ТЕМА: Расчеты по химическим уравнениям
Задачи
Образовательные: создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.
Развивающие: развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, чувства ответственности учащегося за свою работу; воспитывать способность к самореализации; уверенности в своих силах, настойчивости, преодолении трудностей.
4. Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны • знать алгоритм решения задач по уравнениям реакций; • уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции).
Личностные: Демонстрируют положительное отношение к учению, познавательной деятельности; осознают границы собственного знания и незнания;
Предметные:
Знают:
• закон сохранения массы веществ;
• алгоритм решения задач по уравнениям реакций;
Умеют:
• вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
Владеют:
• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.
Познавательные:
• проявляют инициативу в ситуации общения;
Регулятивные:
• вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта;
• владеют основами самоконтроля и самооценки;
Коммуникативные:
• устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент. |
Запись темы урока. | Тема: Роль растворов в природе и жизни человека |
Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся. |
Повторение базового теоретического материала и актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. | - Что такое химическая формула? Как называется вещество, формула которого СаСO3? - Какую информацию дает нам эта формула? - Какие расчеты можно произвести по формуле вещества? Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению Fe+S= FeS Это вы сказали о качественной стороне. Но есть еще и количественная сторона реакции. ν1моль 1моль 1моль M 56 32 88 m = М·ν S+O2= Р+ O2= - Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции? - Какая тема урока сегодня? |
Целеполагание. Определение темы урока. Постановка цели урока | Какая тема урока? Исходя из темы, назовите цель урока. Работа на уроке в парах, используя алгоритмы решения задач. |
Изучение нового материала. |
Работа с учебником Стр. 123 | Формулируют задачи: -разобрать алгоритм решения задач; -решить самостоятельно задачи с взаимопроверкой; -решить задачи на закрепление. Работают в парах с алгоритмами (приложение), решают задачи с взаимопроверкой. |
Первичная проверка изученного материала |
Применение полученных в ходе занятия знаний на практике. | Самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем. |
6. Закрепление |
Выполнить задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку. | Работа индивидуально по карточкам. Записывают ответы в тетрадях. Проверяют выполненную работу. ПРИЛОЖЕНИЕ |
7.Рефлексия | -Что нового изучили? -Какова была цель урока? Достигли ли её? -Какие возникали сложности при решении задач? -Что необходимо знать для успешного решения задач? -На что необходимо обратить внимание при решении задач? |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям.
1 способ «По количеству вещества»
1шаг. Прочитай условие задачи. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г водорода.
2 шаг. Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m (Н2)=8 г, m (О2)=?, M (Н2) = 2г/моль, M (О2) = 32г/моль.
3 шаг. Составь уравнение реакции: 2Н2 + О2 = 2Н2О
4 шаг. Найди количество известного вещества по формуле ν = m: М; ν (Н2)= m (Н2), M(Н2 )= 8г:2г/моль= 4 моль
5 шаг. Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х
4 моль х моль
2Н2 + О2 = 2Н2О
6 шаг. Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:
4 моль х моль
2Н2 + О2 = 2Н2О
2 моль 1 моль
7 шаг. Составь пропорцию и реши ее:
4 моль - х моль
2 моль - 1 моль х=2 моль
8 шаг. Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · ν:
m (О2)= М (О2) · ν (О2) = 2 моль ·32 г/моль=64 г
9 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.
2 способ «По массе вещества»
1 шаг. Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.
2 шаг. Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m(Н2)=8 г, m (О2)=?, М(Н2)= 2г/моль, М(О2) = 32г/моль.
3 шаг. Составь уравнение реакции 2Н2 + О2 = 2Н2О
4 шаг. Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.
8г х г
2Н2 + О2 = 2Н2О
5 шаг. Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:
8г х г
2Н2 + О2 = 2Н2О
4 г 32г
6 шаг. Составь пропорцию и решите ее:
8г - х г
4г - 32г m(О2)=х =64 г
7 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.
Задачи для решения в паре
1. Определите массу меди необходимой для получения 32г оксида меди (ІІ).
2. Определите массу аммиака, который образуется при взаимодействии 140г азота с водородом.
Задачи для самостоятельного решения
1. Рассчитайте массу и количество вещества углерода, образовавшегося при разложении метана (СН4) массой 80г.
2. Сколько граммов сульфида железа (II) FeS можно получить при взаимодействии 112г железа с серой.
3. Какое количество вещества водорода прореагировало с хлором, если образовалось 6 моль хлороводорода НCl.
Задачи для решения в паре
1. Определите массу меди необходимой для получения 32г оксида меди (ІІ).
2. Определите массу аммиака, который образуется при взаимодействии 140г азота с водородом.
Задачи для самостоятельного решения
1. Рассчитайте массу и количество вещества углерода, образовавшегося при разложении метана (СН4) массой 80г.
2. Сколько граммов сульфида железа (II) FeS можно получить при взаимодействии 112г железа с серой.
3. Какое количество вещества водорода прореагировало с хлором, если образовалось 6 моль хлороводорода НCl.
Задачи для решения в паре
1. Определите массу меди необходимой для получения 32г оксида меди (ІІ).
2. Определите массу аммиака, который образуется при взаимодействии 140г азота с водородом.
Задачи для самостоятельного решения
1. Рассчитайте массу и количество вещества углерода, образовавшегося при разложении метана (СН4) массой 80г.
2. Сколько граммов сульфида железа (II) FeS можно получить при взаимодействии 112г железа с серой.
3. Какое количество вещества водорода прореагировало с хлором, если образовалось 6 моль хлороводорода НCl.