. Лабораторная работа «Исследование связи работы силы с изменением механической энергии тела на примере растяжения пружины (резинового жгута)»
Цель: найти связь между работой силы тяжести и изменением потенциальной энергии тела.
№ п/п | m, кг | k, Н/м | h1, м | h2, м | S, м | AFтяж, Дж | x, м | ΔЕп, Дж | Сравнение |
1 | | | | | | | | | |
Оборудование: линейка, динамометр, штатив, грузы массой 100 г, нит
Ход работы.
1 Подвесьте груз на пружину. Измерьте деформацию пружины в положении равновесия. Определите жёсткость пружины, разделив силу тяжести груза на деформацию пружины в положении равновесия под действием силы тяжести.
2. Поднимите груз на высоту h1, до крючка, измерьте h1.
3 Отпустите груз. Он упадёт до высоты h2 , измерьте её. При этом, перемещение тела под действием силы тяжести равно S=h = h1 – h2.
4. Работа силы тяжести на этом участке будет равна:
A = FтяжScosα = mgh = mg(h1 – h2), где cosα=1
5. Вычислите работу силы тяжести, запишите в таблицу.
6. Измерьте удлинение пружины х под действием груза, l – l 0 = x
7. Вычислите значение потенциальной энергии Е2=kx2/2
8. Найдите изменение потенциальной энергии: Δ Еп = 0 - kx2/2.
9. Сравните A (Fтяж) и Δ Еп
10. Сделайте вывод по цели работы ( о связи работы силы и изменении механической энергии).
Источник:
https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-1-10-kl-issledovanie-svyazi-raboty-sily-s-izmeneniem-mehanicheskoj-energii-tela-na-primere-rastyazheniya-pr-7378653.html
10 класс.2 Лабораторная работа «Исследование зависимости между параметрами состояния разреженного газа»
Цель работы: экспериментальным путем проверить верность закона Бойля – Мариотта (доказать постоянство произззведения PV).
Виртуальная лаборатория «Изучение изотермического процесса в газах» - http://efizika.ru/html5/24/index.html.
Установка моделирует лабораторную работу «Изучение изотермического процесса в газах».
Ход работы
Запустить виртуальный стенд - http://efizika.ru/html5/24/index.html.
Установить начальные параметры газа: давление
, температуру
и объем
.
Выбрать для исследования газ из пяти возможных: воздух, ацетилен, метан, аргон, углекислый газ.
Нажать на кнопку «Пуск» для начала нагревания газа.
При достижении кратных температур или давлений останавливать нагрев кнопкой «Пауза».
Снять показания установившегося объёма газа
и давления
и найти произведение
.
Продолжить нагрев, нажав на кнопку «Пуск».
Вновь останавливать нагрев кнопкой «Пауза».
Записать значения конечного объёма
при увеличении давления
.
Найти произведение
и убедиться в их примерном равенстве, т.е. в справедливости закона Бойля-Мариотта.
11.Определить оценку
абсолютной и относительной погрешностей измерения.
Данные исследования занести в таблицу.
№, п/п | Газ | М, кг/моль (молярная масса) | m, кг (масса газа) | Начальные показатели |
кПа (давление) | м3 (объем) | , С (температура по Цельсию) | , К (температура Кельвина) |
1 | Воздух | 0,029 | 0,001 | 84,05 | 0,001 | 20 | |
2 | Метан | 0,016 | 0,001 | 152,34 | 0,001 | 20 | |
Конечные показатели | кПа м3 | кПа м3 |
кПа (давление) | м3 (объем) | , С (температура по Цельсию) | , К (температура Кельвина) |
60,034 | 0,0014 | 20 | | | |
112,012 | 0,00136 | 20 | | | |
Сформулировать выводы.
Контрольные вопросы
1. Записать уравнение состояния идеального газа.
2. Объяснить в чем состоит суть закона Бойля – Мариотта.
3. Каким физиком было получено уравнение устанавливающее связь между давлением, объёмом и температурой газа? Записать это уравнение.
4. Почему мы не можем пренебречь кинетической энергией молекул, когда рассматриваем идеальный газ?
5. Зарисовать график изотермического процесса, и рассказать в чем его отличие от других изопроцессов.
10 класс.3 Лабораторная работа "Измерение электроёмкости конденсатора"
Цель
Сконструировать плоский конденсатор
Оборудование:
пластинки металлические — 2 шт.; пластинка стеклянная; штангенциркуль; линейка измерительная.
Ход работы:
1. Соберите из двух металлических пластин и одной стеклянной плоский конденсатор. Сделайте схематический чертеж.
2. Разберите плоский конденсатор, измерьте длину а и ширину b металлической пластины линейкой.
3. Абсолютную погрешность измерений длины
и ширины
полагают равной 1 мм.
4. Рассчитайте площадь пластин:
.
5. Измерьте штангенциркулем толщину стеклянной пластины d.
6. Абсолютная погрешность измерения толщины штангенциркулем
.
7. Табличное значение относительной диэлектрической проницаемости стеклянной пластинки
.
8. Рассчитайте электроемкость плоского конденсатора с диэлектриком по формуле:
, где
.
9. Результаты измерений и вычислений в таблице:
10. Вычислите относительную погрешность косвенного измерения электроемкости:
.
11. Вычислите абсолютную погрешность:
.
12. Окончательный результат представьте в виде:
13. Сделайте вывод
14. Ответы на контрольные вопросы:
Как изменится электроемкость плоского конденсатора в проделанном эксперименте, если между металлическими пластинами положить две стеклянные пластины?
Как соединили два одинаковых конденсатора, если ёмкость увеличилась в два раза?
По какой формуле рассчитывают энергию электростатического поля в конденсаторе?
Найти энергию электростатического поля в конденсаторе, изученном в данной лабораторной работе.*
Источник.
Касьянов В.А. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2019, стр. 462.
https://globallab.ru/ru/project/list/3aa98d6f-3b66-47de-9a5b-25c9d23388f3/investigation
10 класс.4 Лабораторная работа «Изучение смешанного соединения резисторов»
Цель:
Проверить правила распределения токов и напряжений при смешанном соединении резисторов.
Оборудование:
источник тока (батарейка)
ключ
3 резистора известного сопротивления
соединительные провода
вольтметр
амперметр
цифровая лаборатория с программным обеспечением и датчиками напряжения и силы тока (по желанию)
Ход работы
При выполнении работы вместо амперметра и вольтметра можно использовать датчики силы тока и напряжения.
Соберите цепь, состоящую из источника тока, ключа, амперметра и трёх резисторов, соединённых параллельно (R2 и R3) и последовательно R1, как показано на схеме:
Замкните ключ и измерьте силу тока в цепи I1.
Подключите вольтметр к точкам 1 и 2 и измерьте напряжение U1-2 на резисторе R1.
Пользуясь законом Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление R1. Сравните полученный результат со значением сопротивления, указанного на платформе резистора.
Подключите вольтметр к точкам 3 и 4 и измерьте напряжение U3-4 на участке параллельного соединения R2 и R3.
Пользуясь законом Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление участка R2-3.
Подключите вольтметр к точкам 1 и 4. Измерьте напряжение U1-4 на всём участке.
Пользуясь законом Ома для участка цепи, рассчитайте общее сопротивление участка R1-3.
Проверьте справедливость правила для напряжений при последовательном соединении:
U1-4 = U1-2 + U3-4
Проверьте справедливость правила для сопротивлений при последовательном соединении:
R1-3 = R1 + R2-3
Подключите амперметр последовательно с резистором R2 и измерьте силу протекающего через него тока I2.
Рассчитайте сопротивление R2. Сравните полученный результат с действительным значением сопротивления.
Подключите амперметр последовательно с резистором R3 и измерьте силу протекающего через него тока I3.
Рассчитайте сопротивление R3. Сравните полученный результат с действительным значением сопротивления.
Проверьте справедливость правила для силы тока при параллельном соединении:
I1 = I2 + I3
Сделайте вывод.
Источник:
https://globallab.ru/ru/project/list/2aea103e-006b-4cf0-91ee-f08a6844f445/investigation
10 класс. 5. Лабораторная работа «Измерение ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления
Цель
Измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока с помощью амперметра и вольтметра.
Оборудование
источник тока (батарейка)
амперметр
вольтметр
цифровая лаборатория с программным обеспечением и датчиками силы тока и напряжения (по желанию)
резистор
ключ
соединительные провода
Обоснование
Для определения ЭДС источника тока и его внутреннего сопротивления воспользуемся законом Ома для полной цепи.
Ход работы
При выполнении работы вместо амперметра и вольтметра вы можете использовать датчики силы тока и напряжения.
Соберите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, резистора и амперметра. Амперметр подключают к источнику тока. Вольтметр подключают непосредственно к выходным гнёздам источника.
При разомкнутом ключе по показаниям вольтметра измерьте ЭДС.
Замкните ключ. Запишите показания амперметра и вольтметра.
Рассчитайте внутреннее сопротивление источника по формуле: r=ε−UI
Сделайте вывод.
Источник:
https://globallab.ru/ru/project/list/278a8844-19de-4dcc-9a85-bfd4cfd6eec9/investigation
11 класс.1. Лабораторная работа «Изучение магнитного поля катушки с током»
Цель:
Убедиться с увеличением силы тока ввкатушке магнитное поле увеличивается
Оборудование:
Источник тока, амперметр. Катушка, сердечник, компас или магнитная стрелка, метал.предметы,реостат (https://efizika.ru/html5/185/index.html)
1.Соберите электрическую цепь по схеме,
2. С помощью переключателя на адаптере или реостате измените силу тока в цепи и при этом зафиксируйте поведение магнитной стрелки.
3.Заполните таблицу
№ | I.А | Поведение стрелки | Что происходит с магн.полем |
| | | |
| | | |
4.Внутрь катушки поочередно вводите сердечник ,другие тела или болты и по поведению стрелки компаса отмечайте усиление или ослабление магнитного поля катушки.
5. С помощью компаса определите магнитные полюсы катушки.
Сделайте вывод
11 класс. 2.Лабораторная работа «Исследование действия постоянного магнита на рамку с током»
Цель:
Исследовать действие магнитного поля на рамку с током от силы и направления тока в проводнике
Оборудование:
Источник тока, амперметр. Катушка, сердечник, компас или магнитная стрелка, ,реостат.рамка
Ход работы:
Запишите формулу для расчёта силы Ампера
1.На штативе подвесьте моток из проволоки (рис. 4).
Соберите электрическую цепь согласно рисунку 5.
Подведите к проволоке магнит. Что происходит.
5.Подведите магнит к проволоке другим полюсом.
6.Измените направление тока в мотке проволоки и поднесите к нему магнит сначала одним полюсом, затем другим.
7.Нарисуйте рамку и покажите направления полюсов ее магнитного поля
8.Сделайте вывод.
9..Контрольное задания:
1..Определить силу, с которой однородное магнитное поле действует на проводник длиной 20 см, если сила тока в нем 300 мА, расположенный под углом 45 градусов к вектору магнитной индукции. Магнитная ндукция составляет 0,5 Тл
2.Проводник с током 5 А находится в магнитном поле с индукцией 10 Тл.
Определить длину проводника, если магнитное поле действует на него с силой 20Н и перпендикулярно проводнику.
3.Определить силу тока в проводнике длиной 20 см, расположенному перпендикулярно силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,06 Тл, если на него со стороны магнитного поля действует сила 0,48 Н.
Источник: https://efizika.ru/html5/37/index.html
11 класс. 3. Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции»
Цель: исследовать явление электромагнитной индукции.
Ход работы
Часть 1:
Схема опытов (рисовать не надо) S – южный полюс магнита, N – северный полюс.
Продолжите фразы по результатам опытов
Приборы для проведения эксперимента…
Электрический ток создается ….
Если магнит неподвижен относительно катушки или вращается внутри катушки, то …
Направление тока зависит от….
Часть 2. Установите соответствие
Скорость движения магнита относительно катушки влияет Приближение магнита северным или южным полюсом к катушке влияет | А. на направление тока Б. на величину тока В. не оказывает влияния на ток |
Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопросы 5, 6
Верна ли фраза «В любом замкнутом контуре с помощью магнитного поля можно получить индукционный электрический ток»?
В каких случаях возникает индукционный электрический ток и почему?
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Часть 4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка
Одновременно с Фарадеем и независимо от него опыты «по превращению__________(А) в______(Б)» проводили и другие физики. В одном из случаев опыт состоял в следующем: концы_________(В) замыкались на миллиамперметр (прибор для измерения силы тока), который был вынесен в соседнюю комнату. Исследователь вдвигал___________(Г) в катушку и шел смотреть показания миллиамперметра – стрелка_________(Д).
Список слов и словосочетаний:
1. катушка 2. магнит 3. электричество 4. двигалась 5. оставалась неподвижной 6. магнетизм
Запишите в тетрадь выбранные цифры под соответствующими буквами.
А - Б – В – Г - Д-
Была ли допущена ошибка в постановке опыта? Запишите ответ на вопрос в тетрадь
Контрольные вопросы
В чем заключается явление электромагнитной индукции?
Какой ток называют индукционным?
Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Какой формулой он описывается?
Как формулируется правило Ленца?
Источник
https://kopilkaurokov.ru/fizika/uroki/laboratornye_raboty_po_teme_magnitnoe_pole
11 класс. 4.Лабораторная работа «Исследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от длины нити и массы груза»
Цель: исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от параметров колебательной системы.
Оборудование: точка подвеса, 2 нити разной длины (50 см и 100 см), 2 шарика разной массы (50 г и 100 г), секундомер (симулятор
Гипотеза эксперимента
Период при малых углах колебаний груза на нити ___________ от длины нити и ____________ от массы груза.
Проведение эксперимента
Закрепите нить длиной l1 с грузом m1 в лапке штатива. Штатив поставьте так, чтобы конец лапки выступал за край поверхности стола.
Отклоните груз на 5см от положения равновесия, отпустите его и измерьте время, за которое груз совершит N =____ полных колебаний.
Вычислите период колебаний по формуле T = t/N
Укоротите длину нити (l2) в два раза. Измерьте время, за которое маятник совершит то же число полных колебаний. Вычислите вновь период.
Укоротите нить еще в два раза (l3). Вновь для того же числа колебаний вычислите период.
Повторите шаги 1-5 для маятника с грузом m2.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Вывод:
К
онтрольные вопросы:
Определите период
Определите частоту
Определите амплитуду
Определите циклическую частоту
Каким уравнением описывается колебание маятника на графике
Источник: https://lesson.edu.ru/lesson/77d9c8d3-5836-41cf-8e55-790f5afc433e?backUrl=%2F03%2F11 )
11 класс. 5.Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»
Контрольный вопрос.
Источник:
Физика, 11 класс/ Мякишев Г.Л., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. под редакцией Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение», стр. 417
https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-4-izmerenie-pokazatelya-prelomleniya-stekla-5632653.html
2 тип работы: https://lesson.edu.ru/lesson/de4d3ff8-a15b-4de0-a7ec-32a172453bad
11 класс. 6.Лабораторная работа «Исследование свойств изображений в линзах»
Цель: определить характеристики изображения в зависимости от расстояния от предмета до линзы.
Оборудование: линза собирающая, линза рассеивающая, предмет.
Ход работы:
1.Расположите предмет за двойным фокусом собирающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 2F.
2.Расположите предмет между фокусом и двойным фокусом собирающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для 2F d F.
3.Расположите предмет между линзой и фокусом собирающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 4.Расположите предмет за двойным фокусом рассеивающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 2F.
5.Расположите предмет между фокусом и двойным фокусом рассеивающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для 2F d F.
6.Расположите предмет между линзой и фокусом рассеивающей линзы. Запишите характеристики полученного изображения для d 7.Сделайте вывод.
Таблица 1
| Собирающая линза | Рассеивающая линза |
d 2F | | | | | | |
2F d F | | | | | | |
d | | | | | | |
Источник:
https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskaia-razrabotka-tsifrovogho-uroka-po-fizikie-v-11-klassie-na-tiemu-s.html
https://lesson.edu.ru/lesson/27c714e0-cbda-48b1-84b3-4f6754fe6413?backUrl=%2F03%2F11%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25C2%25AB%25D0%2598%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%2520%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B9%2520%25D0%25B2%2520%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2585%25C2%25BB%2520
симулятор
2 тип.
11 класс. 7.Лабораторная работа «Наблюдение дисперсии света»
Цель: Пронаблюдать явление дисперсии света, следуя инструкции.
Подготовка Возьми небольшой кусок картона, который можно будет согнуть и поставить вертикально. С помощью ножниц или канцелярского ножа сделай узкую прорезь в картоне, которая будет служить щелью. Прорезь должна быть как можно уже! (Можно взять готовую щель из лабораторного оборудования, но, скорее всего, она будет слишком широкой.)
Источник света Поставь изготовленную щель вертикально и размести за ней источник света, лучше всего — фонарь телефона. Проблема в том, что чем шире щель, тем сильнее будет расходиться луч, а чем она уже, тем меньше света будет через нее проходить, поэтому источник должен быть ярким. Но можно попробовать и лампу накаливания (при достаточном затемнении в помещении).
Преломление в призме Размести на пути луча треугольную призму (она может выглядеть по-разному). Луч преломится к основанию призмы. Если повезет, ты заметишь, что на некотором расстоянии от призмы луч стал не белым, а с некоторым оттенком.
Наблюдение спектра Удобнее наблюдать появление оттенков луча на вертикальном экране.
Формулировка гипотезы Откуда же взялись цвета радуги?
Проверка гипотезы
Вывод
1.https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2024/12/26/urok-issledovanie-seriya-tvorcheskaya-laboratoriya
2. https://lesson.edu.ru/lesson/8d43b657-17b4-4db2-9d58-dbb2e29a862c?backUrl=%2F03%2F11%3Fterm%3D%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25C2%25AB%25D0%259D%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BB%25D1%258E%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B8%2520%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B0%25C2%25BB