СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: М. Ю. Лермонтов «Мцыри».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: М. Ю. Лермонтов «Мцыри».»

Урок литературы.

Тема: М. Ю. Лермонтов «Мцыри». В чем состоит смысл жизни для Мцыри?

Цели: образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения; учить работать с текстом лирического произведения:

развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы;

воспитательные: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта.

Вид урока: урок формирования новых знаний и умений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цели урока, объясняет, как будет строится работа на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

- Вы прочитали поэму. Лермонтов эту историю услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

1) Вопросы:

– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

2) Рассказ ученика об истории создания поэмы:

- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

В чем разница между героем поэмы и героем легенды?

3. Работа по теме урока.

1) Слово учителя.

- В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить? В чем смысл жизни для Мцыри?

И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.  Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”. 
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

– Как эпиграф связан с темой произведения?

– Определите идею.

2)Беседа по тексту поэмы.

- Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?

Мцыри – это …

Какое значение больше подходит Мцыри?

- Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

Как жил Мцыри в монастыре?

Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

- Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

- В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

- В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.)

Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным?

-Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

(Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

(Он увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод)

- Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.)

- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя. 
- Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом? 
- Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими?

Прослушивание аудиозаписи «Бой с барсом».

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

- Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

(Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)

4. Закрепление материала.

1) Устно продолжите предложения.

Мцыри мечтал о…(свободе)

Представление о свободе связано у Мцыри с…(мечтой о возвращении на родину)

Быть свободным – это значит…(вырваться из монастырского плена).

2) Составление синквейна.

Существительное (название темы).

2. Прилагательное, прилагательное или причастие, причастие (описание предмета, героя, его признаки).

3. Глагол, глагол, глагол (три главных действия-характеристики).

4. Законченное предложение глагольного типа (основная мысль характеристики).

5. Слово или словосочетание (резюме, синоним, может быть контекстуальный, темы).

Пример.

Барс.

Сильный, грациозный, страшный.

Нападает, пугает, рычит.

Его все боятся.

4. Подведение итогов урока, выставление оценок, комментирование их.

5. Задание на дом: выучить на выбор отрывок из поэмы наизусть.