Ход урока. I Орг. момент. Добрый день, добрый час Очень рада видеть вас. - И начнём мы наш урок с небольшой разминки. Мы начнём урок с разминки Выпрямляем свои спинки Вправо, влево повернулись И тихонько подтянулись. Раз, два, три, четыре, пять Нам пора урок начать. - Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь. -Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (Трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других.) II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Проверка домашнего задания. Беседа о проделанной работе. Минутка чистописания. - А сейчас откройте тетради и запишите дату, классная работа. – Начнём наш урок с минутки чистописания. ая яя ий ый ой ое ее ые ие Прочитайте хором строчку чистописания. - Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.) - Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы Дети делят так: Один ученик у доски - Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.) – На что может указывать окончание имени прилагательного? (На род и число имени прилагательного) III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – Назовите тему и задачи нашего урока. Род и число имён прилагательных. – Определите задачи урока, используя опорные слова. (Слайд2) – Сегодня на уроке мы повторим, как связаны имя существительное и имя прилагательное, будем отрабатывать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род и число имён прилагательных и их окончания. IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. а) Словарная работа. (Слайд3) – Посмотрите на картинки. Что это за слова? (Это слова с непроверяемой безударной гласной) – Нам нужно образовать однокоренные прилагательные. – Какая цель нашей работы? (Вспомнить с помощью каких частей слова можно образовать имена прилагательные.) Картофель – картофельный, вагон – вагонный, берёза – берёзовый, семена (зерна, предназначенные для посева; части растений (плоды, клубни, луковицы и т.п.), предназначенные для посева ) – семенной, вокзал – привокзальный. - Запишите предложение: Зимой лес укрылся белой шубкой. -Разобрать предложение по членам предложения. б) Распределите словосочетания на группы. Синее море, высокий дом, железная лестница, ёлочная игрушка, хрупкое стекло, хороший прыжок, воскресный день, красивая беседка, глубокое озеро. __м.р._ _ж.р.___ ср.р.__ – Что можно сказать о существительных в 1, 2, 3 столбике? (в 1 ст. сущ. – м.р, ед.ч., во 2 ст. – сущ. ж.р., ед. ч., в 3 ст. – сущ. ср. р.,ед. ч.) – На какой вопрос отвечают прилагательные 1 столбика? (какой?); 2-го столбика?, 3-его столбика? – Какие родовые окончания имеют прилагательные м. р., ед. ч. (- ой, -ий, - ый) , ж.р.,ед.ч., ср.р. ед ч.? вопрос | какой? | какая? | какое? | какие? | родовые окончания | - ой, -ий, - ый | - ая, -яя | - ое, - ее | - ие, - ые | – В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? ( Имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе и роде) – Как определить род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного) – Как определить, какое окончание нужно написать в том или ином прилагательном? (Нужно поставить вопрос. По ударному окончанию вопроса можно проверить окончание прилагательного) V. Обобщение и систематизация знаний. ФИЗМИНУТКА Как живёшь? Как идёшь? Как бежишь? Как прыгаешь? Как плывёшь? Как летишь? Как ты спишь? А как сидишь? в) Закрепление. – Какая цель была в нашей работе? (Научиться определять род им. прилагательного по им. существительного, правильно писать окончания), Работа с учебником. У. с. 8 упр. 12 Работа в группах. - Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.) Проверка по эталону Вывод. Род имён прилагательных можно определить только в единственном числе. г) Разноуровневые задания: синие: Списать текст, подчеркните имена прилагательные, выделите окончания имен прил-х; Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берез украсил белый иней. С верхушки старой ёлки слетела птица. Оранжевые: Списать текст, подчеркнуть имена прилагательные вместе с сущ-ым, указать род имен прилагательных: Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берез украсил белый иней. С верхушки старой ёлки слетела птица. Красные: Списать текст, подчеркните имена прил-ые и сущ-ые, определять их род и число Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берез украсил белый иней. С верхушки старой ёлки слетела птица. У доски 1 ученик. Проверка е) Работа в парах. Тест «Проверь себя» Укажи имя прилагательное. утеплять; Б) теплый; тепло. 2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. - ие; Б) - ее; - яя. 3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... гладкая; Б) короткая; толстая. 4). Род и число имени прилагательного зависит от: имени существительного; Б) глагола; местоимения. 5. Выберите верное утверждение: В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения; Проверка (Слайд 13) VI Рефлексия с Алисой Чему мы научились на уроке: Я научился... Я понял, что... Было трудно... Было интересно... VII Домашнее задание Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник: 1) Подобрать и записать в тетради 2 загадки о зиме, подчеркнуть имя прилагательные, определить род и число прилагательных. 2) Придумать и записать 3 предложения о зиме, определить и обозначить части речи, определить род и число имен прилагательных. VIII Подведение итогов. – Что мы сегодня закрепили на уроке? – Как определить род и число имён прилагательных? – Как проверить написание окончания имени прилагательного? Спасибо за урок. Вы –МОЛОДЦЫ! |