СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Общее свойство группы предметов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Общее свойство группы предметов»»

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

(для печатной и электронной формы учебников)

Урок 5 (ОНЗ)

Тема: «Общее свойство группы предметов»

Основные цели

Личностные:

1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

2) Формировать начальные представления о целостности окружающего мира.

Метапредметные:

1) Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности ученика, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

2) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

2) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи признаки сходства и различия.

3) Приобретать первичный опыт моделирования – использование знаковой символики и групп предметов в качестве моделей.

Предметные:

1) Сформировать умение указывать общие свойства предметов в группе;

2 ) Тренировать умение определять свойства предметов, в особенности те из них, которые изучаются на уроках математики.





























































Вариант проведения урока

  • Оборудование

1) Эталоны из курса «Мир деятельности»

Д−1.1 и Д−1.2 Этапы учебной деятельности.

Д−2.3 Эталон учителя в роли «помощника» (фея и слово помощник).

Д–2.4. Эталон учителя в роли «организатора» (дирижер и слово организатор).







2) Демонстрационные материалы:

Д−5.1 Эталон свойств предметов.

Д−5.2 Образец для проверки задания № 5, стр. 11 (РТ).

Д−5.3 Значки «домик», «рожица», «птица», «дерево», «капелька в квадратике» для эталона.

Д−5.4 Белые карточки.

Д−5.5 Круглые карточки с изображением льва, зайца, пингвина, курицы и лебедя со страницы 10 учебника.

Д−5.6 Значки цвета и размера для предметов: лев, заяц.

Д−5.7 Круглые карточки с изображением ложки, ведра и банки.

Д−5.8 Карточки с изображением предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце).

3) Раздаточный материал:

Р−5.1 Конверты с элементами эталона свойств предметов:



Р−5.2 Наборы фигур: «Геометрическое лото».

4) Презентация слайды 1 – 11.

5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).

6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).

7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).

  • Ход урока:

1. Введение в игровую ситуацию.

 Какому сказочному герою вы помогали на прошлом уроке? (Мишутке.)

 Сегодня утром я получила от него телеграмму:

«Ребята! Я испытал огромное удовольствие от работы с вами и рассказал о вас всем моим друзьям. Наш Царь, услышав о ваших успехах, захотел лично посетить вас и посмотреть на вашу работу. Он уже в пути, и скоро вы сможете с ним познакомиться.

С уважением, ваш Мишутка».

 На какую работу хочет посмотреть Царь зверей – Лев? (Он хочет посмотреть, как мы учимся.) (Слайд 2)

 Когда вы можете говорить, что вы действительно учитесь? (Когда прохожим два этапа учебной деятельности.)

  • Учитель опирается на два этапа учебной деятельности из курса «Мир деятельности» (Д−1.1, Д−1.2).

 Как учится ученик? (Ученик учится сам.)

 А что тогда буду делать я на уроке? (Вы будете помогать нам и организовывать нашу работу.)

  • Учитель использует эталоны Д−2.3 и Д−2.4 из курса «Мир деятельности» и вывешивает их на доску.

 Я вижу, что вы готовы к учебной деятельности. Итак, давайте подготовимся к приходу Царя всех зверей – Льва, и вспомним, что вы знаете и умеете. (Знаем свойства предметов, умеем их называть, сравнивать, изменять.)

 На этом уроке вы продолжите изучать свойства предметов.

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

 А что вы знаете о нашем госте? Опишите его свойства. Что вам может помочь выполнить это задание? (Эталон свойств предметов.)

  • Учитель открывает на доске эталон свойств предметов (Д−5.1, Р–5.1, или слайд 3, анимация 1).

 Какие свойства предметов вам известны? (Цвет, назначение, положение, форма, количество, размер.)

  •  Какие свойства можно использовать для описания льва? (Цвет и размер.) (Слайд 3, анимация 2–4).

 Значит, остальные свойства вам пока не понадобятся. Я закрою их белыми карточками.

  • Учитель закрывает свойства предмета белыми карточками, оставляя только свойства «цвет» и «размер».

 Если вы будете говорить о свойствах льва, то чье изображение вы поместите в центр эталона? (Льва.)

  • Учитель помещает изображение льва на место значка «помидор».

 Опишите свойства льва, пользуясь нашим эталоном (Он большой и рыжий.)

  • Учитель помещает в эталон значки, обозначающие цвет и размер льва:



 Лев очень удивится, услышав такое короткое описание. Он подумает, что мы не знаем, где он живет. А в нашем эталоне есть значок для обозначения дома льва? (Нет.)

Придумайте такой значок. (...)


  •  Договоримся использовать с этой целью значок «домик»: . (Слайд 3, анимация 5, 6).

А место жительства – это математическое или нематематическое свойство? (Нематематическое.)

 Значит, вы должны поместить его в группу нематематических свойств.

  • Один из учеников помещает значок «домик» на эталоне.

 Кто знает, где живет лев, где его дом? (В Африке, в дикой природе.)

 Верно, лев – дикий зверь. Каким значком вы могли бы это обозначить? (...)

 Договоримся использовать с этой целью значок «дерево» (Слайд 3, анимация 7):



  • Учитель помещает значки свойств, относящихся ко льву, в столбик рядом с эталоном.

 Какое описание у вас получилось? (Лев рыжий, большой, дикий.)

 Я думаю, льву очень понравится наше описание. Но со львом могут прийти животные из его свиты. Их изображения вы найдете на странице 10 нашего учебника (урок 5 (У)). Самым быстрым будет заяц. Поместим его изображение в эталон.

  • Ученик помещает изображение зайца в центр эталона. Вариант описания: «Это заяц, он маленького размера, серый, живет в лесу». Значки, обозначающие свойства, относящиеся к зайцу, помещаются в эталон. (Слайд 3, анимация 8–12) Затем учитель переносит их и помещает в столбик рядом со свойствами льва. Также учитель может использовать для этой работы задание 1 на стр. 10 (Урок 5 (РТ)).

 Посмотрите на получившуюся схему. Сравните свойства описанных вами животных. Есть ли среди них общие свойства? (Есть – они все живут в лесу, дикие.)

 Какой значок в схеме показывает, что это дикие животные? (Дерево.) (Слайд 3, анимация 13)

 Соединим их линиями.

  • Один ученик выполняет это действие на доске.

 Как же назвать животных, которые живут в лесу? (Дикие животные.)

  • Учитель помещает значок «дерево» под столбиками и подчеркивает его:








 Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Что вам помогло выполнить это задание? (Эталон свойств предметов, умение описывать предметы.)

  • Аналогичную работу можно провести и с изображением зебры из задания 1, стр. 10 (РТ).

 Можете ли вы приступить к изучению нового? Докажите. (...)

 Итак, нашим гостям нужно проделать длинный путь, чтобы к нам добраться. Каждый из них несет с собой багаж. Вот что можно обнаружить в мешке у льва:

  • Учитель помещает на доску три карточки с изображениями банки, ложки и ведра (Слайд 4). Все предметы имеют разный цвет и размер. Учащиеся открывают задание 2 на странице 10 (РТ).







Определите, по какому общему свойству лев собрал эти предметы в мешок.

  • Учитель организует проверку предположений и фиксацию результатов выполнения задания.

 Кто не смог выполнить это задание?

 Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить общее свойство.)

 У кого есть ответ?

 Кто из вас прав? Назовите правило, которым вы воспользовались.

 Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило.)

 Какое задание вам нужно было выполнить? (Определить общее свойство предметов.)

 Где возникло затруднение? (В определении свойства.) (Слайд 4, анимация 1).

 Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы не знаем, как правильно определять общее свойство.) (Слайд 4, анимация 2).

3. Открытие детьми нового знания.

 Значит, вам надо сегодня научиться находить общее свойство различных предметов. Это – наша задача. Как бы вы назвали наш урок? («Общее свойство группы предметов».)

  • Учитель открывает на доске название темы.

  • Что вам может помочь? Вспомните, какое задание вы смогли выполнить в начале урока? (Мы смогли выделить общее свойство у Льва и Зайца.)

 Как вам это сможет помочь? (Мы вспомним последовательность наших рассуждений.)

 Для чего? (Чтобы также рассуждать при выполнении задания, вызвавшего затруднение.)

 Вспомните, как вы определяли общее свойство группы животных. Что вы делали сначала? (Определяли свойства каждого животного.)

 Что вам помогало? (Эталон.)

 Вы можете определять свойства любых предметов? (Да.)

 Обозначим предмет на эталоне значком «смайлик».

  • Учитель помещает на доске карточку (Слайд 5, анимация 1):








 Вспомните, какие свойства льва вы нашли? (Лев – рыжий, большой, дикий.)

 Какие свойства зайца? (Заяц – серый, маленький, дикий.)

 Как вы среди такого количества свойств нашли общее? (Мы сравнили их и посмотрели, какое одинаковое свойство есть в каждом столбике – они дикие, живут в лесу.)

  • Учитель снимает карточки с доски и рисует вместо них прямоугольники.

 Посмотрите, я сняла карточки, а ниточка осталась. Она показывает, как вы сравнивали свойства. А как показать, что «дикие» – общее свойство? (...)

 Давайте обведем его в зеленую рамочку. Вы можете сравнить так свойства любых предметов? (Да.)

  • На доске выставляется под первой карточкой вторая (Слайд 5, анимация 2):









 А что обозначает последний значок «дерево»? (...)

 Верно, вы назвали общее свойство: «Дикие животные». Обозначим его чертой (Слайд 5, анимация 3):





 Посмотрите, что у вас получилось? (Схема.) (Слайд 5, анимация 4)

 Расскажите, как она поможет найти общее свойство:

  • Назовите первый шаг. (Определить свойства каждого предмета).

  • Назовите второй шаг. (Сравнить их и найти общее свойство).

  • Назовите третий шаг. (Дать название по общему свойству).

 С чего начнем? (Например, с банки.) (Слайд 6).

 Расскажите о ней – какого она размера, цвета? (Она большая, бесцветная, сделана из стекла...)

 А зачем нужна банка? В чем ее назначение? (В нее что-нибудь наливают.)

 Давайте обозначим это свойство значком «Капля»:



  • Аналогично разбирается ложка и ведро (Слайд 6).

 Что вы будете делать после того, как определили свойства всех предметов? (Сравнивать их.)

 Сравните и определите общее свойство. (Во все эти предметы можно что-то налить.)

 Животным предстоит пройти долгий путь, и, наверное, поэтому лев взял с собой в дорогу эти предметы, чтобы при случае пополнить запасы воды. Такие предметы еще по-другому называют емкости. А что показывает вам последний значок? (Мы должны дать группе название.)

 Как же вы ее назовете? (Емкости.)

 В чем было у вас затруднение? (Мы не могли найти общее свойство группы.)

 Удалось вам преодолеть затруднение? (Да.)

 Что же вам помогло? (Схема.)











 Вспомните, как вы определили общее свойство. (Сначала надо найти свойство каждого предмета, потом – сравнить их и определить, какое свойство совпадает.)

 Вы можете теперь сказать, что открыли новый эталон? (Да.)

  • Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.6).

 Этот эталон в общем виде выглядит так:












 Можете ли вы сказать, что научились определять общее свойство предметов? (Нет.)

 Что необходимо теперь делать? (Нужно научиться применять новый эталон.)

Физкультминутка.

 Мы так долго шагали, что немножечко устали. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру: «Счет через 2». Считаем парами, как в считалочке, до 20. Ваша задачасчитать дружно, всем одновременно.

 Другие подданные льва, услышав о том, как хорошо вы умеете объединять предметы в группы, просят вас помочь им объединиться.

  • Учитель прикрепляет на доску увеличенные изображения пингвина, курицы и лебедя из задания 1, стр. 10 (У) (Слайд 7).

 Назовите общее свойство всех этих животных.

  • Учитель выслушивает все версии. Если дети сами называют свойство и приходят к соглашению, то схема используется для обоснования правильности выбора, а если нет – то для самого выбора. Обсуждение можно провести так.

 Что будем делать вначале? (Определим свойства каждого животного.)

  • Дети дают описания свойств, например: «Это лебедь, он белого цвета, живет на озере». При необходимости, учитель задает опорные вопросы типа:

 Кем является лебедь? (Птицей.)

 Обозначим это свойство значком:




  • Так же описываются остальные птицы, и дается общее название группы: «Птицы» (Слайд 7, анимация). Аналогично можно поработать с остальными группами, приведенными в учебнике на стр. 10 и с любыми другими группами (Слайд 8). Здесь важно, чтобы способ обобщения фиксировался в речи:

  • определяем свойства каждого предмета;

  • сравниваем их и находим общее свойство;

  • даем ему название.

 Достаточно ли вам тренироваться? (...)

 Чтобы определить, научились ли вы или нет определять общие свойства, поработайте самостоятельно. Для этого откройте задание 4, стр. 11 (РТ).

  • Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем учитель организует самопроверку по образцу (Слайд 9).

 У кого были ошибки? Поставьте себе знак вопроса.

 Вам нужно еще поработать с эталоном.

 У кого получилось также? Поставьте себе плюсик.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

– Царь всех зверей лев, услышав о ваших успехах в объединении его подданных в группы, прислал для вас более сложное задание. Найдите в рабочей тетради задание 5 на стр. 11. Вам необходимо найти общее свойство всех предметов на рисунке и раскрасить вазы одной формы одним цветом.

 Проверьте себя по образцу. Обведите ту вазу, которую вы раскрасили неправильно.

  • Учитель открывает образец — увеличенный вариант задания с верно раскрашенными вазами (Слайд 10).

 Если задание выполнено верно, то поставьте знак «+».

 Что общего было у всех раскрашенных вами предметов? (Это все вазы.)

 Вот еще одно задание, которое приготовил вам Царь зверей. Найдите в учебнике задание 4*, стр. 11 (У).

  • Учитель проводит работу по заданию в учебнике в зависимости от индивидуальных особенностей класса и если позволяет время на уроке.

5. Итог урока.

 Заканчивается урок. Льву очень хочется узнать, чему вы научились сегодня. Порадуйте его ответами! (Слайд 11)

 Посмотрите на эталон. В чем он вам сегодня помогал? (Находить общее свойство.) (Слайд 11, анимация 1)

 Расскажите, как вы будете рассуждать, чтобы найти общее свойство. (Например: определю свойства каждого предмета, сравню и найду общее свойство, назову группу по этому свойству.)

 Кому из вас удалось выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. (...) (Слайд 11, анимация 2)

 Кто из ребят больше всех помогал вам сегодня на уроке? (...)

  • На дом учитель может по желанию предложить нарисовать группу предметов с общим свойством.

8