Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
(для печатной и электронной формы учебников)
Урок 5 (ОНЗ)
Тема: «Общее свойство группы предметов»
Основные цели
Личностные:
1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».
2) Формировать начальные представления о целостности окружающего мира.
Метапредметные:
1) Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности ученика, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).
2) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
2) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи признаки сходства и различия.
3) Приобретать первичный опыт моделирования – использование знаковой символики и групп предметов в качестве моделей.
Предметные:
1) Сформировать умение указывать общие свойства предметов в группе;
2
) Тренировать умение определять свойства предметов, в особенности те из них, которые изучаются на уроках математики.
Вариант проведения урока
1) Эталоны из курса «Мир деятельности»
Д−1.1 и Д−1.2 Этапы учебной деятельности.
Д−2.3 Эталон учителя в роли «помощника» (фея и слово помощник).
Д–2.4. Эталон учителя в роли «организатора» (дирижер и слово организатор).
2) Демонстрационные материалы:
Д−5.1 Эталон свойств предметов.
Д−5.2 Образец для проверки задания № 5, стр. 11 (РТ).
Д−5.3 Значки «домик», «рожица», «птица», «дерево», «капелька в квадратике» для эталона.
Д−5.4 Белые карточки.
Д−5.5 Круглые карточки с изображением льва, зайца, пингвина, курицы и лебедя со страницы 10 учебника.
Д−5.6 Значки цвета и размера для предметов: лев, заяц.
Д−5.7 Круглые карточки с изображением ложки, ведра и банки.
Д−5.8 Карточки с изображением предметов формы шара (например, мячик, воздушный шарик, солнце).
3) Раздаточный материал:
Р−5.1 Конверты с элементами эталона свойств предметов:
Р−5.2 Наборы фигур: «Геометрическое лото».
4) Презентация слайды 1 – 11.
5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).
7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).
1. Введение в игровую ситуацию.
Какому сказочному герою вы помогали на прошлом уроке? (Мишутке.)
Сегодня утром я получила от него телеграмму:
«Ребята! Я испытал огромное удовольствие от работы с вами и рассказал о вас всем моим друзьям. Наш Царь, услышав о ваших успехах, захотел лично посетить вас и посмотреть на вашу работу. Он уже в пути, и скоро вы сможете с ним познакомиться.
С уважением, ваш Мишутка».
На какую работу хочет посмотреть Царь зверей – Лев? (Он хочет посмотреть, как мы учимся.) (Слайд 2)
Когда вы можете говорить, что вы действительно учитесь? (Когда прохожим два этапа учебной деятельности.)
Учитель опирается на два этапа учебной деятельности из курса «Мир деятельности» (Д−1.1, Д−1.2).
Как учится ученик? (Ученик учится сам.)
А что тогда буду делать я на уроке? (Вы будете помогать нам и организовывать нашу работу.)
Я вижу, что вы готовы к учебной деятельности. Итак, давайте подготовимся к приходу Царя всех зверей – Льва, и вспомним, что вы знаете и умеете. (Знаем свойства предметов, умеем их называть, сравнивать, изменять.)
На этом уроке вы продолжите изучать свойства предметов.
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
А что вы знаете о нашем госте? Опишите его свойства. Что вам может помочь выполнить это задание? (Эталон свойств предметов.)
Учитель открывает на доске эталон свойств предметов (Д−5.1, Р–5.1, или слайд 3, анимация 1).
Какие свойства предметов вам известны? (Цвет, назначение, положение, форма, количество, размер.)
Какие свойства можно использовать для описания льва? (Цвет и размер.) (Слайд 3, анимация 2–4).
Значит, остальные свойства вам пока не понадобятся. Я закрою их белыми карточками.
Учитель закрывает свойства предмета белыми карточками, оставляя только свойства «цвет» и «размер».
Если вы будете говорить о свойствах льва, то чье изображение вы поместите в центр эталона? (Льва.)
Опишите свойства льва, пользуясь нашим эталоном (Он большой и рыжий.)
Учитель помещает в эталон значки, обозначающие цвет и размер льва:
Лев очень удивится, услышав такое короткое описание. Он подумает, что мы не знаем, где он живет. А в нашем эталоне есть значок для обозначения дома льва? (Нет.)
Придумайте такой значок. (...)
Договоримся использовать с этой целью значок «домик»: . (Слайд 3, анимация 5, 6).
А место жительства – это математическое или нематематическое свойство? (Нематематическое.)
Значит, вы должны поместить его в группу нематематических свойств.
Кто знает, где живет лев, где его дом? (В Африке, в дикой природе.)
Верно, лев – дикий зверь. Каким значком вы могли бы это обозначить? (...)
Договоримся использовать с этой целью значок «дерево» (Слайд 3, анимация 7):
Учитель помещает значки свойств, относящихся ко льву, в столбик рядом с эталоном.
Какое описание у вас получилось? (Лев рыжий, большой, дикий.)
Я думаю, льву очень понравится наше описание. Но со львом могут прийти животные из его свиты. Их изображения вы найдете на странице 10 нашего учебника (урок 5 (У)). Самым быстрым будет заяц. Поместим его изображение в эталон.
Ученик помещает изображение зайца в центр эталона. Вариант описания: «Это заяц, он маленького размера, серый, живет в лесу». Значки, обозначающие свойства, относящиеся к зайцу, помещаются в эталон. (Слайд 3, анимация 8–12) Затем учитель переносит их и помещает в столбик рядом со свойствами льва. Также учитель может использовать для этой работы задание № 1 на стр. 10 (Урок 5 (РТ)).
Посмотрите на получившуюся схему. Сравните свойства описанных вами животных. Есть ли среди них общие свойства? (Есть – они все живут в лесу, дикие.)
Какой значок в схеме показывает, что это дикие животные? (Дерево.) (Слайд 3, анимация 13)
Соединим их линиями.
Как же назвать животных, которые живут в лесу? (Дикие животные.)
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Что вам помогло выполнить это задание? (Эталон свойств предметов, умение описывать предметы.)
Аналогичную работу можно провести и с изображением зебры из задания № 1, стр. 10 (РТ).
Можете ли вы приступить к изучению нового? Докажите. (...)
Итак, нашим гостям нужно проделать длинный путь, чтобы к нам добраться. Каждый из них несет с собой багаж. Вот что можно обнаружить в мешке у льва:
Учитель помещает на доску три карточки с изображениями банки, ложки и ведра (Слайд 4). Все предметы имеют разный цвет и размер. Учащиеся открывают задание № 2 на странице 10 (РТ).
Определите, по какому общему свойству лев собрал эти предметы в мешок.
Кто не смог выполнить это задание?
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли определить общее свойство.)
У кого есть ответ?
Кто из вас прав? Назовите правило, которым вы воспользовались.
Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем назвать правило.)
Какое задание вам нужно было выполнить? (Определить общее свойство предметов.)
Где возникло затруднение? (В определении свойства.) (Слайд 4, анимация 1).
Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы не знаем, как правильно определять общее свойство.) (Слайд 4, анимация 2).
3. Открытие детьми нового знания.
Значит, вам надо сегодня научиться находить общее свойство различных предметов. Это – наша задача. Как бы вы назвали наш урок? («Общее свойство группы предметов».)
Что вам может помочь? Вспомните, какое задание вы смогли выполнить в начале урока? (Мы смогли выделить общее свойство у Льва и Зайца.)
Как вам это сможет помочь? (Мы вспомним последовательность наших рассуждений.)
Для чего? (Чтобы также рассуждать при выполнении задания, вызвавшего затруднение.)
Вспомните, как вы определяли общее свойство группы животных. Что вы делали сначала? (Определяли свойства каждого животного.)
Что вам помогало? (Эталон.)
Вы можете определять свойства любых предметов? (Да.)
Обозначим предмет на эталоне значком «смайлик».
Учитель помещает на доске карточку (Слайд 5, анимация 1):
Вспомните, какие свойства льва вы нашли? (Лев – рыжий, большой, дикий.)
Какие свойства зайца? (Заяц – серый, маленький, дикий.)
Как вы среди такого количества свойств нашли общее? (Мы сравнили их и посмотрели, какое одинаковое свойство есть в каждом столбике – они дикие, живут в лесу.)
Посмотрите, я сняла карточки, а ниточка осталась. Она показывает, как вы сравнивали свойства. А как показать, что «дикие» – общее свойство? (...)
Давайте обведем его в зеленую рамочку. Вы можете сравнить так свойства любых предметов? (Да.)
На доске выставляется под первой карточкой вторая (Слайд 5, анимация 2):
А что обозначает последний значок «дерево»? (...)
Верно, вы назвали общее свойство: «Дикие животные». Обозначим его чертой (Слайд 5, анимация 3):
Посмотрите, что у вас получилось? (Схема.) (Слайд 5, анимация 4)
Расскажите, как она поможет найти общее свойство:
Назовите первый шаг. (Определить свойства каждого предмета).
Назовите второй шаг. (Сравнить их и найти общее свойство).
Назовите третий шаг. (Дать название по общему свойству).
С чего начнем? (Например, с банки.) (Слайд 6).
Расскажите о ней – какого она размера, цвета? (Она большая, бесцветная, сделана из стекла...)
А зачем нужна банка? В чем ее назначение? (В нее что-нибудь наливают.)
Давайте обозначим это свойство значком «Капля»:
Что вы будете делать после того, как определили свойства всех предметов? (Сравнивать их.)
Сравните и определите общее свойство. (Во все эти предметы можно что-то налить.)
Животным предстоит пройти долгий путь, и, наверное, поэтому лев взял с собой в дорогу эти предметы, чтобы при случае пополнить запасы воды. Такие предметы еще по-другому называют емкости. А что показывает вам последний значок? (Мы должны дать группе название.)
Как же вы ее назовете? (Емкости.)
В чем было у вас затруднение? (Мы не могли найти общее свойство группы.)
Удалось вам преодолеть затруднение? (Да.)
Что же вам помогло? (Схема.)
Вспомните, как вы определили общее свойство. (Сначала надо найти свойство каждого предмета, потом – сравнить их и определить, какое свойство совпадает.)
Вы можете теперь сказать, что открыли новый эталон? (Да.)
Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.6).
Этот эталон в общем виде выглядит так:
Можете ли вы сказать, что научились определять общее свойство предметов? (Нет.)
Что необходимо теперь делать? (Нужно научиться применять новый эталон.)
Физкультминутка.
Мы так долго шагали, что немножечко устали. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру: «Счет через 2». Считаем парами, как в считалочке, до 20. Ваша задача — считать дружно, всем одновременно.
Другие подданные льва, услышав о том, как хорошо вы умеете объединять предметы в группы, просят вас помочь им объединиться.
Учитель прикрепляет на доску увеличенные изображения пингвина, курицы и лебедя из задания № 1, стр. 10 (У) (Слайд 7).
Назовите общее свойство всех этих животных.
Учитель выслушивает все версии. Если дети сами называют свойство и приходят к соглашению, то схема используется для обоснования правильности выбора, а если нет – то для самого выбора. Обсуждение можно провести так.
Что будем делать вначале? (Определим свойства каждого животного.)
Дети дают описания свойств, например: «Это лебедь, он белого цвета, живет на озере». При необходимости, учитель задает опорные вопросы типа:
Кем является лебедь? (Птицей.)
Обозначим это свойство значком:
Так же описываются остальные птицы, и дается общее название группы: «Птицы» (Слайд 7, анимация). Аналогично можно поработать с остальными группами, приведенными в учебнике на стр. 10 и с любыми другими группами (Слайд 8). Здесь важно, чтобы способ обобщения фиксировался в речи:
определяем свойства каждого предмета;
сравниваем их и находим общее свойство;
даем ему название.
Достаточно ли вам тренироваться? (...)
Чтобы определить, научились ли вы или нет определять общие свойства, поработайте самостоятельно. Для этого откройте задание № 4, стр. 11 (РТ).
Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем учитель организует самопроверку по образцу (Слайд 9).
У кого были ошибки? Поставьте себе знак вопроса.
Вам нужно еще поработать с эталоном.
У кого получилось также? Поставьте себе плюсик.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
– Царь всех зверей лев, услышав о ваших успехах в объединении его подданных в группы, прислал для вас более сложное задание. Найдите в рабочей тетради задание № 5 на стр. 11. Вам необходимо найти общее свойство всех предметов на рисунке и раскрасить вазы одной формы одним цветом.
Проверьте себя по образцу. Обведите ту вазу, которую вы раскрасили неправильно.
Если задание выполнено верно, то поставьте знак «+».
Что общего было у всех раскрашенных вами предметов? (Это все вазы.)
Вот еще одно задание, которое приготовил вам Царь зверей. Найдите в учебнике задание № 4*, стр. 11 (У).
Учитель проводит работу по заданию в учебнике в зависимости от индивидуальных особенностей класса и если позволяет время на уроке.
5. Итог урока.
Заканчивается урок. Льву очень хочется узнать, чему вы научились сегодня. Порадуйте его ответами! (Слайд 11)
Посмотрите на эталон. В чем он вам сегодня помогал? (Находить общее свойство.) (Слайд 11, анимация 1)
Расскажите, как вы будете рассуждать, чтобы найти общее свойство. (Например: определю свойства каждого предмета, сравню и найду общее свойство, назову группу по этому свойству.)
Кому из вас удалось выполнить шаги учебной деятельности? Докажите. (...) (Слайд 11, анимация 2)
Кто из ребят больше всех помогал вам сегодня на уроке? (...)
8