Тема: Дифференциация букв п – т.
Цели: совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство; развитие зрительно-пространственных представлений; развитие зрительного анализа и синтеза; совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие памяти, контрольных действий; совершенствование способности к переключению внимания; воспитание умения общаться в коллективе.
Оборудование: рисунки “Джинсы” и “Следы”; “карточки-шифровки”; карточки-опоры с буквами п , т ; карточки для индивидуальной работы ; индивидуальные зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
1). Повторите скороговорку.
- Сядет тот, кто правильно повторит скороговорку.
От топота копыт пыль по полю летит.
2). Пальчиковая гимнастика.
3). Графический диктант.
На клетчатой бумаге воспроизвести узор под диктовку: 3 клетки вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1вверх, 3 вправо и т.д…
II. Работа по теме.
– Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре? (Т, П, Г)
– Какая буква лишняя?
- Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)
– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве? (Т, П, Г)
– Какая буква лишняя?
- Почему? (Г – звонкая.)
Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.
Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”
– Чтобы среди вас не было торопыжек, давайте научимся различать буквы П и Т.
Дифференциация букв п – т
- У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
- У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей тетради?
Дети: Две. Пара.
Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?
Дети: п.
Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.
4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).
Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.
Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.
Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
Вывод: запоминаем наши “опоры”:
Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).
Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).
5. Работа с индивидуальными карточками
Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”
2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т
IV. Физминутка (игра с мячом)
Логопед бросает по очереди мяч детям и говорит слово. Ребёнок ловит мяч и возвращает его логопеду, меняя при этом (п) на (т), и наоборот.
Полк – толк, почка – точка, топил – попил, тачка – пачка, тара – пара, порт – торт, стал – спал, прятки – тряпки, степь – спеть, пот-топ.
6. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.
IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа
Коллективная проверка правильности выполнения задания.
- Какие планеты вы знаете?
7. Дидактическая игра «Пчелка».
Логопед. И к нам прилетела пчелка! Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы, на которых пчела делает остановку, чтобы прочитать полученное слово.
а | в | г | д | е | о |
з | ч | ь | к | л | э |
м | н | а | ж | х | ъ |
р | с | у | т | ф | я |
п | ц | н | ш | ю | ц |
1. Первая буква, на которую опустилась пчелка, находится в нижнем левом углу (п).
2. Дальше она перелетела в правый верхний угол (о).
3. Третья буква, на которую опустилась пчелка, находится во втором ряду сверху вторая слева (ч).
Четвертая находится во втором ряду снизу, третья справа (т).
Последняя - в верхнем левом углу (а).
Логопед. Какое слово у вас получилось?
Ученики. Почта.
Логопед. Какой звук в этом слове первый и какой четвертый?
Ученики. Первый - п, а четвертый - т.
Логопед. Что делают на почте? Кто разносит письма?
Ученики. Почтальон.
Логопед. Есть ли в этом слове буквы, с которыми мы сегодня работаем?
Ученики. Это буквы пит.
Логопед. На каком месте стоят в слове?
Ученики. Первая - и, четвертая - т.
Логопед. Какая фамилия у самого известного почтальона?
Ученики. Печкин.
8. Звукобуквенный анализ.
Логопед. Почтальон Печкин принес нам письмо. Но открыть его мы сможем, если только выполним задание. (Раздаю ученикам конверты с нанесенной на них сеткой 3x6 клеток.) Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы п и т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.
1-й ряд: пенал, птичий, костюм, тапочки.
2-й ряд: каток, капель, потерял, мастер.
3-й ряд: тетя, братик, спел, капуста.
п | пт | т | тп |
т | п | пт | т |
тт | т | п | пт |
Логопед вывешивает на доску карточки для проверки.
9. Слоговой анали и синтез слов.
Логопед: Вот теперь мы может открыть конверт. (В конверте записаны слова с пропущенными буквами.)
___ ачка
с ___ ал
___ ара
– Сколько слов записано на доске?
– Прочтите их вставив буквы п или т.
– Кто увидел здесь шесть слов?
Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)
10. Дидактическая игра «Торопышкины ошибки».
Детям раздаются карточки и предлагается прочитать предложения. Дети читают предложения и замечают смысловые ошибки. Логопед предлагает детям исправить ошибки путём перестановки слов и замены окончаний. Получившиеся предложения дети записывают в тетрадь.
1. Пятка поранила Пашу. 2. Молодая зелёная цапля удирала от белой лягушки. 3. Шампунь мыл Милу головой. 4. Вилка не умеет есть мальчиком.
V. Итог занятия.
– Что нового вы сегодня узнали на занятии?
– Чем отличаются буквы п и т ?
– Чем отличаются звуки [п] и [т]?
Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.
7