ПЛАН работы по самообразованию
учителя русского языка и литературы Вильдановой Э.Р.
Тема: Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уроках русского языка
Цель: Формирование системы подготовки учащихся 5 – 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Планируемый результат: достаточный уровень владения методикой подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, отсутствие выпускников 9, 11 классов с неудовлетворительным результатом
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовые акты по ОГЭ и ЕГЭ.
2. Изучить и оценить уровень готовности учеников к ОГЭ и ЕГЭ по КИМам (9, 11 кл.).
3. Ввести в уроки русского языка в 5-11 классах тестовые задания и сочинения-рассуждения по подобию заданий ОГЭ и ЕГЭ.
4. Вести систему мониторинга по предмету.
5. Совершенствовать работу с одаренными детьми
Содержание работы
- посещение заседаний ШМО, ГПО;
- посещение семинаров, учебных курсов;
- изучение нормативно-правовых актов по ГИА и ЕГЭ посредством ресурсов Интернет.
- приобретение методических пособий для учащихся по подготовке к ЕГЭ;
- знакомство учащихся с критериями оценки письменных заданий ОГЭ и ЕГЭ (часть С) на уроках русского языка;
- отслеживание динамики усвоения учебных знаний учащихся по результатам самостоятельных, проверочных и контрольных работ;
- ведение внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»;
-систематическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах;
- изучение методической литературы по теме самообразования.
Сроки и этапы реализации: сентябрь 2021– август 2024 гг.
При подготовке к экзаменам необходимо использовать активные методы обучения.
Использование активных методов обучения позволит:
активизировать познавательную активность обучающихся;
разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
значительно сэкономить время на уроке;
повысить творческий потенциал личности детей;
внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.
повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы
Направления самообразования
1.Методическое
Изучение методики преподавания русского языка по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
2. Профессиональное:
Изучение материалов ОГЭ и ЕГЭ, уяснение их особенностей и требований;
Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
Подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;
Создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;
Разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;
Повышение квалификации
участие в семинарах
консультации с коллегами
обмен опытом в интернет-сообществах («Инфоурок», «Мультиурок»).
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ
Подготовка к ЕГЭ небольшим группами учащихся.
Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ.
Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание.
Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.
Организовать подготовку на учебных платформах РЕШУ ОГЭ, РЕШУ ЕГЭ, ЯКЛАСС
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам без ответов.
Выполняя такие тесты, ученик проверяет свои ответы у учителя, отмечает допущенные ошибки.
Затем он должен проанализировать их, комментируя учителю.
Заводится ежедневник выполнения тестов. Туда переносятся, ответы выполненные учеником с ошибками. Таким образом, визуально ребенок видит наиболее часто допускаемые ошибки.
Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять.
Заводится отдельная папка для сочинений с шаблонами и постепенно заполняется работами.
Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.
План работы по самообразованию
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Выбор темы, её теоретическое изучение , изучение теоретического опыта | Сентябрь 2021 |
2 | Использование теоретических знаний на практике. | постоянно |
3 | Работа с выходом на положительные результаты: открытые уроки , мероприятия , подготовка разработок | В течение периода |
4 | Методическая работа в рамках методической группы. | По плану |
5 | Подготовка к прохождению аттестации. | регулярно |
6 | Изучение материалов по прохождению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. | регулярно |
7 | Ведение «Портфолио». | регулярно |
8 | Системный анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования. | постоянно |
9 | Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории. | В год аттестации |
10 | Обобщение опыта по системе на школьном уровне. | Октябрь 2021г |
11 | Использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения. | постоянно |
Учебная деятельность
Также задачами деятельности учителя по организации и содержанию учебной деятельности на учебный год являются:
повышение качества обучения по русскому языку и литературе через достижение обучающимися не только предметных образовательных результатов, но и формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности и использование на уроках русского языка и литературы приемов современных образовательных технологий.
Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru
Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru
Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru
Высшее образование в России http://vuzinfo.ru
ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org
Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru
Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru
Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru
Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32
Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php
Русский ЕГЭ 2009 http://www.rus-ege.com
Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru
Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info
Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru
Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru
Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru
Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru
Несмотря на то, что подготовка к единому государственному экзамену не требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и, безусловно, сдачи ими экзамена.
В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене. Поэтому наиболее целесообразным является введение тестовых заданий и сочинения-рассуждения по типу ОГЭ и ЕГЭ уже с 5 класса.
Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности, развивается словарный запас.
Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, продуманной, систематизированной, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ и ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности, уже с 5 класса.
Работа над 27 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенной идейной проблематикой - необходимая задача для каждого обучающегося.
Сочинения учащихся анализируем вместе и индивидуально, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Распечатываю каждое задание дополнительно. Всегда настраиваю учеников на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!»