СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Дифференциация букв п – т.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: научить дифференцировать буквы п - т в слогах, словах и предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Дифференциация букв п – т.»

Тема: Дифференциация букв п – т.

Цели: совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство; развитие зрительно-пространственных представлений; развитие зрительного анализа и синтеза; совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие памяти, контрольных действий; совершенствование способности к переключению внимания; воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: рисунки “Джинсы” и “Следы”; “карточки-шифровки”; карточки-опоры с буквами п , т ; карточки для индивидуальной работы ; индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

1). Повторите скороговорку.

- Сядет тот, кто правильно повторит скороговорку.

От топота копыт пыль по полю летит.

2). Пальчиковая гимнастика.

3). Графический диктант.














































































На клетчатой бумаге воспроизвести узор под диктовку: 3 клетки вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1вверх, 3 вправо и т.д…

II. Работа по теме.

  1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя?

- Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя?

- Почему? (Г – звонкая.)



Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.



  1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.



Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.

Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.

Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”



– Чтобы среди вас не было торопыжек, давайте научимся различать буквы П и Т.

  1. Дифференциация букв п – т



- У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]

- У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].

Сколько палочек на первой строчке вашей тетради?

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п.



Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.



4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).

  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).

  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.



Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.



Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.



Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).



5. Работа с индивидуальными карточками

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3

п п т п т т п т т п п т





IV. Физминутка (игра с мячом)

Логопед бросает по очереди мяч детям и говорит слово. Ребёнок ловит мяч и возвращает его логопеду, меняя при этом (п) на (т), и наоборот.

Полк – толк, почка – точка, топил – попил, тачка – пачка, тара – пара, порт – торт, стал – спал, прятки – тряпки, степь – спеть, пот-топ.



6. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.



IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа



Коллективная проверка правильности выполнения задания.

- Какие планеты вы знаете?

7. Дидактическая игра «Пчелка».

Логопед. И к нам прилетела пчелка! Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы, на которых пчела делает остановку, чтобы прочитать получен­ное слово.

а

в

г

д

е

о

з

ч

ь

к

л

э

м

н

а

ж

х

ъ

р

с

у

т

ф

я

п

ц

н

ш

ю

ц

1. Первая буква, на которую опустилась пчелка, находится в нижнем левом углу (п).

2. Дальше она перелетела в правый верхний угол (о).

3. Третья буква, на которую опустилась пчелка, находится во втором ряду сверху вторая слева (ч).

  1. Четвертая находится во втором ряду снизу, третья справа (т).

  2. Последняя - в верхнем левом углу (а).

Логопед. Какое слово у вас получилось?

Ученики. Почта.

Логопед. Какой звук в этом слове первый и какой четвер­тый?

Ученики. Первый - п, а четвертый - т.

Логопед. Что делают на почте? Кто разносит письма?

Ученики. Почтальон.

Логопед. Есть ли в этом слове буквы, с которыми мы се­годня работаем?

Ученики. Это буквы пит.

Логопед. На каком месте стоят в слове?

Ученики. Первая - и, четвертая - т.

Логопед. Какая фамилия у самого известного почтальона?

Ученики. Печкин.

8. Звукобуквенный анализ.

Логопед. Почтальон Печкин принес нам письмо. Но от­крыть его мы сможем, если только выполним задание. (Раздаю ученикам конверты с нанесенной на них сеткой 3x6 клеток.) Я буду диктовать слова, а вы должны выписать из них только буквы п и т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые, то писать их нужно в одной клетке.

1-й ряд: пенал, птичий, костюм, тапочки.

2-й ряд: каток, капель, потерял, мастер.

3-й ряд: тетя, братик, спел, капуста.

п

пт

т

тп

т

п

пт

т

тт

т

п

пт


Логопед вывешивает на доску карточки для проверки.



9. Слоговой анали и синтез слов.

Логопед: Вот теперь мы может открыть конверт. (В конверте записаны слова с пропущенными буквами.)

___ ачка

с ___ ал

___ ара



– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т.

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

10. Дидактическая игра «Торопышкины ошибки».

Детям раздаются карточки и предлагается прочитать предложения. Дети читают предложения и замечают смысловые ошибки. Логопед предлагает детям исправить ошибки путём перестановки слов и замены окончаний. Получившиеся предложения дети записывают в тетрадь.

1. Пятка поранила Пашу. 2. Молодая зелёная цапля удирала от белой лягушки. 3. Шампунь мыл Милу головой. 4. Вилка не умеет есть мальчиком.



V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?



Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.











7