СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему "Хитрые звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Хитрые звуки"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Хитрые звуки"»






Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального

образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)






Технологическая карта урока русского языка

на тему «Секрет хитрых букв»

3 класс




Выполнила:

студентка группы НК-15-1

Пономаренко А. А.




Севастополь, 2018

Тема: «Секрет хитрых букв»

Класс: 3

УМК: Школа России

Цель: способствовать формированию знаний о функциях и роли букв е, ё, ю, я в словах.

Задачи:

- образовательная: развитие умения различать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных и два звука;

- воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества в группе со сверстниками; воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.

- развивающая: способствовать расширению кругозора, развитию умения самостоятельно работать, формированию умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы, принимать участие в обсуждении поставленных проблем.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Долгожданный дан звонок –

начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.





Минутка чистописания

Актуализация знаний

- Перед тем, как мы приступим за работу, вспомните своё имя, выделите 1 звук и первым присядет за парту тот, чьё имя начинается… с гласного звука.

- Теперь сядет тот, чьё имя начинается с мягкого согласного.

- А теперь тот, чьё имя начинается с твёрдого согласного.

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради и запишите какое сегодня число.

- Сегодня на минутке чистописания мы поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай – ка,

Кто же это?

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю …

- Ребята, назовите первый звук в словах - отгадках.

- Какой буквой на письме он обозначается?

- А какой это звук? Гласный или согласный? Почему?

- Верно, молодцы. А как мы определяем гласные звуки?

- Правильно. А что помогают образовать гласные звуки?




- Верно, молодцы. Теперь обратите внимание на экран. Спишите, продолжив закономерность:

Зз Ззз Зззз

- Ребята, прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

За чужой щекой зуб не болит

- Спишите эту пословицу. Подчеркните известные нам с вами орфограммы.

Вспоминают гласные и согласные звуки речи.

Садятся за парты.

Записывают число в тетрадь.










- Зайка.






- Зарядку.

- Звук [з]

- Буквой З (зэ)

- Согласный, потому что мы не можем его пропеть.

- Гласные звуки мы можем пропеть, воздух во рту проходит свободно, без преград.

- Помогают образовать слог.



Читают пословицу, объясняют её смысл.

Работа в тетради.





Постановка учебной цели и поиск решения проблемы.

Изучение нового материала.

- Молодцы. Ребята, а кто уже догадался, о чём мы будем продолжать с вами говорить сегодня на уроке?

- Верно. Но сегодня у нас необычный урок. Сегодня с вами разгадаем один секрет.

- Знаете ли вы, что в русском языке существуют «хитрые» буквы?

- А хотите узнать?

- А для того, чтобы узнать, что это за «хитрые» буквы вам необходимо отгадать загадки:

Шестой в алфавите,

Та буква стоит,

С полочкой схож,

Её внешний вид!

- Кто догадался, что это за буква?

- Верно! (прикрепляет на доску карточку с буквой) Слушаем следующую загадку.

Букву мы напишем в строчке,

Сверху две добавим точки,

Будто глазки у неё,

Получаем букву…

- Молодцы! (прикрепляет на доску карточку с буквой)

Эту букву носят леди,

Любят белые медведи,

А настанут холода -

Птицы улетят туда.

- Правильно! (прикрепляет на доску карточку с буквой)

Эта буква - это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот её и назовёшь!

- Правильно, ребята, молодцы. Но почему же они «хитрые» и в чём их секрет, какую роль они выполняют в словах? Кто-то знает?

- Значит, какую цель мы должны с вами поставить на уроке?

- Молодцы. Ребята, секрет этих букв в том, что они могут обозначать в слове два звука! Обратите внимание на экран, на транскрипции этих букв:

[йэ], [йо], [йу], [йа]

- Какие звуки обозначает каждая буква?


- Верно. Сейчас я предлагаю вам разделить данные слова на два столбика записать в тетрадь.

Якорь, ёжик, ель. юла; мяч, лёд, лестница, малютка

- В первом столбике будут слова, в которых наши «хитрые» буквы обозначают один звук, а во втором - два.

- Проверяем, как вы разделили слова. Обратите внимание на экран.

- Молодцы, справились с заданием.

- Как вы заметили, ребята, не всегда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Давайте обрати внимание на слово якорь. Скажите, пожалуйста, в каком месте стоит буква «я»: в начале, в середине или в конце слова? Сколько она в этом слове обозначает звуков?

- А буква «е» в слове ель?

- А в слове ёжик буква «ё»?

- Верно. Значит, какой вывод мы можем сделать? Когда буквы е, ё, ю, я будут обозначать два звука?

- Молодцы. Сделайте транскрипцию этих слов. Приведите ещё примеры слов.

- Замечательно. Но не только в начале слова эти буквы будут обозначать два звука. Запишите в тетрадь, пожалуйста, слова:

Сверкают, поёт, завывает, мёд.

- Ребята, обратите внимание, после каких букв в слове стоят «хитрые» буквы?

- Правильно. А какие звуки обозначают буквы «а» и «о»? Сколько обозначают звуков «хитрые» буквы, стоящие после них?

- А в слове мёд буква «ё» сколько обозначает звуков? Как вы думаете, почему?


- А [м’] - какой звук?

- А какой он ещё?

- Давайте подберём примеры подобных слов.

- Обратите внимание, согласные перед буквами е, ё, ю, я становятся мягкими, но разделительного мягкого знака нет. Значит, какой можем сделать вывод? Когда ещё буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? А когда один? Что происходит в этом случае с согласным, стоящим пред е, ё, ю, я?

- Молодцы! Сделайте, пожалуйста, транскрипцию этих слов у себя в тетрадях.

- А теперь обратите внимание на экран:

Вьюга, листья, подъезд, крылья

- Что мы можем заметить в этих словах особенного?

- Правильно. А теперь самостоятельно выведите правило, которое касается наших «хитрых» букв.

- Абсолютно верно. Запишите себе эти слова в тетрадь и сделайте транскрипцию.

- О звуках.






- Нет



- Да!










- Буква «Е»







- «Ё»!







- Буква «Ю»











- Буква «Я»




- Нет.

- Узнать в чём секрет букв е, ё, ю, я, их роль в словах.








- Буква «Е» -[й], [э]

- Буква «Ё» - [й], [о]

- Буква «Ю» - [й], [у]

- Буква «Я» - [й], [а]





Работа в тетради.



- 1 столбик: якорь, ёжик, юла, ель.

- 2 столбик: мяч, лёд, лестница, малютка.






- В начале слова. Два звука.


- В начале слова. Два звука.


- Тоже в начале слова. Два звука.




- Когда стоят в начале слова.



- Юла, яма и т.д.











- После буквы «а» и «о», «м».



- Гласные. Два звука.



- Один. Потому что стоит после буквы «м».


- Согласный звук.

- Мягкий.

- Поле, пять и т.д.





- Когда стоят после гласного звука - два, когда после согласного - один. Согласный становится мягким, если стоит перед буквами е, ё, ю, я.








- Разделительный твёрдый «ъ» и мягкий «ь» знаки


- Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука если стоят после разделительного твёрдого или мягкого знака.


Работа в тетрадях.


Физминутка

Пальчиковая гимнастика

- Ребята, мы с вами пописали, поработали пришло время отдохнуть.

- Давайте разомнём ручки:

Пальчиковая гимнастика «На прогулку»

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

- А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.



Закрепление, систематизация знаний

- Ребята, пришло время закрепить наши знания по новой теме. Сейчас вы разделитесь на 2 группы. Я раздам вам карточки, на которых будет 3 задания, но для начала, давайте повторим, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? В каком случае один?

- Молодцы, приступайте к работе.

Карточки:

№1. Отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)



№2 Выписать из стихотворения слова с буквами Е, Ё, Ю, Я, определить, сколько в них букв и звуков:

Все вокруг объяты страхом:

Разъяренный людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.



№3. Прочитайте стихотворение А. А. Прокопьева:

Волна, волна – все звуки влажны,

Да и слились в один размах.

Я произнес сейчас их дважды

И ощутил их на губах!

Я произнес их снова. Вскоре

Ко мне пришли издалека

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

Повсюду волны, волны, волны,

Великой влаге вечный путь.

Таков язык!

И трепет полный

Мою охватывает грудь!

Задание:1 группа – выберите и запишите слова с буквами е,ё, ю я, обозначающими один звук, 2 группа – два звука. Расположите слова в алфавитном порядке.



Осуществление взаимопроверки работ.



Выполняют задания на карточках в группах.



- В начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака.

- После согласного.
































Обмениваются работами с другими группами для взаимопроверки.




Подведение итогов

Рефлексия

- Что ж, ребята. Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, что узнали нового?



-А теперь, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных кружочков. Красный – плохо поработал сегодня, жёлтый – могу лучше, зелёный- хорошо поработал на уроке.




- Сегодня на уроке мы говорили о «хитрых» буквах - е, ё, ю, я, узнали, что они обозначают два звука в начале слова, после гласной и после твёрдого и мягкого знаков, и один звук, если стоят после согласной, которая становится мягким.


Проводят рефлексию собственной деятельности.


Домашнее задание

- Теперь, ребята, внимательно послушайте домашнее задание. Вам необходимо будет повторить правила, которые мы сегодня с вами вывели на уроке и выполнить упражнение № 87 в рабочей тетради на странице 37 и упражнение № 88 на той же странице.

- Урок окончен, всем спасибо.

Анализируют домашнее задание.