Цель урока: познакомить детей с буквой ь (мягкий знак), ее значением как показателем мягкости согласного; научить детей читать слова с буквой ь (мягкий знак); развить у детей умение классифицировать слова по группам, делать элементарные обобщения; расширить представления учащихся о таком животном, как лось; воспитать в детях чувство бережного отношения к природе и необходимость ее охраны и помощи животным.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Буква ь»»
Тема: «Буква ь»
Цель урока: познакомить детей с буквой ь (мягкий знак), ее значением как показателем мягкости согласного; научить детей читать слова с буквой ь (мягкий знак); развить у детей умение классифицировать слова по группам, делать элементарные обобщения; расширить представления учащихся о таком животном, как лось; воспитать в детях чувство бережного отношения к природе и необходимость ее охраны и помощи животным.
Оборудование:
Таблица изученных букв.
Тетрадь для печатания.
Дидактический материал — карточки с напечатанными на них словами: окуни, тополя, голуби, караси, снегири, лоси, медведи, лебеди, гуси, ели. (На карточках у детей напечатано по 4—6 слов.) Эти же слова напечатаны на доске, но закрыты .
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Повторение изученной песенки «Баю-баю-баю»
3.Изучение нового.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Положите перед собой карточки со словами и фишки. Я читаю слова, а вы находите их на своей карточке и закрываете фишками. (Учитель читает названия деревьев, дети работают с дидактическим материалом.)
Назовите одним словом то, что я прочитала. (Деревья.)
Прочитайте слова, которые у вас не закрыты. Назовите их одним словом. (Животные.)
На какие группы можно распределить этих представителей животного мира? (Птицы, рыбы, звери.)
Прочитайте по карточкам только названия деревьев. Как можно спросить о каждом дереве? (Что это?)
А теперь прочитайте названия животных. Как вы спросите о животном? (Кто это?)
Я буду показывать вам картинки, а вы спрашивайте друг у друга «Кто это?» или «Что это?» и сразу же отвечайте. ( Учитель показывает разные картинки с изображением деревьев , представителей животного мира. Ученики задают друг другу вопросы.)
Учитель делает обобщение: к названиям животных всегда ставится вопрос кто?, а к названиям растений — вопрос что?
Прочитайте слово, напечатанное на доске. (Тополя.) Знаете, что это? Прочитайте в этом слове слияние, в котором есть мягкий согласный. Как вы узнали, что звук [л] нужно читать мягко? Какие еще буквы обозначают мягкость согласных? Снимите фишки со своих карточек. Читайте слова и называйте в них слияния, где есть мягкие согласные. (Дети выполняют задание.)
Обобщение: буквы и, я, е обозначают мягкость согласных звуков.
Откройте тетради. Составьте схему слова кони. ( Вызванный ученик составляет схему на доске, объясняет так же, как и на предыдущем уроке. Дети составляют схему в своих тетрадях.)
А теперь составьте схему слова конь.
Вызванный ученик чертит на доске условные знаки схемы и рассуждает так: «В слове конь один гласный, значит, в нем один слог. В слоге слияние гласного [о] с твердым согласным [к]. В этом же слоге есть еще один согласный — [н], мягкий». (Показывает на схеме.)
Мы произносим слова кони, ели, олени. Сколько предметов они обозначают ? (Много.)
Послушайте, как я произнесу слова: конь, ель, олень. Как звучит знаки схемы и рассуждает так: «В слове конь один гласный, значит, в нем один слог. В слоге слияние гласного [о] с твердым согласным [к]. В этом же слоге есть еще один согласный—[н], мягкий». (Показывает на схеме.)
Мы произносим слова кони, ели, олени. Сколько предметов они обозначают ? (Много.)
Согласный в конце каждого слова? (Мягко.)
Посмотрите, вот этой буквой в слове показывается мягкость согласного. (Показывает букву ь.) Это для нас новая буква, она называется мягкий знак.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Я буду в словах, напечатанных на доске, ставить эту букву, а вы хором читайте слова. ( Учительница предлагает детям сначала прочитать слово так, как оно напечатано на доске, а затем закрывает конечную гласную мягким знаком. Дети читают: «Кони-конь, лебеди-лебедь, гуси-гусь» и т. д.)
Как называется эта буква? На что она указывает? Можно ли ее прочитать без других букв?
Вот какая интересная буква: сама' она звука не обозначает, а только указывает на то, что согласный перед ней мягкий. И еще она интересна тем, что никогда не бывает первой, с нее ни одно слово не начинается.
(Проводится музыкальная пауза. Под музыку дети выполняют физкультурные упражнения.)
б) Аналогичный разбор слов, если позволит время, угол-уголь.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лугу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Откройте новую страницу букваря (с. 86). Найдите отгадку на этой странице. (Еще раз читает загадку.) Докажите, что отгадка — лось. (Ученики обмениваются впечатлениями.)
Рассмотрите картинку. Что вы можете по ней рассказать? Что вы знаете о лосе?
Сейчас мы прочитаем рассказ про лося. (Дети читают рассказ предложениями по вызову учителя.)
Еще раз прочитаем рассказ. (Читает ученик, остальные дети читают по своим букварям.)
Прочитайте все предложения, где есть слово соль. (Выборочное чтение.) Как вы думаете, кто позаботился о лесном богатыре?
Почему на картинке не нарисован лесник?
Каким был лесник ? Что значит быть заботливым человеком?
Что любят лоси и как лоси находят его? Ответьте своими словами на этот вопрос. (Дети отвечают так: «Лоси любят соль. Она им нужна. Но так как они сами не могут добывать себе соль, то люди им и помогают».)
А сейчас прочитаем пары слов. ( Дети читают слова парами.) Назовите в них мягкие согласные звуки.
Очень хорошо вы отвечали, ребята! Молодцы!
-Что вы сегодня нового узнали? (Ученики отвечали так: «Сегодня мы познакомились с новой буквой — мягким знаком. Эта буква звука не означает. Она нужна, чтобы показать, что согласный перед ней звучит мягко. Еще мы узнали про лося. Он живет в лесу. Лось любит соль. Люди подкармливают лося солью. Они заботятся. о животных. )