2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания о детстве, сформулировать тему и задачи урока. | Словесные (беседа), постановка проблемы или создание проблемной ситуации. | - Ребята, по сколько вам сейчас лет? (6-8) -Значит все вы дети. -А сколько лет вашим родителям? (Дети отвечают) -Как мы называем родителей и других людей, которые старше Вас? (Взрослыми) - Ребята, чем отличается жизнь взрослых людей от Вашей? (Взрослые работают, а мы учимся; и тд.) - Кто из вас хочет стать взрослым? - Когда вас можно будет назвать взрослыми? -Давайте откроем учебник на странице 24, и узнаем, когда человека можно назвать взрослым. (Человек считается взрослым, когда достигает 18 лет.) -К тому времени вы уже закончите школу. -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О жизни взрослого) -Тема урока - это вопрос, на который сегодня мы постараемся ответить: Когда мы станем взрослыми? -Как вы думаете, какие задачи сегодня мы поставим перед собой? (Что мы узнаем нового? С чем познакомимся?) Доп. вопросы для определения задач: -Жизнь детей и взрослых отличаются? (Да) -Значит, что мы будем делать? (Сравнивать жизнь детей и взрослых) -Какой выбор становится перед взрослым? (Выбор профессии) -Значит, мы поговорим о профессиях. -Как вы думаете, если мы с вами станем взрослыми, изменится ли окружающий мир? (Да) -Постараемся мы это узнать? (Да) | Личностные УУД: самоопределение к деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
3. Решение проблемы. Задача: с помощью беседы, стихотворения познакомиться с жизнью взрослого, с профессиями. | Словесные (беседа, объяснение, художественное слово, упражнения), методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение), методы закрепления и повторения, методы приобретения новых знаний, частично-поисковые методы | -Закройте глаза, и представьте себя уже взрослым. -Каким вы будете? (Дети будут высказывать свое мнение, говорить о том, кем они будут, когда вырастут) -Почему вы представляете себя кем-то (говорите о какой-то профессии)? (Потому что главная задача взрослого это выбрать профессию, которая ему по душе) - Предлагаю Вам послушать стихотворение, Вам нужно запомнить профессии, о которых говорится в стихотворении. «Чем пахнут ремесла?» У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. Мимо столярной Идешь мастерской- Стружкою пахнет И свежей доской. Пахнет маляр Скипидаром и краской. Пахнет стекольщик Оконной замазкой. Куртка шофера Пахнет бензином. Блуза рабочего- Маслом машинным. Пахнет кондитер Орехом мускатным. Доктор в халате- Лекарством приятным. Рыхлой землею, Полем и плугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом. Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только бездельник Не пахнет никак! (Джани Родари). -Ребята, какие профессии вы услышали в этом стихотворении? (маляр, стекольщик, шофер, рабочий, кондитер, доктор, крестьянин, рыбак) -А в конце стихотворения о ком шла речь? (о бездельнике), если ребенок не может ответить повторить четверостишие. -Ребята, а кто такой бездельник? (Тот, кто бездельничает, лентяй) -Уважают ли бездельников? (Нет) -Почему? -Что нужно делать, чтобы не быть бездельником? (Заняться делом, выбрать профессию) -Конечно, человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать в жизни дело, профессию. - Рассмотрите фотографии на с. 24. -Люди, каких профессий здесь изображены? (Доярка, художник, фотограф, врач, водитель, парикмахер.) -Можно ли представить город без этих профессий? -Конечно, нет, доярка получает молоко, из которого можно получить и другие продукты, водитель доставляет людей в нужное место, врач спасает людей, дает советы как не заболеть, художник и фотограф показывают нам всю красоту нашей природы. -Какие профессии вы еще знаете? -В настоящее время в мире официально существует свыше 70 000 профессий. Выбор безграничный, главное найти то, что по душе. Та профессия, работой которой ты будешь заниматься с удовольствием. Есть тяжелые профессии (это рабочие? которые работают на заводах, или строят высокие дома, или мосты через реку), а есть профессии, которые не только не занимают много сил и времени, но позволяют заниматься тем, что ты любишь. (Противопоставление не корректное! Строители и рабочие – тоже могут сильно любить свою профессию. Есть слесари или токари «от бога», камнерезы, чья профессия опасна для здоровья, но зато дарит людям красоту. Без дворников невозможно представить наш город, а уж тем более – без мусорщиков. Только вообрази, что в течение недели из города не будет вывозиться мусор! А если 2 недели, месяц? Не надо заострять внимание на трудности, сложности, надо говорить о полезности!) Если вы заходите узнать о разных профессиях, можете заглянуть в общероссийский классификатор профессий рабочих, где вы найдете любую профессию от А до Я. Но есть и очень необычные и редкие профессии. 1.Хоть не во всех странах имеются вулканы, но они все-таки существуют, включая территорию России. Согласно Википедии на одной только Камчатке существует 119 вулканов разной величины. Так вот их изучением занимаются вулканологи. Главная их задача – вовремя предупредить о возможных землетрясениях, чтобы избежать жертв и разрушений. 2.Есть люди, которые строят ракеты, их, называют ракетостроителями. 3.Например, астроном. С этой профессией можно приблизиться к звездам. Конечно, не так близко, как это делает космонавт, но все же. -Ребята, Все профессии нужны, все профессии важны. -А сейчас, чтобы познакомится с другими профессиями, поиграем в игру «Доскажи словечко». -Я буду читать начало предложения, а вам нужно закончить предложение: Трактор водит… (тракторист), Электричку – (машинист), Стены выкрасил – (маляр), Доску выстругал… (столяр), В доме свет провел… (монтер), В шахте трудиться – (шахтер), В жаркой кузнице - (кузнец), Кто все знает молодец! -Ребята, как вы думаете, какие из профессий с которыми сейчас познакомились, нужны нам для преображения окружающего мира? -В будущем, конечно, каждый из вас станет взрослым, выберет профессию, которая будет полезна и работникам, и всем окружающим. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), |
4. Первичное закрепление. Задача: анализируя иллюстрации ответить на вопрос «Изменится ли мир, когда мы повзрослеем?» | Словесные (беседа), методы закрепления и повторения, практические методы. | -А как вы думаете, изменится ли окружающий нас мир, когда вы станете взрослыми? - Чтобы это узнать, рассмотрите иллюстрации на с. 25 учебника. -Давайте опишем город на иллюстрации 1. Что вы видите? -Как вы думаете, что помогло жителям этого города сохранить красоту природы, а также создать новые дома, машины? -Опишите город на второй картинке? -Какие поступки могут привести природу к такому состоянию, которое изображено на первом рисунке? - В каком городе вы бы хотели жить? (на 1 иллюстрации) -От чего зависит, каким он станет? (От отношения людей.) - Зависит ли сохранение культуры, природы и экологии от нас с вами в будущем? (Каждый человек ответственен за будущее окружающего мира.) -Мы можем выбрать профессию, которая создает окружающий нас мир. | Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания; логические – анализ, обобщение), коммуникативные УУД (планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание) |
6. Организация самостоятельной работы. Задача: проверить знания учащихся о профессиях. | Словесные (беседа), методы закрепления и повторения изученного материала, методы контроля и самоконтроля, поощрение. | -Для того чтобы проверить как вы сегодня были внимательны, я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный портфель». -Для этого повернитесь к своим соседям. Я вам раздам листочки, на которых нарисованы предметы. -Вам нужно отгадать по предметам профессию человека. И провести стрелки. А затем мы проверим. -Все поняли, что нужно делать? У детей иллюстрации с предметами художника, повара, учителя, библиотекаря, врача, парикмахера, портного (швеи). -Ребята, а все ли эти профессии нам необходимы? -Почему? -Молодцы вы справились с заданием! | На этом же этапе учащиеся контролируют, корректируют, оценивают выполненную работу, коммуникативные УУД: демонстрируют умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
7. Рефлексия. Задача: подвести итог урока, оценить свою деятельность. | Словесные (беседа) | -Когда вы станете взрослыми? -Как со временем меняется человек? - Как надо выбирать профессию? - Как надо готовиться к будущей трудовой деятельности? -Каким может быть окружающий мир в будущем? -Что в окружающем мире зависит от нас? ( Человек должен нести ответственность за свои поступки, так как от этих поступков зависит то, каким станет мир в будущем.) -Вывод: Человек и окружающий мир со временем меняются. Человек взрослеет, выбирает для себя профессию. Окружающий мир может измениться по-разному. Счастливая жизнь всех зависит от поступков каждого! - Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. - Скажите, какая была тема нашего урока? -Что вы нового узнали? -Давайте оценим нашу деятельность на уроке. У вас на парте лежат желтые кружочки. Это солнышко. Вам нужно нарисовать такое лицо, которое соответствует вашему настроению на уроке. Улыбку или грустное лицо. -Спасибо всем за урок! Оценочные суждения: самый внимательный, наблюдательный; помогали мне на занятии, были активны; правильно отвечал на вопросы. | Демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |