Урок – сказка для 7 класса
«Прямая пропорциональность и ее график»

Подготовила учитель
математики
Емельянова
Татьяна Викторовна
Урок – сказка для 7 класса.
Тема: «Прямая пропорциональность и ее график»
Элементы игры.
Цели:1) образовательная: выработка у учащихся умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
2) воспитательная: повышение интереса к изучаемой теме, познавательного интереса к предмету; воспитание аккуратности при выполнении работы;
3) развивающая: развитие умения применять ранее полученные знания.
Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями, учебники.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Приготовимся к уроку. Откройте тетради, запишите дату. (17 ноября)
Откройте учебники на странице 68.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы « Прямая пропорциональность и ее график». (слайд1)
Запишите тему урока. Дома вы уже выучили определение прямой пропорциональности, познакомились с ее графиком, а теперь посмотрим как вы научились строить графики и находить значения аргумента и функции. Для этого мы совершим путешествие по сказке. ( слайд2)
( слайд3 )
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван Царевич.
И было у него три сестры – Марья, Ольга, Анна. Отец и мать умерли. Отдал Иван Царевич сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царства, и сделалось ему скучно.
(слайд 4)
Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге он повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга,
(слайд 5)
но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Иван Царевич берет три дружины верных воинов и едет выручать свою любимую.
(слайд 6)
Вышли войска к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост.
На камне написаны три вопроса. Если правильно ответить на эти вопросы, то камень повернется и освободит дорогу. Иван Царевич предлагает своим дружинам ответить на вопросы:
( слайд 7)
(Каждая дружина отвечает на один вопрос)
Вопрос первой дружине.
1) Сформулируйте определение прямой пропорциональности?
(Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у= kх, х- независимая переменная , k-не равное нулю число.)
Вопрос второй дружине.
2) а) Что является графиком прямой пропорциональности?
(График прямой пропорциональности представляет собой прямую, проходящую через начало координат).
б)Как построить график прямой пропорциональности?
( Чтобы построить график прямой пропорциональности достаточно найти координаты какой - нибудь точки графика этой функции).
Вопрос третьей дружине.
3) Как расположен в координатной плоскости график функции у=kх при k0 и при kk0 график прямой пропорциональности расположен в I и III координатных четвертях;
При kII и IV координатных четвертях).
(слайд 8)
Долго они ехали по лесу, пока дорога не привела их к избушке бабы Яги. Баба Яга давно враждовала с Кощеем и она согласилась помочь Ивану Царевичу, но только в том случае, если его воины построят шесть графиков функций, написанных на стенах избушки.
(слайд 9)
Построить графики функций: ( Каждой дружине построить по 2 графика)
(Если у кого-то из воинов возникли трудности, то попросить помощи у других воинов дружины)
I | II | III |
у = 2х у = - х | у =0,5х у = -3х | у = 1,5х у = -2х |
( слайд 10) Ответы
(слайд 11)
Прощаясь с Иваном Царевичем, баба Яга рассказала о силе прямой пропорциональности. Коль нужно отпереть какой-то запор в Кощеевом дворце, надо:
1) Уметь находить значение функции, если известно значение аргумента и, наоборот, найти значение аргумента, если известно значение функции.
2) Уметь определять проходит ли график функции через точку с заданными координатами или принадлежит ли точка с заданными координатами графику функции, заданному по формуле.
3) Умение находить с помощью графика значений функции по заданному значению аргумента и наоборот нахождение значений аргумента по заданному значению функции.
(слайд 12)
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана Царевича и его воинов, схватил их, сбросил в подземелье и замкнул на 12 замков. Узники подземелья, чтобы открыть 12 замков, начали выполнять следующие задания.
Работа с учебником:
( №302)
Постройте график функции, заданной формулой у = - 0,5х.
( I дружина строит график)
С помощью графика найдите:
а) значение у, соответствующее х, равному -2; 4; 1; ( II дружина)
б) при каком х значение у=-1; 0; 2,5. (III дружина)
Существует ли такое х, при котором у=-150? Если существует, то вычислите его.
-Как найти значение аргумента, если известно значение функции?
( Решить уравнение )
( слайд 13) Ответы
( слайд 14)
Дети решают на доске
- Принадлежит ли точка графику функции:
ответ
1. | у = 0,5х | D (2;1) | + |
2. | у = - 2х | А (-6;3) | - |
3. | у = -3.5х | С (-3;10,5) | + |
( слайд 15)
Решите устно.
- Найти значение функции: ответ
1. | у = -2х | если х =3 | у = -6 |
2. | у = 1,5х | если х = 6 | у= 9 |
3. | у = 3,5х | если х =-4 | у = -14 |
(слайд 16) Ответы
( слайд 17)
Дети решают на доске
- Найти значение аргумента, если известно значение функции:
ответ
1. | у = 4х | у = 0 | х = 0 |
2. | у = -3х | у = 1,5 | х = -0,5 |
3. | у = - 0,4х | у = -2 | х =5 |
( слайд 18) Ответы
(слайд 19)
Иван Царевич с воинами с честью выполнили все задания, и двери подземелья открылись. И встали воины перед воротами Кощеева дворца. А на воротах следующее задание.
( слайд 20)
Надо написать уравнение прямой пропорциональности, график которой изображен на рисунке.

(-Записать уравнение прямой пропорциональности в общем виде: у =kх,
Что надо знать?( k ) Как найти k?)
Иван Царевич написал уравнение прямой.
(слайд 21) Ответ ( У= 3х )
( слайд 22)
Ворота открылись, и воины освободили Елену Прекрасную, и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван Царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали сестриц, приехали домой, и стали жить – поживать да добра наживать и многие более трудные задачи решать.
( слайд 23)
4. Домашняя работа.
№ 308
( слайд 24)
5.Подведение итогов.
Молодцы ребята, с заданиями успешно справились и показали, что хорошо выполняете задания на прямую пропорциональность.
Выставление оценок.
Конец формы