«Типы и виды уроков производственного обучения»
Всегда - учиться, Всё - знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.
Горький М.
Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.
Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность студентов, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.
Урок - это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени в специально отведенном месте (учебной мастерской, лаборатории) руководит учебно-производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения. В процессе производственного обучения уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения. В этой связи систему уроков производственного обучения важно представить в определенной их классификации, имея в виду, что определенный вид (тип) урока имеет свою специфику в смысле организации и методики проведения.
В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на типы . Каждому типу урока соответствуют разнообразные виды .
К видам производственного урока относят нетрадиционные уроки. Они проводятся с целью активизации мыслительной деятельности студентов, развития творческого мышления, профессионального мастерства и т.д.
Типы и виды уроков производственного обучения
Вводный тип урока
Интегрированный урок
Производственная экскурсия
Бинарный урок
Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Урок-лекция
бинарный урок
интегрированный урок
Урок - инструктирования
Бинарный урок есть разновидность интегрированного, его ведут два преподавателя. Интегрированный - это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов или курсов.
Урок по выполнению простых комплексных работ
Урок-практикум
Урок «деловая игра»
Урок-зачет
Урок по выполнению сложных комплексных работ
урок-практикум (самостоятельная работа студентов)
интегрированный урок
урок
«Деловая игра»
бинарный урок
Урок
контрольно-проверочный
урок-аукцион изделий
урок-практикум (самостоятельная работа учащихся)
урок-отчет
урок-зачет
Инновационный урок - это учебное занятие как система совместной деятельности преподавателя и студентов
Новые виды инновационных уроков:
Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы студентов.
Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах…
Исследовательский урок – это форма обучения на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления.
Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития студента и уровнем его базовых знаний.
Проблемные уроки – форма организации обучения студентов на основе создания проблемной ситуации.
Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности студентов на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала
Урок на основе проектной деятельности предусматривает развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения .
Таким образом, названные типы и виды уроков поддерживают интерес студентов к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции студентов.
Сочетание типов и видов занятий производственного обучения
№ п/п
Тип урока п/о
1.
Вид урока п/о
Вводный урок
2.
Урок по изучению трудовых приемов и операций
Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.
3.
4.
Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок
Урок по выполнению простых комплексных работ
Урок по выполнению сложных комплексных работ
Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра».
5.
Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра».
Урок контрольно-проверочный
Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра».
Задание:
Выполнить характеристику видов занятий профессионального обучения:
1. урок-конкурс профессионального мастерства;
2. урок-зачет;
3. урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);
4. семинар производственного обучения;
5. производственная конференция; производственная экскурсия;
6. урок инструктирования;
7. урок — праздник первой детали;
8. урок с участием новаторов производства;
9. урок изобретательства и рационализации;
10.урок-аукцион ученических изделий;
11. урок-отчет;
12. урок «деловая игра»
Спасибо за внимание!