Тема. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина Савченко Л. А., учитель русского языка и литературы, МКОУ Дроздовская СОШ Цель: показать учащимся, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина, проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине. Оборудование: портрет С. А. Есенина, тексты стихотворений о природе и Родине, аудиозапись романса «Забава» (на стихи С. А. Есенина) в исполнении Александра Малинина, репродукции картин И. И. Левитана, А. А. Рылова, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильева. Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков. Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1. Беседа • Какие эпизоды биографии Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками? • Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края? • В чём уникальность, самобытность художественного мира Есенина? Каковы наиболее характерные приметы мира поэта? • Какое место в раннем творчестве Есенина занимает русская деревня? • Какой предстаёт любовь в ранних стихотворениях Есенина? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества? 2. Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока) III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока Слово учителя — Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами отобразилась в стихах, полных любви к русской земле: О Русь — малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды — всё это отобразилось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лирика,— не без гордости говорил Есенин,— жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве». Это Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты, самые неожиданные метафоры, самые смелые олицетворения. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспел в своих стихах. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов — это признание в любви родным полям, берёзкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живёт и дышит Родиной. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какое развитие получила это тема в лирике Сергея Александровича Есенина. IV. Работа над темой урока 1. Объяснение учителя — Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё написанное им проникнуто чувством родины. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне. От проникновенных стихов о стране «берёзового ситца», шири её степных раздолий, шуме зелёных дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые грозные годы — каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам. Можно даже сказать, что это не просто природа или родина, это особый цельный образ, который можно назвать ПРИРОДА — РОДИНА. 2. Исследовательская работа (в группах) Рассмотрите тему: «Развитие темы Родины и природы в творчестве Есенина» по периодам. • 1-я группа. «Мой край задумчивый и нежный…» (1914–1916): стихотворения «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «Запели тесаные дроги…». • 2-я группа. «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь» (1917–1921): стихотворения «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!». • 3-я группа. «Несказанное, синее, нежное, тих мой край после бурь, после гроз» (1924–1925): стихотворения «Русь Советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль…». Общий для всех групп план 1. Выделите в данном периоде творчества стихотворения, относящиеся к теме Родины, природы. 2. Проанализируйте стихотворения, обратив внимание на то, как развивается эта тема в данном произведении, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворения. 3. Представьте свои наблюдения в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк. Презентация результатов работы 3. Создание и решение проблемной ситуации (работа в парах с текстами стихотворений о родине и природе С. А. Есенина) Задание. «Природу Есенин ощущал в движении, он улавливал взаимосцепление отдельных её элементов. Он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: “Сыплет черёмуха снегом”; “Как метель черёмуха машет рукавом”; “На грядки капусты волноватой рожок луны по капле масло льёт”; “Кругом роса медвяная сползает по коре, Под нею зелень пряная сияет в серебре”. Взор поэта схватывает и общую картину, и мелкие предметные детали (часто близкие к предметам обиходного мира). Природа дышит, действует, живёт. Именно этим объясняется то, что поэт, описывая её, прибегает к способам звукового изображения: “Звонкой позолотой взвенивает лес”; “Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”. Звенит в его стихах не только сосняк, звенит и рожь, и — что особенно характерно — в звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: “в роще по берёзкам белый перезвон”, “хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”, “а у низеньких околиц звонко чахнут тополя”» (И. С. Эвентов). • Продолжите ряд примеров «цветного звучания» есенинских стихов, начатый литературоведом И. С. Эвентовым, определите эмоциональные оттенки этого звучания. • Проследите, какая эмоциональная доминанта была характерна для «озвучивания» лирики поэта в различные этапы его творчества. Подтвердите ваши наблюдения цитатами из произведений С. А. Есенина. 4. Коллективная работа над составлением обобщающей сопоставительной таблицы «Родина и природа в творчестве Сергея Есенина» (запись в тетрадях) ТАБЛИЦА Родина и природа в творчестве Сергея Есенина | Название стихотворения | Содержание и художественные особенности | «Сыплет черёмуха снегом» (1910) | • Свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом; • полноценное и многообразное принятие всего богатства природы. Метафоры и эпитеты: «сыплет черёмуха снегом»; «никнут шёлковые травы»; «Ой вы, луга и дубравы,— Я одурманен весной!» | «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) | В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в её мир, говорит её языком. Риторическое обращение: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Эпитеты и метафоры: «гарь в небесном коромысле» | «Запели тёсаные дроги» (1916) | В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой — «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тёсаным дрогам. И вот из этого противоречия выплёскивается признание: О Русь, малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску | «О верю, верю, счастье есть…» (1917) | В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь», волнуется «неуёмный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовёт Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полёт» | «Русь Советская» (1924) | Стихотворение показывает сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны, поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой — «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш»; • грусть и радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далёкой стороны»; • новый свет другого поколения не греет | «Возвращение на родину» (1924) | • Жизнь не даёт покоя и умиротворения. Она несёт на родную землю неумолимые перемены; • надвигается страшный железный гость, обдаёт стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь Богу негде помолиться» | «Неуютная жидкая лунность» (1925) | В стихотворении поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне: Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и её лачугами, сохой и песней тележных колёс | «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) | • Исповедальность стихотворения; • философские размышления; • глубокий, осмысленный взгляд; насыщенные образы, богатая образность: «равнина дорогая», «ковыль, бревенчатая изба»; • употреблена инверсия; градация; оксюморон; конец стихотворения звучит как эпитафия: готов всё любить, но полюбить не чтобы жить, а чтобы умереть | |