Минутка чистописания Актуализация знаний | - Перед тем, как мы приступим за работу, вспомните своё имя, выделите 1 звук и первым присядет за парту тот, чьё имя начинается… с гласного звука. - Теперь сядет тот, чьё имя начинается с мягкого согласного. - А теперь тот, чьё имя начинается с твёрдого согласного. - Ребята, откройте, пожалуйста, тетради и запишите какое сегодня число. - Сегодня на минутке чистописания мы поиграем в игру «Доскажи словечко»: Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай – ка, Кто же это? Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку, Быстро делаю … - Ребята, назовите первый звук в словах - отгадках. - Какой буквой на письме он обозначается? - А какой это звук? Гласный или согласный? Почему? - Верно, молодцы. А как мы определяем гласные звуки? - Правильно. А что помогают образовать гласные звуки? - Верно, молодцы. Теперь обратите внимание на экран. Спишите, продолжив закономерность: Зз Ззз Зззз - Ребята, прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. За чужой щекой зуб не болит - Спишите эту пословицу. Подчеркните известные нам с вами орфограммы. | Вспоминают гласные и согласные звуки речи. Садятся за парты. Записывают число в тетрадь. - Зайка. - Зарядку. - Звук [з] - Буквой З (зэ) - Согласный, потому что мы не можем его пропеть. - Гласные звуки мы можем пропеть, воздух во рту проходит свободно, без преград. - Помогают образовать слог. Читают пословицу, объясняют её смысл. Работа в тетради. | |
Постановка учебной цели и поиск решения проблемы. Изучение нового материала. | - Молодцы. Ребята, а кто уже догадался, о чём мы будем продолжать с вами говорить сегодня на уроке? - Верно. Но сегодня у нас необычный урок. Сегодня с вами разгадаем один секрет. - Знаете ли вы, что в русском языке существуют «хитрые» буквы? - А хотите узнать? - А для того, чтобы узнать, что это за «хитрые» буквы вам необходимо отгадать загадки: Шестой в алфавите, Та буква стоит, С полочкой схож, Её внешний вид! - Кто догадался, что это за буква? - Верно! (прикрепляет на доску карточку с буквой) Слушаем следующую загадку. Букву мы напишем в строчке, Сверху две добавим точки, Будто глазки у неё, Получаем букву… - Молодцы! (прикрепляет на доску карточку с буквой) Эту букву носят леди, Любят белые медведи, А настанут холода - Птицы улетят туда. - Правильно! (прикрепляет на доску карточку с буквой) Эта буква - это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот её и назовёшь! - Правильно, ребята, молодцы. Но почему же они «хитрые» и в чём их секрет, какую роль они выполняют в словах? Кто-то знает? - Значит, какую цель мы должны с вами поставить на уроке? - Молодцы. Ребята, секрет этих букв в том, что они могут обозначать в слове два звука! Обратите внимание на экран, на транскрипции этих букв: [йэ], [йо], [йу], [йа] - Какие звуки обозначает каждая буква? - Верно. Сейчас я предлагаю вам разделить данные слова на два столбика записать в тетрадь. Якорь, ёжик, ель. юла; мяч, лёд, лестница, малютка - В первом столбике будут слова, в которых наши «хитрые» буквы обозначают один звук, а во втором - два. - Проверяем, как вы разделили слова. Обратите внимание на экран. - Молодцы, справились с заданием. - Как вы заметили, ребята, не всегда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Давайте обрати внимание на слово якорь. Скажите, пожалуйста, в каком месте стоит буква «я»: в начале, в середине или в конце слова? Сколько она в этом слове обозначает звуков? - А буква «е» в слове ель? - А в слове ёжик буква «ё»? - Верно. Значит, какой вывод мы можем сделать? Когда буквы е, ё, ю, я будут обозначать два звука? - Молодцы. Сделайте транскрипцию этих слов. Приведите ещё примеры слов. - Замечательно. Но не только в начале слова эти буквы будут обозначать два звука. Запишите в тетрадь, пожалуйста, слова: Сверкают, поёт, завывает, мёд. - Ребята, обратите внимание, после каких букв в слове стоят «хитрые» буквы? - Правильно. А какие звуки обозначают буквы «а» и «о»? Сколько обозначают звуков «хитрые» буквы, стоящие после них? - А в слове мёд буква «ё» сколько обозначает звуков? Как вы думаете, почему? - А [м’] - какой звук? - А какой он ещё? - Давайте подберём примеры подобных слов. - Обратите внимание, согласные перед буквами е, ё, ю, я становятся мягкими, но разделительного мягкого знака нет. Значит, какой можем сделать вывод? Когда ещё буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? А когда один? Что происходит в этом случае с согласным, стоящим пред е, ё, ю, я? - Молодцы! Сделайте, пожалуйста, транскрипцию этих слов у себя в тетрадях. - А теперь обратите внимание на экран: Вьюга, листья, подъезд, крылья - Что мы можем заметить в этих словах особенного? - Правильно. А теперь самостоятельно выведите правило, которое касается наших «хитрых» букв. - Абсолютно верно. Запишите себе эти слова в тетрадь и сделайте транскрипцию. | - О звуках. - Нет - Да! - Буква «Е» - «Ё»! - Буква «Ю» - Буква «Я» - Нет. - Узнать в чём секрет букв е, ё, ю, я, их роль в словах. - Буква «Е» -[й], [э] - Буква «Ё» - [й], [о] - Буква «Ю» - [й], [у] - Буква «Я» - [й], [а] Работа в тетради. - 1 столбик: якорь, ёжик, юла, ель. - 2 столбик: мяч, лёд, лестница, малютка. - В начале слова. Два звука. - В начале слова. Два звука. - Тоже в начале слова. Два звука. - Когда стоят в начале слова. - Юла, яма и т.д. - После буквы «а» и «о», «м». - Гласные. Два звука. - Один. Потому что стоит после буквы «м». - Согласный звук. - Мягкий. - Поле, пять и т.д. - Когда стоят после гласного звука - два, когда после согласного - один. Согласный становится мягким, если стоит перед буквами е, ё, ю, я. - Разделительный твёрдый «ъ» и мягкий «ь» знаки - Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука если стоят после разделительного твёрдого или мягкого знака. Работа в тетрадях. | |
Закрепление, систематизация знаний | - Ребята, пришло время закрепить наши знания по новой теме. Сейчас вы разделитесь на 2 группы. Я раздам вам карточки, на которых будет 3 задания, но для начала, давайте повторим, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? В каком случае один? - Молодцы, приступайте к работе. Карточки: №1. Отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах. А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка) В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна) Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
№2 Выписать из стихотворения слова с буквами Е, Ё, Ю, Я, определить, сколько в них букв и звуков: Все вокруг объяты страхом: Разъяренный людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед.
№3. Прочитайте стихотворение А. А. Прокопьева: Волна, волна – все звуки влажны, Да и слились в один размах. Я произнес сейчас их дважды И ощутил их на губах! Я произнес их снова. Вскоре Ко мне пришли издалека Волненье рек, дыханье моря И колокольчик ручейка. Повсюду волны, волны, волны, Великой влаге вечный путь. Таков язык! И трепет полный Мою охватывает грудь! Задание:1 группа – выберите и запишите слова с буквами е,ё, ю я, обозначающими один звук, 2 группа – два звука. Расположите слова в алфавитном порядке.
Осуществление взаимопроверки работ. | Выполняют задания на карточках в группах. - В начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака. - После согласного. Обмениваются работами с другими группами для взаимопроверки. | |