СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Буква ь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  познакомить детей с буквой ь (мягкий знак), ее значением как показате­лем мягкости согласного;  научить детей читать слова с буквой ь (мягкий знак);  развить у детей умение классифицировать слова по группам, делать элементарные обоб­щения;  расширить представления учащихся о та­ком животном, как лось;  воспитать в детях чувство бережного от­ношения к природе и необходимость ее охра­ны и помощи животным.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Буква ь»»

Тема: «Буква ь»

Цель урока: познакомить детей с буквой ь (мягкий знак), ее значением как показате­лем мягкости согласного; научить детей читать слова с буквой ь (мягкий знак); развить у детей умение классифицировать слова по группам, делать элементарные обоб­щения; расширить представления учащихся о та­ком животном, как лось; воспитать в детях чувство бережного от­ношения к природе и необходимость ее охра­ны и помощи животным.

Оборудование:

  1. Таблица изученных букв.

  2. Тетрадь для печатания.

  3. Дидактический материал — карточки с на­печатанными на них словами: окуни, тополя, голуби, караси, снегири, лоси, медведи, лебеди, гуси, ели. (На карточках у детей напечатано по 4—6 слов.) Эти же слова напечатаны на доске, но закрыты .



Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Повторение изученной песенки «Баю-баю-баю»

3.Изучение нового.

  • Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Положите перед собой карточки со словами и фишки. Я читаю слова, а вы нахо­дите их на своей карточке и закрываете фиш­ками. (Учитель читает названия деревьев, дети работают с дидактическим материалом.)

  • Назовите одним словом то, что я прочи­тала. (Деревья.)

  • Прочитайте слова, которые у вас не за­крыты. Назовите их одним словом. (Живот­ные.)

  • На какие группы можно распределить этих представителей животного мира? (Пти­цы, рыбы, звери.)

  • Прочитайте по карточкам только назва­ния деревьев. Как можно спросить о каждом дереве? (Что это?)

  • А теперь прочитайте названия животных. Как вы спросите о животном? (Кто это?)

  • Я буду показывать вам картинки, а вы спрашивайте друг у друга «Кто это?» или «Что это?» и сразу же отвечайте. ( Учитель показывает разные картинки с изображением деревьев , представителей животного мира. Ученики задают друг другу вопросы.)

Учитель делает обобщение: к названиям жи­вотных всегда ставится вопрос кто?, а к названиям растений — вопрос что?

  • Прочитайте слово, напечатанное на дос­ке. (Тополя.) Знаете, что это? Прочитайте в этом слове слияние, в котором есть мягкий согласный. Как вы узнали, что звук [л] нуж­но читать мягко? Какие еще буквы обозна­чают мягкость согласных? Снимите фишки со своих карточек. Читайте слова и называйте в них слияния, где есть мягкие согласные. (Дети выполняют задание.)

Обобщение: буквы и, я, е обозначают мяг­кость согласных звуков.

  • Откройте тетради. Со­ставьте схему слова кони. ( Вызванный ученик составляет схему на доске, объясняет так же, как и на предыдущем уроке. Дети составляют схему в своих тетрадях.)

  • А теперь составьте схему слова конь.

Вызванный ученик чертит на доске условные знаки схемы и рассуждает так: «В слове конь один гласный, значит, в нем один слог. В сло­ге слияние гласного [о] с твердым соглас­ным [к]. В этом же слоге есть еще один согласный — [н], мягкий». (Показывает на схеме.)

Мы произносим слова кони, ели, олени. Сколько предметов они обозначают ? (Много.)

  • А если один предмет, то как в слове бу­дет звучать последний согласный?

Послушайте, как я произнесу слова: конь, ель, олень. Как звучит знаки схемы и рассуждает так: «В слове конь один гласный, значит, в нем один слог. В сло­ге слияние гласного [о] с твердым соглас­ным [к]. В этом же слоге есть еще один согласный—[н], мягкий». (Показывает на схеме.)

  • Мы произносим слова кони, ели, олени. Сколько предметов они обозначают ? (Много.)

  • Согласный в кон­це каждого слова? (Мягко.)

  • Посмотрите, вот этой буквой в слове по­казывается мягкость согласного. (Показывает букву ь.) Это для нас новая буква, она на­зывается мягкий знак.

  • Мягкий знак - хитрый знак.

  • Не назвать его никак.

  • Он не произносится.

  • Но в слово часто просится.


  • Я буду в словах, напечатанных на доске, ставить эту букву, а вы хором читайте слова. ( Учительница предлагает детям сначала про­читать слово так, как оно напечатано на дос­ке, а затем закрывает конечную гласную мяг­ким знаком. Дети читают: «Кони-конь, лебе­ди-лебедь, гуси-гусь» и т. д.)

  • Как называется эта буква? На что она указывает? Можно ли ее прочитать без других букв?

  • Вот какая интересная буква: сама' она звука не обозначает, а только указывает на то, что согласный перед ней мягкий. И еще она интересна тем, что никогда не бывает первой, с нее ни одно слово не начинается.

(Проводится музыкальная пауза. Под музы­ку дети выполняют физкультурные упражне­ния.)

б) Аналогичный разбор слов, если позволит время, угол-уголь.


  • Отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лугу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

  • Откройте новую страницу букваря (с. 86). Найдите отгадку на этой странице. (Еще раз читает загадку.) Докажите, что отгадка — лось. (Ученики обмениваются впечатлениями.)

  • Рассмотрите картинку. Что вы можете по ней рассказать? Что вы знаете о лосе?

  • Сейчас мы прочитаем рассказ про лося. (Дети чита­ют рассказ предложениями по вызову учи­теля.)

  • Еще раз прочитаем рассказ. (Читает ученик, остальные дети читают по своим бук­варям.)

  • Прочитайте все предложения, где есть слово соль. (Выборочное чтение.) Как вы думаете, кто позаботился о лесном богатыре?

  • Почему на картинке не нарисован лесник?

  • Каким был лесник ? Что значит быть заботливым человеком?

  • Что любят лоси и как лоси находят его? Ответьте своими словами на этот вопрос. (Дети отвечают так: «Лоси любят соль. Она им нужна. Но так как они сами не могут до­бывать себе соль, то люди им и помогают».)

  • А сейчас прочитаем пары слов. ( Дети читают слова парами.) Назовите в них мягкие согласные звуки.

  • Очень хорошо вы отвечали, ребята! Молодцы!

-Что вы сегодня нового узнали? (Учени­ки отвечали так: «Сегодня мы познакомились с новой буквой — мягким знаком. Эта буква звука не означает. Она нужна, чтобы пока­зать, что согласный перед ней звучит мягко. Еще мы узнали про лося. Он живет в лесу. Лось любит соль. Люди подкармливают лося солью. Они заботятся. о животных. )