СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Когда мы станем взрослыми?» 1 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока по окружающему миру

Дягилевой Василины Петровны

 

Класс 1

Программа: «Школа России» А.А.Плешаков.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема: «Когда мы станем взрослыми?»

Цель:  Создать условия для формирования  у  учащихся  первоначальных  представлений  о  жизни взрослого человека, ее отличие от жизни ребенка; развитие представления детей о времени, об изменениях, происходящих с человеком и окружающим миром.

Планируемый результат:

  • Личностный: Дети  уважительно относятся к труду взрослых, к окружающим,  проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, проявляют интерес к уроку окружающий мир.
  • Метапредметный: Дети принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, находят способы её решения, осуществляют пробы. Продолжают  освоение  начальных форм познавательной и личностной рефлексии.  Демонстрируют  коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция).
  • Предметный: Дети знакомы с жизнью взрослого, находят отличия жизни взрослого от жизни ребенка, знают о том, что взрослому необходимо выбрать профессию; знают некоторые профессии; понимают, как поведение человека (его поступки) влияют на состояние окружающего мира.

Задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, к окружающим,  доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, прививать интерес к уроку окружающего мира.
  • Развивающая: развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции; развивать психические процессы; развивать навык самооценки;  развивать у учащихся  коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), развивать регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);
  • Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью взрослого, ее отличия от жизни ребенка, показать необходимость выбора профессии; обобщить знания о профессиях; показать связь между поведением людей и  состоянием окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Когда мы станем взрослыми?» 1 класс Школа России»

Конструкт урока по окружающему миру

Дягилевой Василины Петровны


Класс 1

Программа: «Школа России» А.А.Плешаков.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема: «Когда мы станем взрослыми?»

Цель: Создать условия для формирования у учащихся первоначальных представлений о жизни взрослого человека, ее отличие от жизни ребенка; развитие представления детей о времени, об изменениях, происходящих с человеком и окружающим миром.

Планируемый результат:

  • Личностный: Дети уважительно относятся к труду взрослых, к окружающим, проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, проявляют интерес к уроку окружающий мир.

  • Метапредметный: Дети принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, находят способы её решения, осуществляют пробы. Продолжают освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция).

  • Предметный: Дети знакомы с жизнью взрослого, находят отличия жизни взрослого от жизни ребенка, знают о том, что взрослому необходимо выбрать профессию; знают некоторые профессии; понимают, как поведение человека (его поступки) влияют на состояние окружающего мира.

Задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, к окружающим, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, прививать интерес к уроку окружающего мира.

  • Развивающая: развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции; развивать психические процессы; развивать навык самооценки; развивать у учащихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), развивать регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);

  • Образовательная: познакомить обучающихся с жизнью взрослого, ее отличия от жизни ребенка, показать необходимость выбора профессии; обобщить знания о профессиях; показать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);

  • Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому).

  • Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

  • Принцип наглядности.

  • Принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания (выполняют различные задания).

Методы обучения и воспитания:

  • По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа; наглядный: демонстрация;

  • По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный

  • Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Оборудование:

  • Индивидуальное: учебник, тетрадь, ручка, карточки с заданиями.

  • Демонстрационное: компьютер, проектор, презентация по теме.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. 1 мин.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 5 мин.

3. Решение проблемы. 10 мин.

4. Первичное закрепление. 10 мин.

5 Физминутка. 2 мин.

6. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). 5 мин.

7. Рефлексия учебной деятельности 2 мин.

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

  2. Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 1 класс. 2 часть. Стр. 24-25.

  3. Окружающий мир. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». А.А. Плешаков. 1-4 классы. Стр. 41.


Оформление доски:










12 марта

Классная работа

Тема:





Ход урока:

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача: организовать положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке.

Словесные (беседа), методы стимулирования

(художественное слово).

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Василина Петровна, и этот урок окружающего мира проведу у вас я.

-Проверим готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, (тетрадь), ручка, карандаш.

Регулятивные: волевая саморегуляция.


2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.

Задача: актуализировать знания о детстве, сформулировать тему и задачи урока.

Словесные (беседа), постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

- Ребята, по сколько вам сейчас лет? (6-8)

-Значит все вы дети.

-А сколько лет вашим родителям? (Дети отвечают)

-Как мы называем родителей и других людей, которые старше Вас? (Взрослыми)

- Ребята, чем отличается жизнь взрослых людей от Вашей? (Взрослые работают, а мы учимся; и тд.)

- Кто из вас хочет стать взрослым?

- Когда вас можно будет назвать взрослыми?

-Давайте откроем учебник на странице 24, и узнаем, когда человека можно назвать взрослым. (Человек считается взрослым, когда достигает 18 лет.)

-К тому времени вы уже закончите школу.

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О жизни взрослого)

-Тема урока - это вопрос, на который сегодня мы постараемся ответить: Когда мы станем взрослыми?

-Как вы думаете, какие задачи сегодня мы поставим перед собой? (Что мы узнаем нового? С чем познакомимся?)

Доп. вопросы для определения задач:

-Жизнь детей и взрослых отличаются? (Да)

-Значит, что мы будем делать? (Сравнивать жизнь детей и взрослых)

-Какой выбор становится перед взрослым? (Выбор профессии)

-Значит, мы поговорим о профессиях.

-Как вы думаете, если мы с вами станем взрослыми, изменится ли окружающий мир? (Да)

-Постараемся мы это узнать? (Да)

Личностные УУД: самоопределение к деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3. Решение проблемы.

Задача: с помощью беседы, стихотворения познакомиться с жизнью взрослого, с профессиями.

Словесные (беседа, объяснение, художественное слово, упражнения), методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение), методы закрепления и повторения, методы приобретения новых знаний, частично-поисковые методы

-Закройте глаза, и представьте себя уже взрослым.

-Каким вы будете? (Дети будут высказывать свое мнение, говорить о том, кем они будут, когда вырастут)

-Почему вы представляете себя кем-то (говорите о какой-то профессии)? (Потому что главная задача взрослого это выбрать профессию, которая ему по душе)

- Предлагаю Вам послушать стихотворение, Вам нужно запомнить профессии, о которых говорится в стихотворении.

«Чем пахнут ремесла?»

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской-

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего-

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате-

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и плугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только бездельник

Не пахнет никак!

(Джани Родари).

-Ребята, какие профессии вы услышали в этом стихотворении? (маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор, крестьянин, рыбак)

-А в конце стихотворения о ком шла речь? (о бездельнике), если ребенок не может ответить повторить четверостишие.

-Ребята, а кто такой бездельник? (Тот, кто бездельничает, лентяй)

-Уважают ли бездельников? (Нет)

-Почему?

-Что нужно делать, чтобы не быть бездельником? (Заняться делом, выбрать профессию)

-Конечно, человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать в жизни дело, профессию.

- Рассмотрите фотографии на с. 24.

-Люди, каких профессий здесь изображены? (Доярка, художник, фотограф, врач, водитель, парикмахер.)

-Можно ли представить город без этих профессий?

-Конечно, нет, доярка получает молоко, из которого можно получить и другие продукты, водитель доставляет людей в нужное место, врач спасает людей, дает советы как не заболеть, художник и фотограф показывают нам всю красоту нашей природы.

-Какие профессии вы еще знаете?

-В настоящее время в мире официально существует свыше 70 000 профессий.

Выбор безграничный, главное найти то, что по душе.

Та профессия, работой которой ты будешь заниматься с удовольствием.

Есть тяжелые профессии (это рабочие? которые работают на заводах, или строят высокие дома, или мосты через реку), а есть профессии, которые не только не занимают много сил и времени, но позволяют заниматься тем, что ты любишь. (Противопоставление не корректное! Строители и рабочие – тоже могут сильно любить свою профессию. Есть слесари или токари «от бога», камнерезы, чья профессия опасна для здоровья, но зато дарит людям красоту. Без дворников невозможно представить наш город, а уж тем более – без мусорщиков. Только вообрази, что в течение недели из города не будет вывозиться мусор! А если 2 недели, месяц? Не надо заострять внимание на трудности, сложности, надо говорить о полезности!)

Если вы заходите узнать о разных профессиях, можете заглянуть в общероссийский классификатор профессий рабочих, где вы найдете любую профессию от А до Я.

Но есть и очень необычные и редкие профессии.

1.Хоть не во всех странах имеются вулканы, но они все-таки существуют, включая территорию России. Согласно Википедии на одной только Камчатке существует 119 вулканов разной величины. Так вот их изучением занимаются вулканологи. Главная их задача – вовремя предупредить о возможных землетрясениях, чтобы избежать жертв и разрушений.

2.Есть люди, которые строят ракеты, их, называют ракетостроителями.

3.Например, астроном. С этой профессией можно приблизиться к звездам. Конечно, не так близко, как это делает космонавт, но все же.

-Ребята, Все профессии нужны, все профессии важны.

-А сейчас, чтобы познакомится с другими профессиями, поиграем в игру «Доскажи словечко».

-Я буду читать начало предложения, а вам нужно закончить предложение:

Трактор водит… (тракторист),

Электричку – (машинист),

Стены выкрасил – (маляр),

Доску выстругал… (столяр),

В доме свет провел… (монтер),

В шахте трудиться – (шахтер),

В жаркой кузнице - (кузнец),

Кто все знает молодец!

-Ребята, как вы думаете, какие из профессий с которыми сейчас познакомились, нужны нам для преображения окружающего мира?

-В будущем, конечно, каждый из вас станет взрослым, выберет профессию, которая будет полезна и работникам, и всем окружающим.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция),


4. Первичное закрепление.

Задача: анализируя иллюстрации ответить на вопрос «Изменится ли мир, когда мы повзрослеем?»


Словесные (беседа), методы закрепления и повторения, практические методы.

-А как вы думаете, изменится ли окружающий нас мир, когда вы станете взрослыми?

- Чтобы это узнать, рассмотрите иллюстрации на с. 25 учебника.

-Давайте опишем город на иллюстрации 1. Что вы видите?

-Как вы думаете, что помогло жителям этого города сохранить красоту природы, а также создать новые дома, машины?

-Опишите город на второй картинке?

-Какие поступки могут привести природу к такому состоянию, которое изображено на первом рисунке?

- В каком городе вы бы хотели жить? (на 1 иллюстрации)

-От чего зависит, каким он станет? (От отношения людей.)

- Зависит ли сохранение культуры, природы и экологии от нас с вами в будущем? (Каждый человек ответственен за будущее окружающего мира.)

-Мы можем выбрать профессию, которая создает окружающий нас мир.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания; логические – анализ, обобщение), коммуникативные УУД (планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание)

5. Физминутка.

Задача: сменить вид деятельности, отдохнуть.

Метод эмоционального стимулирования (использование игр и игровых форм организации обучения)

-А теперь отдохнём.

-Вы бы хотели стать артистами?

-Давайте представим, что каждый из вас стал настоящим артистом.

-Я буду называть вам профессию, а вам нужно движениями показать эту профессию. (Фокусник, пожарный, повар, учитель, машинист, космонавт, швея)

Называю профессию, а дети показывают.

Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Где личностные УУД??? Только на этапе мотивации???

6. Организация самостоятельной работы.

Задача: проверить знания учащихся о профессиях.

Словесные (беседа), методы закрепления и повторения изученного материала, методы контроля и самоконтроля, поощрение.

-Для того чтобы проверить как вы сегодня были внимательны, я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный портфель».

-Для этого повернитесь к своим соседям. Я вам раздам листочки, на которых нарисованы предметы.

-Вам нужно отгадать по предметам профессию человека. И провести стрелки. А затем мы проверим.

-Все поняли, что нужно делать?

У детей иллюстрации с предметами художника, повара, учителя, библиотекаря, врача, парикмахера, портного (швеи).

-Ребята, а все ли эти профессии нам необходимы?

-Почему?

-Молодцы вы справились с заданием!

На этом же этапе учащиеся контролируют, корректируют, оценивают выполненную работу, коммуникативные УУД: демонстрируют умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

7. Рефлексия.

Задача: подвести итог урока, оценить свою деятельность.

Словесные (беседа)

-Когда вы станете взрослыми?

-Как со временем меняется человек?

- Как надо выбирать профессию?

- Как надо готовиться к будущей трудовой деятельности?

-Каким может быть окружающий мир в будущем?

-Что в окружающем мире зависит от нас? ( Человек должен нести ответственность за свои поступки, так как от этих поступков зависит то, каким станет мир в будущем.)

-Вывод: Человек и окружающий мир со временем меняются. Человек взрослеет, выбирает для себя профессию. Окружающий мир может измениться по-разному. Счастливая жизнь всех зависит от поступков каждого!

- Ребята, вот и подошёл к концу наш урок.

- Скажите, какая была тема нашего урока?

-Что вы нового узнали?

-Давайте оценим нашу деятельность на уроке. У вас на парте лежат желтые кружочки. Это солнышко. Вам нужно нарисовать такое лицо, которое соответствует вашему настроению на уроке. Улыбку или грустное лицо.

-Спасибо всем за урок!

Оценочные суждения: самый внимательный, наблюдательный; помогали мне на занятии, были активны; правильно отвечал на вопросы.

Демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению



10