Тема: Конфликт между миром невежества и защитниками
просвещения в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Цели урока:
Образовательная: раскрыть сущность конфликта между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства, дать понятие о конфликте и антитезе;
Развивающая: развивать навыки анализа драматического текста, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;
Воспитательная: воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: учебник по русской литературе для 9 класса, тексты пьесы.
Эпиграф на доске:
В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…
В.Г. Белинский
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 3 мин.
Объявление темы и цели урока – 1 мин.
Словарная работа – 3 мин.
Работа с текстом и анализ комедии – 29 мин.
Подведение итогов - 2 мин.
Обобщение учителя – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать вас на нашем уроке русской литературы. Скажите, пожалуйста, кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, дома вы прочитали уже всю пьесу. Сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были в процессе чтения.
Кто из героев произносит данные реплики?
«Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут - без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство… Нет, мой друг, наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван» (Стародум)
«Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение» (Правдин)
«Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» (Стародум)
«Так поэтому надобно, чтоб всякий порядочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурно, знав, что делает» (Софья)
«Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой» (Милон)
Учитель: Молодцы, ребята, эти герои комедии говорят умно и правильно.
3. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить с вами о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи.
-О чём эта комедия? Какую проблему мы рассмотрели на прошлом уроке? (Эта комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества, тема воспитания и образования)
- Скажите, а что еще вы знаете о литературе XVIII в.? (Для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение», т.е. она становится менее религиозной и все больше светской; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ).
- Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать? (Было характерно : принцип 3 единств, деление героев на положительные и отрицательные, любовный треугольник)
-Назовите положительных героев комедии. (Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья).
-Назовите отрицательных героев. (В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: Простаков, Скотинин, Митрофан)
4. Объявление темы и цели урока
Учитель: Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения и постараемся вывить особенности конфликта пьесы. Тема урока звучит так: «Конфликт между миром невежества и защитниками просвещения» – запись в тетрадь.
5.Словарная работа
Учитель: Все Простаковы - невежы и невежды. Каковы лексические значения этих слов? (предположения ребят)
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный, малосведущий человек. Таких людей можно назвать воинствующими невеждами, потому что они гордятся своим невежеством.
Найдите в тексте подтверждение этому. (Простакова: «Воровская харя, болван…»; Митрофан: «стара хрычовка!» - д.2 явл. 4; Скотинин: «Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил от этой скуки» - с.15,д.1 явл.6)
6. Работа с текстом и анализ комедии
Учитель: В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.
- Какова она в комедии? С кем из героев связана? (Софья)
Сообщение о Софье _________________________________________
У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.
София в переводе с греческого означает «мудрость». Она умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.
Учитель: Внешне действие строится на любовном конфликте. Ребята, давайте обратимся к нашим учебникам и дадим определение понятию «конфликт».
Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характеров – запись в тетрадь.
Учитель: Итак, когда происходит завязка любовного конфликта? (Когда Правдин читает письмо Стародума)
-Давайте найдём в тексте и прочитаем письмо Стародума (д.1 явл.7 – с.16).
-Кульминация? (похищение Софьи, организованное Простаковой)
- Находим в тексте (д.5 явл 2, с.56).
- Развязка? (соединение Софьи и Милона).
Учитель: Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой. Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.
- Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие? (Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона).
Учитель: Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:
1 уровень – это учителя, крепостной Тришка.
-Как звали учителей? (Вральман, Цыфиркин, Кутейкин)
Сообщение о Вральмане___________________________________
Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун.
Учитель: Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Сообщение о Цыфиркине____________________________________
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает».Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цыфиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.
Учитель: На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.
Сообщение о Кутейкине______________________________________
Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
Учитель: Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.
- Какова их роль? (Мы узнаем, кто воспитывает, кто и чему учит дворянских детей. Они придают комедии общественное звучание, дают высветить проблему воспитания, образования, просвещения дворян).
- Смеется автор над ними? (Да! Но он изобличает их, презирает, негодует, еще и сатирически показывая их).
- Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое. Учителя занимают промежуточное положение между положительными и отрицательными героями)
-Давайте прочитаем сцену, связанную с учителями и крепостными. (Д.2 явл.6)
Г-па Простакова
Митрофан
Еремеевна
Кутейкин
Цыфиркин
Учитель: Комические эпизоды объединяют учителей, Тришку и отрицательных героев, создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отрицательных героев, придают конкретность и живость будничной жизни поместного дворянства. Но уже в этих сценах комическое и трагическое переплетаются, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.
Физкультминутка
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Отрицательные герои.
- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинине?
- Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился.
Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7
Г-па Простакова
Митрофан
Цыфиркин
Кутейкин
Учитель: Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”.
- Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?
- Какое назначение отрицательных героев? (Показать, какими и как не должно быть).
- К какому выводу приходит автор? (Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются).
- А каким изображен двор, придворные? (д.3 явл.1) – (воспитанные, образованные, главное – иметь сердце и душу, тогда будешь человеком во всякое время)
Учитель: Итак, отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-политического конфликта (здесь невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие).
-Ребята, давайте вспомним, что такое антитеза? Ъ
Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающие эффект резкого контраста (учебник).
Учитель: В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
- Как разрешается общественно-политический конфликт? (Разрешение конфликта происходит извне. Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать, опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение нравственных основ).
Положительные герои.
Учитель: Ребята, а кто пресекает зло в комедии? (положительные герои)
-Кто они? (Правдин, Стародум, Милон)
Давайте послушаем сообщения об этих героях.
Ответ заранее подготовленного учащегося____________________________
Сообщение о Милоне, Правдине и Стародуме.
Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава, сколько слава отечества.
Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.
В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.
Учитель: Итак, это люди просвещенные, образованные, благородные, добродетельные, действующие по закону, по велению сердца и разума.
Обратите внимание на эпиграф:
В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…
В.Г. Белинский
7. Подведение итогов
Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока.
-Вспомним, что такое конфликт и антитеза?
-Какие два конфликта присутствуют в пьесе? (любовный и общественно-политический)
-Как разрешаются оба конфликта? Чем заканчивается комедия? (Простаковы пытаются похитить Софью, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. Милон успевает помешать Простаковым похитить Софью. После этого скандала Правдин объявляет Простаковым, что лишает их права управлять имением и что имение берется под опеку государства. Митрофанушку тут же забирают служить. Так госпожа Простакова остается без любимого сына и без безграничной власти над крестьянами).
- Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии? (Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования - отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства).
- Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
- Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?
8.Обобщение учителя
Учитель: Комедия «Недоросль» была настоящим событием как литературного, так и общественного значения. В ней драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, поднимает важные проблемы своего времени: помещичьего произвола и воспитания истинного гражданина. За смешными ситуациями беспощадная сатира на угнетателей.
Выставление и комментирование отметок.
9.Рефлексия
-Понравился ли вам урок?
-Что показалось наиболее интересным?
10. Домашнее задание
Ответить на вопросы учебника с. 60