СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Общее значение однокоренных слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение.

 

Задачи: сформировать понятие однокоренные (родственные) слова; ввести понятиекорень слова; провести осмысление этих понятий; развивать универсальные учебные действия.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Общее значение однокоренных слов»

Урок русского языка в 1 классе

Тема: «Общее значение однокоренных слов».



Цель: на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение.


Задачи: сформировать понятие однокоренные (родственные) слова; ввести понятиекорень слова; провести осмысление этих понятий; развивать универсальные учебные действия.


Ход урока.


I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. 

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.



(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других)


II. Орфографическая разминка.


1. «Диагностика» на слух: пружина, Чайковский, прощай, Франция, пушистый.

2. Скандирование словарных слов:

 ребята

 дорога

 Москва

 учитель

  язык

- Какое слово лишнее?

- На какие группы можно разделить слова?

- Какое слово нельзя перенести?

 Запись слов 2-3 слов (2 человека у доски).

- Что мы с вами записали? (слова)

- Что имеют слова? (значение)


(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Прикрепляется листы с записью: слова, значение.


III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.


- Послушайте, что произошло однажды на лугу.
- Вы кто такие? 
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? 
- А я ваша тётя – Гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему? 
- А кто такие родственники? (Люди которые похожи между собой внешне и являются родными.) 
- Назовите родственников среди действующих лиц сказки.

- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.

- А нет ли родственников среди слов нашего языка?

- Как это можно установить? Давайте проведём исследование.

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (Родственных словах.)


(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя)

 

IV. Поиск решения задачи.


1.Исследование. 
- Назовите героев-родственников сказки :

- Запишите эти слова: Гусь, гусыня, гусята. 
- Что скажете про значение записанных слов? ( Прикрепляются листки со словами: ПОХОЖЕЕ, РАЗНОЕ) (Можно выделить общую часть) 
- Чем ещё похожи слова с похожим значением? 
(Прикрепляется листок со словами: ОБЩАЯ ЧАСТЬ). 
На доске получается схема: 
       СЛОВА 
       значение     

  похожее        разное

   общая часть

 - Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

  - А где можно узнать точно название? (В учебнике)

  Проверим свою гипотезу.


(Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)

2. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с.79

  - Какие же значения имеют родственные слова? 

 

V. Физкультминутка. 

 - На экране написаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

 

Лес – лесник

Река – плот

Сад – садовый

Дом – домашний

Дом - дым

Стена – гвоздь

Кот – котик

Поле - полюшко

Гриб – грибной

Обед - стол 

- Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов.

 

VI. Решение поставленной задачи.

1. Упражнение 3.

- Найдите общую часть в словах. Работа в парах.


(Коммуникативные УУД: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

2. Дети выполняют задание самостоятельно

Работа над упражнением 5 с.81 в р.т.

- Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

 

VII. Первичное закрепление.

 1. Работа в группах. Игра «Собери «родственников»  
- Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться. 
Давайте поможем словам найти «свою семью». 
- Поселите слова « в семьи» к словам: ДОМ ГРИБ, ЛИСТ.

- Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился « чужой». 
(Дети распределяются в группы (по рядам) и записывают слова на листах ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ.


(Коммуникативные УУД: учиться работать в группах; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



2. Проверка.


3.Найдите лишнее слово.

 кот

 котёнок

 котята

 котофей

 котел

 кошка

 котище

 

VIII. Итоги урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? 
- Какие слова называются родственными?



(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)


IX. Рефлексия учащихся. 


Используется рефлексивный экран


- Я понял, что… 
- Было интересно… 
- Было трудно… 
- Мне захотелось… 
- У меня получилось… 
- На следующем уроке мы…


(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).